Геноцид памяти оранжевой коалиции
Верховная Рада признала голодомор геноцидом. Партия регионов и коммунисты не поддержали признание. Социалисты проголосовали "за". При поддержке СПУ, НУ и БЮТ законопроект набрал 233 голоса. Это – только факты, и они нуждаются в комментариях.
Впрочем, они не замедлили поступить. Поведение Мороза высоко оценил президент. Сначала Иван Васюник, а потом и пресс-секретарь главы государства подчеркнули "объединяющую и консолидирующую роль" главы Верховной Рады.
А то, что в дипломатично-политическом реверансе прозвучала тавтология и слово "объединяющую" прозвучало еще и по-английски – "консолидирующую", следует понимать как основной акцент президентского послания.
Мороз действительно мог бы стать объединяющим фактором для НУ и БЮТ, что дало бы ему огромные возможности для политической игры и немалое влияние на ситуацию в Украине.
Если бы в свое время НУ сняла свои претензии на спикерство и удовлетворилась большим количеством мест в правительстве и немалым влиянием президента на губернаторов, ситуация в стране была бы совершенно другой.
К сожалению, Наша Украина оказалась в роли старика из известной сказки Пушкина о рыбаке и золотой рыбке, то есть, у разбитого корыта: партия распадается, поддержка президента почти утрачена, рассыпаются не только фракции в местных советах, но и областные организации, как это произошло в Житомире.
Не в лучшем положении оказалась и СПУ. Несмотря на усилия пиарщиков, опросы подтверждают падение доверия избирателей – партия впервые может не преодолеть даже 3% барьер.
Еще хуже ситуация с "золотой акцией социалистов", которая, собственно, и делает их влиятельными. Каждый день переговоров Партии регионов с самыми нестойкими остатками Нашей Украины обесценивает влияние СПУ.
Если часть соратников президента на самом деле присоединится к антикризисной коалиции, министры-социалисты в правительстве могут оказаться лишними. Ведь с новыми коллегами регионалам точно придется делиться местами в исполнительной власти.
Нет, спикерству Александра Мороза пока ничто не угрожает, но с отставкой министров катастрофически упадет влияние его партии.
Требования НУ выгнать из коалиции коммунистов были только риторикой. Ведь идеологическая несовместимость в украинской политике переживается намного легче, чем совместимость нескольких кандидатов на одно министерское кресло. Следовательно, не коммунисты, а социалисты могут быть вытеснены из коалиции при наиболее плохом для них сценарии развития событий.
Напряжение нарастает и между СПУ и КПУ, двумя идеологически родственными партиями, которые пытаются сесть на одно электоральное поле. Во время голосования закона о признании голодомора геноцидом, ловкость Мороза-спикера оценил не только президент, но и "друзья" из антикризисной коалиции.
По стенограмме заседания Совета 28 ноября, в 10:35 Александр Мороз чуть ли не в первый раз получил жесткий коммунистический облом от товарища Александровской: "Прошу свою личную позицию излагать где-нибудь в другом месте, а не на посту председателя Верховной Рады Украины... соблюдайте регламент!"
Сразу же после голосования главный коммунист Петр Симоненко был еще более раздраженным и радикальним. "Этот человек должен быть уволен со своего поста", – заявил он удивленным журналистам об Александре Морозе, объяснив, что спикер нарушил внутренние договоренности в коалиции.
Можно быть уверенным, что это только цветочки. Горькие красные ягодки будут щедро розданы избирателям после того, как коммунисты ринутся в регионы, чтобы похвастаться своей безкомпромисностью в борьбе с "бендеровским кодлом".
Не нужно быть оракулом, чтобы прогнозировать – больше всего достанется социалистам и лично Александру Морозу. Ведь тема непризнания голодомора не выгодна даже для КПУ, другое дело рассказывать, что они выступали со своей формулировкой, которая и была бы принята, если бы не "неверный и буржуазный" Мороз.
В чем-то коммунисты будут правы – Александр Мороз намного более близок к Нашей Украине, чем к классическим красным, что и подтвердило последнее голосование.
На короткое мгновение в зале появился призрак оранжевой коалиции, с влиятельным спикером Верховной Рады, который мастерски консолидирует БЮТ и Нашу Украину, удерживая нестойкую коалицию в 233 голоса.
Самое интересное, что оранжевая коалиция была бы намного большим гарантом неприкосновенности Конституционной реформы, чем антикризисная.
Ведь теперь отмена реформы в Конституционном суде, как это ни странно, выгодна практически всем политическим силам, кроме СПУ и КПУ.
И Янукович, и Тимошенко, и действующий президент не отказываются от перспективы посостязаться за главную должность на выборах 2009 года.
Если каждый из них попробует убедить независимый состав Конституционного суда, то реформу могут таки отменить.
Такое развитие событий посадило бы у разбитого корыта уже не Нашу Украину, а Александра Мороза. Сейчас на своей должности он выглядит, как родосский колос, но уже, как это часто бывает, на глиняных ногах.
Автор
Виктор Уколов