"Приват" хочет мира, но на своих условиях?
На этот раз Игорь Коломойский, один из соучредителей бизнеса "Приват", который обычно решает все свои проблемы, извините за тавтологию, в частном – приватном – порядке, решился на публичный шаг.
А именно, предложил НАК "Нефтегаз" и правительству в лице министра топлива и энергетики Юрия Бойко мировое соглашение (его текст приведен ниже), которое могло бы засвидетельствовать, что власть не имеет претензий к близкому "Привату" руководству компании.
Однако, учитывая "энергетические аппетиты" нынешней власти, подписание этого соглашения – вопрос очень сомнительный.
В пользу этого может свидетельствовать тот факт, что правительство Виктора Януковича только сейчас озаботилось тем, что государство, главный акционер ОАО "Укрнафта", отстранено от управления этой компанией.
Но ведь в предыдущие годы пребывания у власти Виктора Федоровича и Ко, эту проблему хотя и упоминали, но смотрели на нее сквозь пальцы. А теперь правительство взялось за ее решение с завидным энтузиазмом.
Ярким примером этого является заочная перепалка между премьером Януковичем и Президентом Ющенко по поводу того, что последний наложил вето на новую редакцию Закона "О хозяйственных обществах". Этот закон позволил бы уменьшить кворум, необходимый для принятия решений на собраниях акционеров, с 60% до 50%.
Заинтересованность правительственных и близких к власти "энергетиков" в этом случае понятна.
Ведь как только новая редакция закона будет подписана Президентом, правительство в лице Минтопэнерго и подотчетного ему НАК "Нефтегаз", который владеет 50% + 1 акций ОАО "Укрнафта", без каких-либо усилий смогут оставить за бортом "Приват", который владеет пакетом в 42% акций.
Но структуры Коломойского благодаря вето Президента Ющенко получили хороший подарок в виде дополнительного времени, и, разумеется, будут пытаться использовать его наилучшим образом.
"УП" предлагает вниманию читателей текст самого соглашения, а также мнения некоторых экспертов по поводу этого документа.
Александр Рябченко, директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций:
Они хотят, чтобы их считали не отдельными компаниями, каждая из которых владеет каким-то маленьким пакетом акций, а единой группой.
Это говорит о том, что бизнес-группа ("Приват" – "УП"), которая стоит за ними, предлагает государству как владельцу контрольного пакета ОАО "Укрнафта", договориться об управлении компанией на определенных условиях. Иными словами проект соглашения – это предложение заключить договор между двумя крупнейшими акционерами компании.
Казалось бы, условия предложенного договора выстроены по классической схеме. Один из крупнейших акционеров получает преимущество в наблюдательном совете, а другой – в правлении.
И здесь все было бы нормально, если бы не то обстоятельство, что первый акционер в нашем случае – это владелец контрольного пакета, т.е. государство, а второй – группа миноритарных акционеров, у которых этого контрольного пакета нет.
На мой взгляд, в такой ситуации было бы более уместно, если бы в правлении компании преимущество получил владелец контрольного пакета.
Но позиция группы этих миноритарных акционеров вполне оправдана и логична. Там четко расписано, чего они хотят и что предлагают взамен.
А именно, государство получает преимущество в наблюдательном совете, дивиденды не меньше определенного процента, гарантию того, что продукция ОАО в случае необходимости будет отпускаться по установленным государством ценам, и возможность убедиться в том, что компания работает прозрачно (т.е. проверять всю ее документацию).
В свою очередь "акционер №2" хочет получить преимущество в правлении компании, гарантию полной самостоятельности и независимости этого органа, а также гарантию того, что государство не будет вмешиваться в работу правления и не станет контролировать финансовые потоки компании.
И это вполне естественно в сложившейся ситуации. Владельцы 42% акций прекрасно понимают, что рано или поздно будут приняты изменения в закон "О хозяйственных обществах", которые позволяют уменьшить кворум, необходимый для проведения собрания акционеров, до 50%. И когда это случится, в случае жесткого подхода государственного менеджмента, они могут остаться за бортом.
Кроме того, поскольку в предлагаемом договоре достаточно много говорится о том, что стороны признают эффективной и правильной деятельность компании и ее правления, в будущем это документ может послужить своеобразной защитой для нынешнего менеджмента "Укрнафты". Т.е. гарантией того, что новое правительство признает их деятельность в компании правильной.
Однако владельцам 42% акций очень важно закрепить независимое положение правления и право на свое преимущество в нем не только в договоре, который, по сути, достаточно условный документ, но и в уставе, который является уже нормативным документом.
Если это случится, то после создания вертикально интегрированной нефтяной компании, "Укрнафта" сможет избежать жесткого контроля с ее стороны. К тому же за миноритариями сохранится право формировать исполнительный орган.
Однако, на мой взгляд, НАК "Нефтегаз" и Минтопэнерго вряд ли подпишут этот документ. Ведь сегодня в правительство пришли люди, которые имеют прямое отношение к энергетике, и у них есть свои взгляды как на эту сферу вообще, так и, в частности, на ОАО "Укрнафта".
Правительство, скорее всего, захочет, чтобы правление возглавлял человек, представляющий их сторону.
Андрей Беспятов, начальник аналитического отдела компании Dragon Capital:
Один из них – это государство, которое владеет контрольным пакетом акций, но не принимает участия в управлении компанией. Другой – группа "Приват", которая представлена несколькими миноритарными акционерами, владеющими в общей сложности 42% акций.
Для фондового рынка это имеет положительное значение, поскольку подписание такого договора может устранить неопределенность, которая отпугивает от компании как настоящих, так и потенциальных инвесторов.
В документе есть пункты, которые, безусловно, пойдут на пользу компании и всем ее акционерам. Например, там говорится о том, что компания должна управляться не в ручном режиме, а проводить экономически обоснованную политику.
Ведь "Укрнафта", как и любая другая компания, прежде всего, должна получать прибыль, а не только обеспечивать государственную политику в своей отрасли.
Но мне кажется, что у этого документа есть и определенный минус. Как я уже говорил, во главе миноритарных акционеров, подписавших договор, выступает группа "Приват", которая, по большому счету, отстаивает в документе только свои интересы.
Например, договор предполагает, чтобы большинство наблюдательного совета формировало государство, как владелец контрольного пакета, а правление, т.е. менеджмент компании – миноритарные акционеры, владеющее 42% акций.
Таким образом, авторы документа пытаются зафиксировать существующее положение вещей и сохранить свой контроль над компанией. Поэтому можно говорить о том, что документ отстаивает сторону нынешнего менеджмента, который представлен со стороны группы "Приват".
Но кроме "Привата" в "Укрнафте" есть еще несколько миноритарных акционеров, которые в общей сложности владеют 8% акций. И по классическим правилам корпоративного управления они имеют достаточно много прав, и их интересы следует учитывать.
А в предложенном варианте договора, по сути, решают свои внутренние проблемы лишь два главных акционера, при этом не уделяя внимания вопросам более высокого уровня корпоративного управления и привлечения в тот же наблюдательный совет для решения каких-то вопросов операционного и стратегического менеджмента представителей миноритарных акционеров, не входящих в группу "Приват".