От вытеснения до регрессии: борьба с реальностью по-украински
Эксперты-политологи очень любят рассуждать об особенностях отечественного электората и прогнозировать его дальнейшее поведение. Вот только слишком часто мудрые пророки попадают пальцем в небо. Почему?
Возможно, из-за того, что большинство оценок и прогнозов основаны на ложной предпосылке: мол, все политические мотивации украинца находятся под контролем сознания, и действительность он воспринимает более или менее адекватно.
Но ведь еще великий Фрейд поведал миру о психологических защитах – механизмах, ограждающих личность от негативных эмоций и переживаний. Действуя на бессознательном уровне, они искажают восприятие реальности и тем самым уменьшают уровень душевной тревоги. Правда, реально существующая проблема при этом никуда не девается…
Психологическая защита играет чрезвычайно важную роль. И не только в личной, но и в общественно-политической жизни. Особенно теперь, когда одна половина украинцев переживает крах революционных идеалов, а другая сталкивается с явным нежеланием своих избранников выполнять щедрые предвыборные посулы.
Какие же защитные механизмы приходят на выручку нашему соотечественнику?
Прежде всего, вытеснение. Суть этой психологической защиты – мотивированное забывание или игнорирование неприятных фактов. Нежелательная информация попросту удаляется из сознания и удерживается на дистанции от него.
В январе-августе 2005 года вытеснение спасало миллионы украинцев, которым очень хотелось верить в перемены к лучшему. Они в упор не замечали ни отсутствия стратегических реформ, ни экономических трудностей, ни бездарности и коррумпированности представителей новой власти.
Это благотворно сказывалось на рейтинге Виктора Ющенко, но все более отдаляло сторонников президента от реального мира.
Демарш госсекретаря Зинченко и последующие события заставили романтиков вернуть вытесненный материал в сознание и осмыслить его. Получилась болезненная, но, в общем-то, полезная для общества операция. Думается, покойный Зигмунд Фрейд ее бы одобрил.
Страстным поклонникам Януковича и Ко такой сеанс групповой психотерапии явно не грозит. А зря – с осознанием действительности у них колоссальные проблемы.
Возможно, средний житель Юго-востока Украины выглядит более приземленным и рациональным, чем экзальтированный киевский революционер. Однако специалисты хорошо знают: такой спокойный на вид невротик – очень трудный пациент.
Бедняга способен вытеснять крамольную информацию в самые недоступные глубины подсознания, а убедить его в том, что он неадекватен, почти невозможно.
Электорат Партии регионов с титаническим упорством устраняет из сознания любые факты, бросающие тень на родных вождей; будь то связь их с криминалом или участие в коррупционным схемах.
Такой внутренний цензор работает намного эффективнее, чем целая команда продажных журналистов, вооруженных темниками…
Поговаривают, что весной украинская оппозиция собирается инициировать досрочные парламентские выборы. Дескать, не без помощи новых коммунальных тарифов рейтинг ПР к тому времени рухнет. Видимо, бютовцы уверены: зияющая дыра в семейном бюджете не позволит "янучару" игнорировать суровую реальность.
Но не так все просто! Человеческая психология – штука хитрая. Когда одного вытеснения оказывается недостаточно, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде.
Существует, к примеру, такая замечательная вещь, как смещение.
Если психологическая травма спровоцирована очень сильным или значимым человеком, направить на него естественный гнев становится невозможно. Механизм смещения помогает снять эмоциональную напряженность, обратив агрессию на другой, более приемлемый объект.
К примеру, подчиненный, заработав нагоняй от авторитетного начальника, вымещает обиду на жене и детях. А мама бандита-рецидивиста винит в преступлениях любимого чада всех, кроме него самого.
Находчивые украинские политики не прочь подкинуть своим сторонникам готовые рецепты смещения.
Если в стране проблемы с бензином или с мясом – это заговор вероломных олигархов.
Если "улучшение вашей жизни уже сегодня" откладывается на неопределенный срок – виноваты исключительно предыдущие правительства. Кроме того, отлично действует смещение на местную власть или на коварную заграницу.
Такой "перевод стрелок" может быть откровенно абсурдным, но политические фанаты все равно с жадностью за него хватаются. Надо же высвободить отрицательные эмоции, порожденные священной личностью своего кумира!
Недавно автору пришлось услышать разговор двух крымских пенсионерок о тяготах жизни – мол, цены растут, тарифы растут и т. д. Я решил подключиться к беседе и выяснить, отчего народу живется так плохо. Бабушки обвинили во всем депутатов и министров, заботящихся не о простых людях, а о собственном кармане.
Я поинтересовался, можно ли отнести эти слова к представителям Антикризисной коалиции? Оказалось, ни в коем случае! Виктор Федорович сотоварищи по-прежнему любимы и находятся вне критики.
Мой встречный аргумент – ведь премьер Янукович руководит министрами, а коалиция во главе с ПР контролирует парламент – не произвел на пенсионерок ни малейшего впечатления.
Перенос негативных эмоций с чисто-конкретных регионалов на обобщенно-абстрактных "депутатов и министров" – весьма перспективный путь. Не беда, что налицо – очевидное противоречие.
Всезнайки-психологи и этому феномену придумали умное название – компартментализация, т. е. раздельное мышление.
Сей вспомогательный защитный механизм позволяет человеку использовать сразу несколько взаимоисключающих идей, не осознавая явного конфликта.
В общем, автор склонен полагать, что вытеснение, смещение etc способны не только удержать рейтинг бело-голубых вождей, но и повысить его.
А что же делается в противоположном лагере? Реванш Януковича и Ко принес участникам Майдана массу негативных эмоций. Не удивительно, что оранжевый избиратель вступил в борьбу с жестокой действительностью – опять-таки используя различные виды психологических защит. Два из них особенно примечательны.
Рационализация – оправдание мыслей, чувств, поступков, которые на самом деле неприемлемы.
Человек на подсознательном уровне старается найти благовидные (и большей частью ложные) объяснения совершаемым действиям или происходящим событиям. Эта защита помогает индивидууму сохранить спокойствие и самоуважение, что бы с ним не стряслось.
В повседневной жизни каждый из нас выстраивает рационализации самостоятельно, по мере умственных способностей. Но если речь идет о рационализациях политических, гражданину с радостью помогает руководство страны.
Вспомним январь нынешнего года, когда с подачи власти многие патриоты пытались убедить себя, что сомнительная газовая сделка – это не капитуляция Украины, а вполне приемлемый, даже оптимальный компромисс.
Летнее фиаско оранжевой команды породило рационализацию с громким названием "Универсал национального единства".
По сути, оранжевому электорату была предложена следующая логика мышления: "Альянс с бандитами? Но ведь надо объединить Украину, эта святая цель оправдывает любые средства! Донецкие нас нагнули? Вовсе нет, это мы используем их, чтобы войти в НАТО и Евросоюз".
Если верить соцопросам, некоторая часть украинцев с готовностью вцепилась за этот самообман. Думается, со временем число таких граждан могло бы существенно возрасти. Но, увы, господин Янукович очень быстро превратил тонкий механизм рационализации в груду искореженных шестеренок.
Кстати, с точки зрения здравого смысла премьеру было бы выгоднее поддерживать "универсальную" иллюзию хотя бы на словах; оставить умеренной части оранжевых избирателей эту умственную лазейку.
Однако Виктор Федорович предпочел самоутвердиться, публично громя один пункт Универсала за другим.
По-видимому, несгибаемого донецкого парня замучили какие-то собственные комплексы, восходящие к 2004 году…
На худой конец, у ранимого сторонника оранжевой идеи имеется еще один путь – регрессия.
Этот защитный механизм весьма прост: столкнувшись с проблемой, человек возвращается к более ранним и незрелым формам поведения. Регрессия развивается для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы.
Пятилетний ребенок, сосущий палец под влиянием стресса – вот классический пример регрессии. Но зачастую и взрослые люди в проблемных ситуациях начинают вести себя инфантильно и тратить время на всякую чепуху.
Может ли иметь место политическая регрессия? Естественно.
Один мой знакомый, успешный программист, восторженно встретил события на Майдане; мог часами с воодушевлением говорить о гражданском обществе и движении в Европу.
Навестив его вскоре после реставрации "донецких", я обнаружил, что приятель расстроен отнюдь не так сильно, как можно было ожидать.
Он охотно поделился своим рецептом душевного равновесия – не следить за политикой и заниматься исключительно личными делами. При этом бывший революционер обронил знаковую фразу: "Мы ведь как-то жили до 2004 года…"
Крах оранжевой революции стал колоссальным стрессом для миллионов украинцев. И, наверное, многих из нас одолевает подсознательное желание вернуться в статус "до 2004-го". Так, конечно, легче: освобождаешься от ответственности за судьбу страны, этого потенциального источника эмоциональных потрясений.
Правда, цена душевного комфорта может оказаться слишком высока. Ведь гражданская инфантильность вредит не только конкретному человеку – она ставит под угрозу существование независимого государства Украина.