Зерновой кризис. Как всегда
В частности, посол США в Украине Вильям Тейлор недавно заявил: если вопрос с экспортом украинского зерна не будет решен в ближайшее время, он войдет в повестку дня встречи премьера Виктора Януковича с вице-президентом США Диком Чейни, которая должна произойти 3 декабря.
Очевидно, американцам не очень понятно стремление украинского правительства во что бы то ни стало снизить цены на зерно внутри страны.
Впрочем, мотивация правительства тут не ограничивается только популизмом – похоже, Кабмин лоббирует интересы отдельных игроков.
Хочу того, не знаю чего...
Кабминовские януковичи традиционно проспали момент, когда можно было урегулировать зерновой кризис относительно рыночными методами. Эксперты утверждают, что можно было бы относительно безболезненно пережить даже такое административное вмешательство, если бы правительство опомнилось намного раньше.
"Как в 2003-ем, так и в этом году то, что урожай зерновых будет меньше обычного, стало понятно еще до начала жатвы, – говорит директор экономических программ Центра им. Разумкова Василий Юрчишин. – Но до того, как зернотрейдеры начали продавать зерно, никто ничего не делал".
Если бы лицензии или квоты ввели не посреди маркетингового года, а за 90-120 дней до его начала (как того требуют правила международной торговли), то зерноторговые компании имели бы возможность правильно спланировать свой бизнес, уверен председатель Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко.
В таком случае трейдеры бы не подписывали контрактов, которые не могли потом выполнить вовремя, а, значит, не терпели бы убытков.
Но "антикризисные" чиновники начали бросаться из стороны в сторону, пытаясь как-то надавить на зернотрейдеров.
И забыли позаботиться о том, чтобы постановления, которые вводили лицензирование и квоты, прошли все необходимые процедуры, которые бы их соответствующим образом узаконили.
Результат – судебный иск Украинской зерновой ассоциации против правительства. Владимир Клименко заявил, что решение Кабмина о лицензировании и квотах нарушает законы "О зерне и рынке зерна в Украине", а также "О государственной поддержке сельского хозяйства".
К тому же, по мнению юристов, совершая подобные действия, правительство вышло за рамки своей компетенции.
"Согласно закону "О внешнеэкономической деятельности" право утверждать списки товаров, которые подлежат лицензированию, имеет только Верховный Совет, – рассказывает гендиректор ЮФ "Лекснавигатор" Игорь Скичко. – Поэтому введение лицензий и квот на импорт зерновых Кабмин должен был обязательно согласовать с ним. Но никто этого не сделал".
Поэтому есть все основания считать постановления правительства не отвечающими действующему законодательству, считает юрист.
Однако, как выяснилось, у исполнительной власти есть прочный иммунитет против вмешательства в ее действия с помощью власти судебной.
После того, как Хозяйственный суд Киева вынес решение о приостановлении действия постановления о лицензировании экспорта зерна, по логике, экспорт должен бы был происходить по старым правилам.
Но украинская таможня решила вообще прекратить вывоз зерна из Украины. К счастью, Минагрополитики и Минэкономики поспешили обратиться к таможне с письмом, чтобы возобновить работу зернотрейдеров.
Однако, Минэкономики для уточнения временно приостановило действие 14 лицензий, которые делают возможным экспорт зерна. Трейдеры, которые попали под запрет Минэкономики, до сих пор ждут возобновления лицензий.
Экономические последствия
По словам эксперта Института экономических исследований и политических консультаций Олега Нивьевского, по предварительным расчетам, из-за ограничения экспорта зерна трейдеры уже потеряли около $300 млн.
Эксперты считают, что до конца маркетингового года (то есть, до июля 2007) эта цифра должна вырасти до $1,5 млрд.
В нее заложена только прибыль, которую трейдеры могли бы получить от продажи зерна.
А следует также прибавить плату за хранение зерна в элеваторах, простой в портах уже загруженных зерном суден, которые не успели выйти до введения квот, и "неустойки", которые трейдеры будут обязаны выплатить в случае невыполнения контрактов. Суммы выходят изрядные.
"У нас уже больше двух недель простаивают два загруженных зерном судна, – рассказывает генеральный директор компании "Югтранссервис" Юрий Гордийчук. – За их простой мы платим $40 тыс. в день. То есть, уже потеряли на этом $840 тыс.".
"Сейчас мы приостановили доставку зерна в порт, потому что ждем, пока ситуация станет более понятной, – говорит гендиректор ЗАТ "Кернел-Трейд" Константин Литвинский. – Но у нас находится в элеваторах более 100 тыс. т зерна, хранение которого стоит в среднем 17,5 грн в месяц за 1 т. То есть, мы каждый день тратим на это около $150 тыс.".
От длительного пребывания в хранилищах зерно просто портится, и есть большой риск того, что часть урожая этого года просто сгниет в элеваторах.
"Около десяти дней назад нам сообщили, что в портовых элеваторах местами уже начались процессы самосогрева зерна, – говорит председатель Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко. – Поскольку зерно грузили при +30◦, а сейчас уже холодно, от долгого пребывания там оно начало портиться".
Куда повернули инвесторы?
Эксперты вслух говорят, что больше всего от "регулирования" рынка зерна пострадают совсем не зернотрейдеры, а сама Украина и ее сельхозпроизводители.
"Первое, что потеряет Украина из-за действий правительства по "регулированию" рынка зерна, это репутацию стабильной страны с предсказуемой политикой, – считает Олег Нивьевский. – К тому же, когда квоты снимут, экспортеры будут пытаться закупать зерно по сниженным ценам, чтобы компенсировать себе уже понесенные убытки и застраховаться от новых политических рисков".
Если в Европе фермеры получают приблизительно 70% от рыночной цены зерна, в Украине этот показатель держится на уровне 50%. А в будущем при условиях ручного регулирования рынка "от Януковича" наши крестьяне не будут получать и этого.
"Принимая во внимание сегодняшние события, в будущем на любой товар украинского происхождения покупатель будет требовать скидку, потому что не будет иметь никакой гарантии, что завтра не введут запрет на вывоз товара, – говорит Константин Литвинский. – Сейчас мы оттягиваем поставки насколько это возможно, и клиенты пока что относятся к нам с пониманием. Но мы не уверены, что в следующий раз у нас в принципе кто-то захочет что-то купить".
"Свято место" пусто не бывает: если украинцы не хотят продавать свое зерно, мировые производители будут покупать его у других. И неизвестно, удастся ли вообще отечественным производителям вернуть свои позиции.
К тому же, отечественный аграрный комплекс теряет значительные инвестиции, которые трейдеры делают в модернизацию, постройку элеваторов и т.д.
Так, некоторые компании уже начали замораживать свои инвестиционные проекты в Украине. Среди них есть и крупные международные трейдеры, такие как компания "Альфред Топфер Интернейшнл" (Нидерланды). Компания официально объявила про остановку всех инвестиционных проектов, которые, по неофициальной информации, стоят более $50 млн.
Кому это выгодно?
При существующей монополизации рынков сельскохозяйственной продукции, от снижения внутренних цен на зерно выиграют не конечные потребители и не крестьяне, а производители, которые используют зерно как сырье. То есть, мукомолы, хлебопеки и животноводческие хозяйства.
Получается, что правительство – за счет производителей и экспортеров зерна – дает возможность увеличить прибыль тем, кто работает в других сферах. И не удивительно, потому что в них кое-где присутствуют интересы чиновников, в частности из Минагрополитики.
Так, за счет удешевления зерна сможет увеличить свою рентабельность ГАК "Хлеб Украины", который недавно попал под крыло МинАП, или, например, один из крупнейших производителей курятины "Мироновский хлебопродукт", с которым связывают интересы нынешнего министра сельского хозяйства Юрия Мельника.
Другое обстоятельство, которое привлекает к себе особое внимание, – последняя инициатива Минэкономики касательно новых правил распределения квот.
До сих пор их распределяли по принципу "кто первый пришел" (очередь на получение квоты на кукурузу некоторые компании занимали с трех ночи).
Теперь же Минэкономики решило подчинить этот механизм правилам справедливости. Но, как оказалось, оно имеет о ней довольно оригинальное представление.
Так, 20 ноября министерство предложило проект постановления правительства (который, кстати, был одобрен на последнем заседании Кабмина), согласно которому в 2007-ом 80% квот будут распределены только между компаниями, которые работают в Украине уже не меньше трех лет. Остальным достанется только 20% квот.
Не требуется много времени, чтобы понять, что это нарушает все существующие правила конкуренции и ведет к перераспределению рынка.
"Создается такое впечатление, что с помощью этого документа власть пытается вмешаться в хозяйственную деятельность отдельных, избранных ею, компаний", – считает Игорь Скичко.
К этому следует прибавить, что за последние два года в лидеры украинского зернового рынка вышли компании, которые работают в Украине меньше трех лет. Например, ДП "Сантрейд" (входит в "Bunge Ukraine", США) и ДП "Баржевая компания" (входит в Cargill International, США), каждая из которых покрывает около 9% рынка и входит в пятерку лидеров.
Поэтому сам по себе напрашивается вывод, что власть желает видеть в лидерах не тех трейдеров, которые вышли на пик благодаря конкуренции за последние два года, а тех, кто уже работал с нынешним составом правительства в 2003 году.
К тому же, по информации из компетентных источников, в последние дни ходят разговоры о том, что некоторым лидерам рынка настойчиво предлагают продать часть компаний близким к правительству "инвесторам" из Донецка.