Письмо совестливого преступника…
Кажется, в доказательствах не нуждается: честный конкурс во время вступительных экзаменов в высшие учебные заведения – это хорошо, а подтасовка их результатов согласно предварительным "договоренностям" – плохо. Вроде бы так, но...
Автор этих строк – сотрудник учебного заведения, у которого чуть ли не самый высокий рейтинг в Украине…
Пишу, пользуясь вымышленным именем – не только из-за страха как минимум потерять работу, но и из-за нежелания портить жизнь коллегам. Пишу, так как у меня есть отчаянная надежда на то, что изменения действительно возможны, что они нужны не только автору.
Вначале разрешите подтвердить справедливость хорошо всем известного, но от того не менее неприятного тезиса: "Уровень знаний абитуриента никоим образом не влияет на результат вступительных экзаменов".
Как подтверждает мой личный опыт работы в приемных комиссиях, их председатели всегда раньше времени получают списки абитуриентов с проставленными напротив каждой фамилии оценками.
И совершенно не зависимо от того, как и что отвечает абитуриент, он получит предусмотренный предварительной договоренностью балл. А единственная возможность нарушить эту закономерность – это подать документы на специальность, где количество мест на госзаказ больше, чем количество так называемых "блатных".
Только в таких случаях среди претендентов на остаток "незаангажированных" студенческих билетов проходит настоящий конкурс.
Но такая ситуация – явление крайне редкое и на общие качества отечественной системы образования не влияет.
О механизмах формирования "предварительных договоренностей" могу судить только опосредствованно. Но довольно четко знаю, что, во-первых, список тех, кто поступит, определяется на уровне не ниже деканов.
У некоторых преподавателей могут быть собственные квоты, они могут предлагать услуги посредничества, но таких немного.
Во-вторых, действует неписаное правило "цеха", согласно которому потомкам представителей определенных профессий (преподавателей, врачей, геологов, дипломатов и т.п.) гарантировано обучение на факультете соответствующей специальности.
В-третьих, просвещенцы всегда внимательно прислушиваются к рекомендациям, которые звучат из кабинетов представителей всех ветвей власти, вплоть до самого низкого звена. В общем, по крайней мере, в Киеве, главным рычагом являются не деньги, а наличие или отсутствие нужных связей...
Как подтвердила практика последних, как минимум, десяти лет, абсолютно все введенные министерством образования реформы не поспособствовали никаким положительным сдвигам в деле борьбы с коррупцией в учебных заведениях. Та же судьба ожидала и разрекламированную стратегию внедрения тестирования.
Есть два главных фактора успеха подтасовки результатов нововведенной практики вступительных экзаменов: во-первых, никто не имеет права проверять работу абитуриента без его согласия.
Во-вторых, фактически только 1-2% поступающих набрали больше 40 из 50 возможных баллов, но и они не преодолели проходной барьер.
Те же, кому "положено", либо имели ключ к тесту, либо сдавали его не заполненным (и те, кто должен был ставить оценку, аккуратно подчеркивали нужные ответы), либо же получали оценки "из воздуха".
В итоге, подавая заявление в апелляционную комиссию, недовольный абитуриент получал возможность убедиться, что его работа действительно не соответствует проходному баллу, и борьба "за правду" теряла для него смысл.
Автору же – преступнику, который страдает от угрызений совести, хочется узнать о смысле и способе моей борьбы.
Во-первых, я должен выяснить, кто здесь пострадавшая сторона.
На первый взгляд – это абитуриенты. Но, хочется спросить, почему среди тех, кто желает получить высшее образование, всегда находятся те, кто хочет "организовать" беспрепятственное вступление?
Скажите честно, если бы у вас была возможность гарантировать обучение себе, собственному ребенку или близкому вам человеку без апелляции к уровню его интеллектуального развития, остановили бы вас ваши принципы?
Должен признать, есть все основания вообще поставить под сомнение наличие настоящего, а не декларативного спроса на честное образование. Скажите, а вас не унижает то, что, получив диплом отечественного высшего учебного заведения, вы не получили оснований говорить об этом с гордостью?
Меня лично унижает. Страшно осознавать, что все выпускники престижных факультетов на самом деле не выдерживали никакого конкурса и по большей части были "вытянуты за уши".
Убежден, что пострадали от этого не только те, кто "остался за бортом", но и так называемые "успешные". Пострадало и общество в целом, поэтому проблему преодоления коррупции в системе образования мы должны хотя бы по-настоящему честно обсудить.
Продолжение следует