Табачник хочет стать Костусевым?
На днях у вице-премьер-министра Украины Дмитрия Табачника случился очередной "приступ" заботы об украинском народе. А точнее, о той его части, которая живет в столице Украины.
Дмитрий Владимирович пообещал киевлянам, что правительство не допустит монополизации рынка услуг кабельного телевидения в городе компанией "Воля-Кабель". Тем самым он прямо вмешался в сферу, где ответственным является исключительно Алексей Костусев, глава Антимонопольного комитета Украины (АМКУ).
Подтолкнуло на такой шаг вице-премьера сообщение о том, что "Воля" монополизировала кабельные услуги в Голосеевском районе Киева. Вице-премьер настолько заинтересовался этим, что попросил предоставить ему информацию и по другим районам города.
Когда вице-премьер-министр публично заявляет, что правительство собирается как-то "регулировать" отдельно взятую компанию, возникает масса вопросов.
Например, о том, а действительно ли чиновники хотят честной конкуренции, и не является ли эта показная забота (которая временами сильно запаздывает) лишь ширмой для каких-либо других замыслов?
На такие мысли наталкивают следующие обстоятельства.
Начнем с того, что Табачник немного опоздал со своим рвением. "Воля-Кабель" - уже монополист, и довольно давно. И хотя оценки ее доли на киевском рынке услуг кабельного ТВ сильно отличаются, но все-таки остаются впечатляющими.
Притом, что в Киеве работают около десятка операторов, "Воля", по разным оценкам, занимает от 50% до 90% столичного рынка.
Естественно, в таком положении у этого оператора есть все возможности, чтобы диктовать свои условия клиентам. Ведь в Киеве действительно во многих районах нет никакой альтернативы "Воле".
Государство, согласно закону, обязано регулировать деятельность таких монополистов. Однако в нашей стране это регулирование почему-то всегда напоминает "разборки".
Автор этой статьи ни в коем случае не желает выгораживать какую-либо компанию, которой пришлось на своей шкуре испытать все прелести "госрегулироания" по-украински, тем более "Волю", о которой идет речь. В самом деле, сервис "Воли" иногда вызывает нарекания.
Но в то же время хочется обратить внимание на некоторые нюансы выстраивания отношений бизнес-власть, присущие второму премьерскому сроку Виктора Януковича и людей, которые вернулись с ним в правительство на тот же второй срок.
Временами кажется, что нынешняя власть нисколько не уступает "акулам бизнеса", и желает подмять под себя весь рынок. Вице-премьер Табачник обещает журналистам, что правительство чего-то там не допустит относительно конкретной компании. И здесь не важно, какой: мелкой, большой, криминальной, или монополиста.
Что бы там не собирался делать правительство по отношению к любой компании, единственное, на что у него есть право, это обратиться к АМКУ с просьбой проверить имеющуюся информацию.
В любом случае "не допущать" - это дело не правительства, а АМКУ. Такой же точки зрения относительно антимонопольного законодательства придерживаются и юристы.
"Украинское законодательство предусматривает, что в Украине есть лишь один специальный орган, который может определять нарушителей антимонопольного законодательства и совершать какие-либо действия относительно них, - говорит генеральный директор юридической компании "Лекснавигатор" Игорь Скичко. - Этим органом является Антимонопольный комитет".
Что же до Кабмина, то действующее законодательство не предусматривает, что он может вмешиваться в хозяйственную деятельность любого предприятия, в том числе и с целью выявления в его действиях нарушений антимонопольного законодательства, поскольку это компетенция Антимонопольного комитета Украины, считает юрист.
Складывается впечатление, что власть стремится регулировать деятельность монополистов отнюдь не рыночными методами, а в ручном режиме.
Действительно, значительно удобнее и, главное, привычнее "нажать" на одного оператора, чем ломать голову над тем, как бы привлечь в этот сегмент новых. Т.е. обеспечить условия для конкуренции, как это принято во всем цивилизованном мире.
Нынешнее же заявление Дмитрия Табачника по поводу ограничения монополии "Воли-Кабель" может быть обычным "пиаром". В таком случае, скорее всего, не будет ни ощутимых шагов для здоровой демонополизации рынка услуг кабельного телевидения, ни давления на саму "Волю".
Но если Табачник действительно намеревается заняться "регулированием" отдельно взятой компании, пусть даже монополиста, то это уже демонстрация того, как именно правительство собирается работать с частным сектором.
Поэтому возникают законные вопросы о том, чего же на самом деле хочет правительство: здоровой конкуренции или договоренности с парой-тройкой "карманных" компаний, лишь бы те решали все вопросы непосредственно с Кабмином?
В таком случае, нам еще долго не видать ни нормального антимонопольного законодательства, которое могло бы автоматически "разруливать" такие ситуации, ни прозрачных отношений бизнеса и власти.