"Снижение" налогов по-азаровски
Одним из главных лозунгов создателей проекта госбюджета на 2007 год является снижение налогов. Вице-премьер Николай Азаров и его подчиненные везде рапортуют о том, что фискальная нагрузка на экономику в 2007-м снизится.
Тем не менее, анализ конкретных предложений, изложенных в проекте бюджета, свидетельствует об обратном. Если брать Украину в целом, то можно говорить о том, что налоговое давление будет увеличено. И фискальная нагрузка - также.
Валютный процент
Так вот, попробуем найти в правительственном проекте бюджета хоть какие-то достойные внимания и уважения шаги относительно снижения налогового давления.
Чуть ли не единственной цифрой, которую могут назвать чиновники в ответ на вопрос "а что же реально вы снизите?" является снижение сбора на куплю-продажу валюты.
Этот сбор уменьшится - внимание! - с 1,3% до 1%. Ведь 0,3% - чуть ли не единая конкретная цифра, которую можно услышать от людей, которые называют себя едва не "налоговыми освободителями" экономики от драконовских налогов, которые вводили предыдущие правительства.
Тем не менее, речь идет о "снижении налогового давления" лишь на несколько сотен миллионов гривен. Так, в 2006 году планировалось собрать 2,6 млрд. грн. В 2007-му - 2,1 млрд. Итак, 500 млн. - т.е. немного меньше, чем на содержание Верховной Рады.
Для сравнения, только за счет повышения рентных платежей на добычу углеводородов в 2007-м правительство планирует получить дополнительно 1,5 млрд.грн., а в целом 8,5 млрд.грн. против 7 млрд.грн. в 2006 году!
Ожидаемое повышение ренты больнее всего ударит по НАК "Нефтегаз Украины", который и так находится в финансовых тисках со своими долгами.
В этом месте очень уместно было бы сказать о "региональной" последовательности господина Азарова относительно налогообложения "Нефтегаза".
Первому вице-премьеру не помешало бы вспомнить, как еще 4 октября он обвинял правительство Юлии Тимошенко в том, что НАК "Нефтегаз Украины" был доведен до банкротства.
Тогда первый вице-премьер говорил о том, что в 2005 году "Нефтегаз" должен был уплатить в бюджет 10 млрд. грн., что почти в 2 раза больше чем в 2004 году.
Сейчас же, наверное, Николай Азаров решил добить компанию, чтобы не мучилась, через повышение ренты.
Вывод - снижение, о котором трезвонят "регионы", настолько незначительно, что его нельзя считать налоговым послаблением. В тот же время определенные виды обязательных платежей в бюджет авторы его проекта втихомолку увеличивают.
Еще один пример - налогообложение банковской сферы.
Проект бюджета-2007 предвещает плохие времена для банков. Этот документ предусматривает изменение механизма формирования страхового резерва в пределах фактически выданных должникам средств. В частности, Украинский Кредитно-банковский Союз распространил по этому поводу такое заявление:
"Банки должны провести инвентаризацию кредитов, выданных на протяжении последних десяти лет, и если страховые резервы, сформированные на 01.01.2007, окажутся меньшими, чем страховые резервы, которые были сформированы на протяжении 10 лет, банк должен отнести эту разницу к налогообложению, т.е. уплатить налоги “задним числом” за десять последних лет. Речь идет о миллиардах гривень, которые могут быть вымыты из банковской системы абсолютно безосновательно".
Еще одна организация, Ассоциация украинских банков (АУБ), считает, что этой нормой бюджета создается беспрецедентный случай, когда налогоплательщиков обязывают пересмотреть свои налоговые обязательства за предыдущие 10 лет и соответственно увеличить размер налогооблагаемой прибыли не вследствие доходов, полученных в 2007 году, а за счет применения норм 2007 года к предыдущим периодам.
"Это является нарушением статьи 58 Конституции Украины, в которой написано, что "законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратной силы, кроме случаев, когда смягчают или отменяют ответственность лица", - заявили в АУБ.
Прибыль госпредприятий
Другой бюджетный лозунг, который будто бы свидетельствует о послаблении налогового давления - это снижение норматива отчислений в государственный бюджет части прибыли государственных предприятий с 50 до 15%, а для хозяйственных обществ с государственной долей - с 50 до 30%.
Звучит "угрожающе", но, тем не менее, дальше можно смеяться.
Правительство в своей бюджетной презентации пишет, что государственный бюджет в 2005-м не получил даже половины запланированного - при плане 5,6 млрд. грн. поступления составили 2,3 млрд. Т.е. правительство реально получило 41% ожидаемого.
В 2006 году картина аналогичная - при плане в 3,5 млрд.грн. можно ожидать 1,7 млрд.
Т.е. Азаров пошел путем командира артиллерийской батареи: "Снаряды закончились? – Так точно, все до одного! - Прекратить стрельбу!".
Выходит, поскольку госпредприятия не платят, то им сокращают размер отчислений, в соответствии с их возможностями платить. Однако это совсем не означает, что общий объем отчислений в бюджет существенно уменьшится.
Восстановление СЭЗ и ТПР
Возвращаются все те же пресловутые свободные экономические зоны (СЭЗ) и территории приоритетного развития (ТПР).
С экономической точки зрения, конечно, возвращение к СЭЗ - снижение налогового давления. Тем не менее, цена такого снижения слишком большая для экономики. В "зонах", как и раньше, будут свои "паханы", которые станут получать взятки за право работать на льготных условиях.
Ведь система "вхождения" проектов в СЭЗ и ТПР остается старой. Поскольку как и раньше именно от чиновников, т.е. от администрации той или иной "зоны", зависит, разрешат ли предпринимателю модернизировать материально-техническую базу своего бизнеса на условиях льготного налогообложения, как это предлагается в бюджете.
Таким образом, в каждой СЭЗ или ТПР будет свой продавец налоговых льгот, что в целом будет логическим продолжением многолетней практики чиновничьего рэкета.
Что же касается отдельных больших предпринимателей, которые имеют свободный доступ к любым властным коридорам, то для них СЭЗ могут стать еще одним звеном в схемах оптимизации налогообложения своего бизнеса.
Поскольку у правительства еще есть время и пространство для маневра относительно своего намерения восстановить СЭЗ, можно спрогнозировать основные варианты его действий.
Первый – правительство набирается наглости и восстанавливает СЭЗ-ТПР в их первоначальном и диком виде – с широким возможностями для теневого бизнеса, коррупции и другими ностальгическими вещами.
Результат - в карманы чиновников и их друзей бизнесменов потекут криминальные доходы, которые понадобятся для следующих политических баталий. В частности, можно будет неплохо зарабатывать на обеспечении стабильности тех же СЭЗ и ТПР как теневого бизнеса. Получаем замкнутый круг.
Второй – правительство формально восстанавливает СЭЗ-ТПР, т.е. в максимально урезанном варианте. Цель этого мероприятия - не экономическая, а скорее политическая. Во-первых, ликвидацию СЭЗ и ТПР "регионалы" долгое время критиковали, и теперь вернуть "зоны" для них вопрос чести.
Во-вторых, правительство будет рассчитывать на положительную реакцию иностранного бизнеса, который присутствует в некоторых СЭЗ, - для того, чтобы иметь возможность эту реакцию тиражировать для саморекламы на просторах Украины и за ее пределами.
Что же до того, какой именно вариант изберет Кабмин, то понятно, что жесткая критика СЭЗ как криминального явления, подталкивает правительство именно ко второму.
Таким образом, едва ли СЕЗ и ТПР в своей "версии 2.0" будут играть существенную роль в налоговой системе Украины - т.е. их отнюдь нельзя считать существенным налоговым послаблением для экономики, и вдобавок чрезвычайно сомнительным с точки зрения коррупционной безопасности.
Врут?
Общий анализ инициатив правящей Партии Регионов показывает, что их "снижение" налогов вовсе таковым не является. Общую картину со смехотворным уменьшением налогообложения валютных операций и прибыли госпредприятий очень сильно портят "мелкие" детали - такие, как драконовское повышение ренты и антиконституционная ревизия налоговых обязательств банковских учреждений.
К этому еще следует прибавить увеличение налога на доходы физический лиц с 13 до 15%. Конечно, это планировалось предыдущими правительствами, но, тем не менее, опять-таки указывает на то, что разговоры о снижении налогового давления как минимум выглядят преувеличением, а как максимум - политическим обманом.
Так что теперь, украинцы имеют возможность еще раз убедить в вечности такого явления, как налоговое бремя, и полюбоваться новыми измерениями неискренности правительства.