Гражданская платформа после желтохолодной контрреволюции
Почти два года назад мирная демократическая революция представила Украину как европейское государство с большим демократическим потенциалом.
Но ход событий после выборов президента подтвердил невозможность реализации этого демократического потенциала в старых формах общественных отношений.
Сейчас украинцы являются свидетелями и жертвами реставрации кучмизма. Свидетелями того, как победила созданная Кучмой и его окружением система и мораль власти.
Украина в опасности.
Под угрозой оказались самые большие достижения мирной демократической революции: права и свободы граждан, европейский выбор нации, настоящая независимость государства.
Нанешнее состояние украинского общества позволяет власти совершать ошибки и даже подталкивает ее к разнообразным злоупотреблениям, в том числе, и социально-популистского плана.
Ряд ошибок и неудач старой и новой власти на внутриполитическом уровне был не случайным стечением обстоятельств, а объективным последствием неконкурентоспособности современной Украины, как макросистемы на внешнеполитическом уровне.
Украина и ее политическая элита не продемонстрировали волю к самоорганизации с целью разработки и воплощения своего собственного национального проекта стойкого развития.
Это произошло из-за отсутствия самоосознания исторической субъектности Украины как суверенной силы.
Осознание того, что отечественные экономика, безопасность, образование и организационная культура, в конце концов, модель демократии существуют не в вакууме, и не на Марсе, а в реальном и жестоком конкурентном мире.
И для настоящего обеспечения национальных интересов украинцы должны осуществлять их экспансию. В современном глобализированном мире это не просто допустимая норма, это жизненная необходимость.
Сегодня разные части политической элиты продолжают делать ставку на присоединение к чужим национальным или региональным проектам развития, не веря в свои собственные силы. Это признак глобальной непатриотичности критической массы украинских политиков.
У таких политиков государственные интересы всегда на втором плане, а не первом – личные или корпоративные. Разлом элит углубляет разлом в обществе и усиливает общую неконкурентоспособность государства.
Где взять ответственных политиков?
Демократия всегда строится на основах политической ответственности и перед избирателями, и перед союзниками, на соблюдении предвыборных обязательств, в том числе и моральных. В этом и состоит различие между демократическими политиками и демагогами.
Называться политиком и баллотироваться в выборные органы власти в зрелой демократии может только тот, кто своими предыдущими действиями заслужил право представлять интересы граждан. Это, если хотите, квалифицированный отбор, где действует честная конкуренция.
Такое право нельзя купить по собственному желанию или присвоить, его можно получить только путем деятельности на протяжении определенного времени. Политик – эта тоже квалифицированная профессия, и карьеру политика нужно профессионально строить.
Политический кризис последних лет – это, прежде всего, кризис политической ответственности. Появление в парламенте так называемой антикризисной коалиции является не просто изменой партнерам по демократической коалиции.
Фактически предана демократия, как конституционное устройство государства, преданы национальные интересы, как общие интересы ответственных граждан. В конце концов, предано молодое поколение украинцев, которых лишают возможности полной самореализации на собственной же Родине.
По причине своего безответственного поведения, действующие украинские политики морально обанкротились и почти полностью потеряли авторитет в обществе.
Ни президент, ни все оранжевые политики вместе взятые не смогли эффективно противодействовать этому сценарию, так как все их время и энергия ушли на междоусобную борьбу за власть.
Так произошло потому, что политические лидеры и политические партии, которые обслуживают этих лидеров, забыли о том, кто настоящий источник власти в стране.
Они забыли об интересах и стремлениях граждан Украины, объявили себя “людьми президента”, и как челядь должностного лица потеряли демократические источники собственной легитимности. Поэтому сегодня они вполне заслуженно теряют власть.
Тем более, что политические вожди в своей политической деятельности не успевают за гражданами. Они очень медленно избавляются от старых привычек и моделей поведения.
К сожалению, скроенная наспех частью депутатов и навязанная всему народу конституционная реформа не предоставляет гражданам инструментов общественно-политического контроля над властью.
Полуимперативный мандат позволяет ловким депутатам, не уходя из собственной фракции, одновременно приобщаясь ко всем приманкам правящей коалиции. Эта очевидная неуместность делит депутатов на людей первого и второго сорта, следовательно, должна быть уничтожена.
Сегодня видно, насколько непозволительной роскошью является сидеть у телевизоров и, пассивно наблюдая за деградацией политиков, ожидать от них ответственного поведения. Ответственная демократическая политика не возможна без взаимодействия ответственных граждан и ответственных институтов гражданского общества с ответственными политиками.
Ответственные политики появляются там и тогда, где и когда под давлением общества и обстоятельств ощущают на себе груз ответственности. А также пристальный контроль за своими действиями со стороны медиа и общественности. Поэтому новые ответственные политики могут появиться, прежде всего, среди новых авторитетных и ответственных граждан.
Откуда появятся новые общественные авторитеты?
Нормальное общество не может нормально функционировать без регулятивной функции моральных авторитетов. Новые моральные авторитеты могут зародиться только в неполитической среде при условии проявления ними гражданской позиции и гражданских поступков.
Именно эти гражданские авторитеты должны подчинить политиков своей воле, поставить под контроль своего собственного авторитета.
Между выборами это можно сделать только путем построения для них внешних рамок, норм и правил такого политического поведения, которое бы одобрялось обществом, а, следовательно, в демократической системе была бы обязательной для респектабельных политиков.
Для достижения подобного эффекта недостаточно провести общенациональный круглый стол при участии знаковых и авторитетных личностей.
Нужно, чтобы они наработали определенные моральные ценности, новые демократические стандарты политического поведения, новые гражданские принципы.
Например, честность в словах, последовательность в действиях, ответственность за слова и действия, отказ от манипуляций, недопустимость привлечения внешних, относительно государства, сил во внутреннюю борьбу за власть.
А еще: прозрачность принятия решений, стимулирование самоорганизации граждан, подконтрольность общественности и т.п.
Нужно по-новому прочитать для общества такие базовые понятия, как гражданская позиция, патриотизм, национальная идея, национальные интересы, национальная стратегия и ответственная политика. Только так это может иметь общественно значимый резонанс и сможет дать хоть какой-нибудь результат. Власть должна не только слушать граждан, но и прислушиваться к ним.
Первые шаги к выходу из тупика
Самое время поменять формат взаимодействия государства и гражданского общества, чтобы действительно квалифицированные люди получили главные роли и поставили свой интеллект на службу государству и обществу.
Это можно сделать, когда гражданское общество будет заставлять госаппарат согласовывать с ним все более или менее важные решения на микроуровне.
А госаппарат будет воспитываться на философии обслуживания, то есть предоставления качественных административных услуг гражданам. Тогда не будет возникать вопрос, что было первым: яйцо, которым платят налоги, или курица, которая их несет.
Политическая реформа, направленная на демократизацию снизу, может высвободить творческий потенциал украинского гражданского общества и создать конкурентное поле для проведения других реформ.
Только на ее фоне возможна успешная реализация институционных и экономических реформ: административно-территориальной, судебной, налоговой, энергетической и т.п.
В этих реформах остро нуждается государственный механизм, их проведение частично декларирует и правящая коалиция. Но парадокс ситуации в том, что от данной коалиции этих реформ никто не ждет, как не ожидал бы и от новой оппозиции.
Общество устало от политикума, как совокупности безответственных лиц, партий, идей и высказываний.
А что может быть более безответственным, чем коалиционный кабинет, в котором всегда обнаружатся желающие перевести ответственность с одной партии на другую или присвоить заслуги какого-нибудь политика себе?
Сегодня необходимо сделать то, что не было сделано за последние два года демократии в стране – создать механизмы согласования, реализации и защиты гражданами своих интересов.
Задача, откровенно говоря, не из простых, но, если мы будем чувствовать широкую поддержку снизу – сможем это сделать. Ведь главная сила Украины – ее граждане, которые не будут спокойно смотреть и прощать политикам измены.
Именно вместе с такими людьми нужно строить политическую силу нового европейского демократического качества, ориентированную не на прошлое, а на будущее.
Пришло время, когда история разводит в разные углы оранжево-голубых олигархов, бесцветных бюрократов и оранжевое гражданское общество.
Автор
Владимир Горбач, Гражданский форум Украины, для УП