Когда и почему восстанет Киев?
"Большинство киевлян не поддерживают своего мэра", – такими словами, кажется, ограничились почти все издания, и электронные, и печатные, сообщая о результатах опроса, проведенного 8-9 ноября Центром имени Разумкова в украинской столице.
А зря. Так как речь идет об опросе, проведенном действительно профессиональными социологами (отмечаю это специально для тех, кто считает любое социологическое исследование априори "заказным" и "подтасованным"), который продемонстрировал очень интересные данные, которые дают возможность сделать если не детальный прогноз развития событий на ближайшее время, то, по крайней мере, выделить определенные тенденции и определить те или иные сценарии ближайшего политического будущего.
Впрочем, прежде чем размышлять над предложенными социологами цифрами, надо ответить на вопрос: а можно ли доверять тому, что отвечают киевляне интервьюерам? Искренни ли их ответы или они искажены самоцензурой?
На эти вопросы можно было бы ответить приблизительно так: ответы киевлян более свободны от самоцензуры, чем ответы жителей любого большого города Украины.
Причин для этого несколько: лучший уровень информированности и намного более ощутимое разнообразие источников этой информированности, отсутствие давления "общепринятых" норм политического поведения (как во Львове или в Донецке), традиционное вольнодумство столичных жителей, в конце концов, идеологическое разнообразие вкусов киевлян при доминировании демократических ценностей.
Собственно, даже то, что вариант "затрудняюсь ответить" на вопрос относительно поддержки деятельности мэра Леонида Черновецкого выбрали только 12,2% респондентов, также подтверждает высокую точность измерения общественного мнения: в случае, если люди не хотят или не могут говорить правду о своем отношении к власти, за таким ответом прячутся 20% и более опрошенных.
Итак: 52,7% респондентов не поддерживают деятельность мэра Леонида Черновецкого и практически столько же (52,0%) поддержали бы его отставку.
Учитывая то, что полностью поддерживают деятельность Леонида Михайловича только 8,2% опрошенных, и только 5,8% считают ситуацию в столице "хорошей" и "очень хорошей", можно, казалось бы, ожидать, что общегородской референдум о недоверии мэру обречен на успех.
Но не спешите с такими выводами – обратите внимание, что четверть киевлян (25,2%) не поддержали бы отставку действующего городского главы, хотя только половина из них – его активные приверженцы. Почему? Здесь следует обратиться к ответам анкетированных на вопрос о поддержке тех или иных политических сил. Оказывается, что оппозицию к Черновецкому поддерживает только 31,5%. И хотя этот показатель вдвое больше того, который показывает уровень поддержки команды мэра, тем не менее, столько же киевлян заявляет: "Не поддерживаю никого" (31,8%), а 17,0% прячутся за вариант "Затрудняюсь ответить".
Иными словами, мэр активно не нравится, но чем лучше оппозиция, что она может предложить и есть ли реальная кандидатура на должность городского главы? – приблизительно так размышляет значительная часть киевлян и решает: пусть уже будет Черновецкий, только б не было хуже.
А потому реальное количество "штыков" среди тех, кто вынесет на референдум вопрос о недоверии мэру и его отставке – где-то 30-35% от общего числа киевлян.
Это в случае, если не изменятся главные объективные и субъективные параметры ситуации в столице.
Относительно субъективных, то здесь как будто все ясно: если оппозиция найдет в себе силы действовать четко, рационально, понятно, если она будет ставить перед собой задачи, близкие самодеятельно-активной категории киевлян, и успешно будет решать их, если действия эти будут захватывать в свою орбиту массы столичных жителей.
Все это заметно нарастит мышцы противникам Леонида Черновецкого, и обеспечит им поддержку большинства избирателей.
А если на первый план еще и выдвинется харизматический некоррумпированный лидер, то результат киевского референдума будет ясен заранее.
Чем может ответить в этом плане команда Черновецкого? Резко поднять IQ своего лидера?
Научить его разговаривать если не на русском и не на украинском литературном языке, то хотя бы на более или менее связном языке жестов, на котором общаются глухонемые?
Сделать заместителями киевского мэра Филлипа Киркорова и Бориса Моисеева? Вряд ли "выгорит".
А раздача стогривневых (бюджетных!) купюр пенсионерам с целью вернуть себе их благосклонность срабатывает, кажется, не во всех случаях.
Максимум, чего может достичь команда городского главы в плане использования субъективного фактора – это перманентно хоть как-то подрывать популярность своих соперников, не увеличивая вместе с тем свою.
Объективные же факторы изменения ситуации в столице можно охарактеризовать ответами на три последних вопроса анкеты. "Сможем, но будет тяжело", – так ответили 44,6% респондентов на вопрос о том, смогут ли они платить по новым тарифам на жилищно-коммунальные услуги. "Не сможем", – сказали 45,5%.
Иными словами, у 90% жителей столицы в ближайшее время будет пасмурное настроение и почти пустые кошельки, если, конечно, повышение тарифов произойдет в запланированных или близких к ним масштабах.
При этом 77,1% опрошенных считают, что это повышение тарифов является необоснованным решением, а 86,6% – что качество жилищно-коммунальных тарифов после их повышения не улучшится, иначе говоря, что кто-то банально будет обкрадывать киевлян с помощью или с участием городской власти.
Иными словами, повышение жилищно-коммунальных тарифов в 3,5 раза – мера, неслыханная для стабильной рыночной экономики и невозможная в демократическом обществе – способна радикально изменить расположение духа киевлян и резко повысить их политическую активность.
Стимулом для активизации производственной деятельности такое резкое повышение стать не может, это азбука макроэкономики, следовательно, резко вырастет количество желающих взять мэрию штурмом – с соответствующими последствиями для городских руководителей.
А поскольку почти треть киевлян не поддерживает ни городскую власть, ни оппозицию, то вполне возможным выглядит появление на столичной арене какой-то новой политической силы – например, леворадикальной (не подобных витренковцам, а в смысле европейской левизны) или радикально-консервативной (какая-нибудь "Лига защиты семей" или что-то похожее).
И это все произойдет, если повышение тарифов станет фактом, через месяц-другой после того, как придется заплатить по новым тарифам. Скорее всего, где-то в начале весны.
Конечно, городская власть может сделать "ход конем": скажем, вернуться к реализации лозунга "богатые заплатят за бедных" таким образом, чтобы натравить несколько сот тысяч нищих на несколько тысяч тех, у кого хорошие доходы (при этом переложив основное бремя новых тарифов на многострадальный средний класс) – мол, богатые не хотят за вас платить! Они во всем виноваты – и воспользоваться рейвахом и общественными беспорядками для укрепления своих позиций – но даст ли это хоть что-то в более или менее долгосрочной перспективе?
Ведь, как и во времена Майдана, средний класс может снова показать свои зубы, тем более что никаких выгод правление команды Черновецкого ему не принесло, а вот проблем – немало, и это, похоже, только начало.
Как видим, именно проблема новых тарифов – ключевая в "битве за столицу".
Оппозиция стремится вообще отменить их повышение. Но это вряд ли является мудрой позицией: каждому киевлянину понятно, что рост этих тарифов неминуем, вот только какой?
По расчетам экспертов, которые есть у автора этой статьи, повышение тарифов в 1,5-1,7 раза полностью решит все проблемы ЖКГ – кроме, конечно, потребности в "откатах" начальству, проще говоря, в кражах с использованием своего положения у власти.
Тем не менее, похоже, ядро киевской оппозиции – Блок Юлии Тимошенко – хочет заигрывать с тем же обнищавшим электоратом, который привел к власти Леонида Черновецкого, вместо того, чтобы мобилизовать самодеятельные слои населения.
А потому может произойти, что объективно почти созревшее "гражданское восстание" киевлян то ли выльется во что-то стихийное и безрезультатное, то ли создаст новую политическую силу, которая будет доминировать в украинской столице.