100 дней нового правительства: реанимация традиций

Юлия Киселева, для УП — Вторник, 14 ноября 2006, 11:09

Стодневка правительства – это традиционное собирание, если не камней, то, по крайней мере, камушков на поле Кабминовской деятельности.

Итак, новое правительство прожило 100 дней без собственной программы, а главным его достижением оказалось отсутствие четко определенных кризисов и потрясений. Да и вообще ярких событий.

После исторического "круглого стола" с подписанием Универсала, который фактически открыл Януковичу дверь в кабинет на Грушевского, он начал процесс преодоления "тех противоречий, которые накопились в обществе за последние полтора года, прошедшие со времени президентских выборов..."

Вообще для этой стодневки были характерны разнообразные политические и экономические процессы.

Речь идет и о проекте бюджета с урезанными социальными гарантиями, и о повышении жилищно-коммунальных тарифов, при фактически полном отсутствии стратегии реформирования этой сферы, и о "региональных" особенностях возвращения НДС – специфической тактике "единения страны" с ощутимым донецким привкусом.

Следует не забывать и о запрете на вывоз зерна, о подешевении бензина и определении цены на газ на 2007 год в размере 130 долларов (правда, такая цена могла быть и при любом другом правительственном руководстве), "топтание" вокруг законов, которые должны обеспечить вступление Украины в ВТО.

Это основные вехи правительственной деятельности относительно политики внутренней, которая неизбежно получает отражение во внешнеполитических шагах.

Одним из "достижений" правительства во внутриполитической сфере, а, собственно, во взаимоотношениях между ветвями власти и ведущими политическими актерами, можно также назвать и постоянное выяснение отношений между кабминовским и президентским секретариатами.

Так вот, благодаря этому страна узнала о новом юридическом термине – контрасигнации, то есть о процедуре согласования указов президента с Кабинетом Министров.

Нельзя не вспомнить о рождение нового варианта законопроекта о Кабмине, который был написан правительством с "точкой" в определении того, кто же более главный в этой стране – премьер или президент.

Следует вспомнить и провал переговоров с "НУ" о создании новой коалиции или о присоединении к "старой". А со временем – фактическое выдаливание из правительства "нашеукраинских" представителей – хотя нельзя отрицать, что и "НУ" приложила к этому значительные усилия.

Правительственная риторика не отображалась в действиях, наоборот, служила, как в известные времена, прикрытием настоящего положения дел. Это тоже один из результатов 100 дней работы правительства.

В речи "Несколько мыслей по поводу пятнадцатилетнего юбилея Украинского государства""региональные" спич-райтеры устами Януковича торжественно провозглашали: "...мы были в состоянии одолеть внутреннего врага, который намного сильнее и коварнее, чем враг внешний".

Кого именно они имели в виду, говоря о враге внешнем, сказать сложно, о внутреннем можно только догадываться. "Мы создали предпосылки для широкого согласия в ситуации, когда в границах одного государства существовали, по сути, две Украины".

Тем не менее, 100 дней правительственной деятельности не подтверждают этот тезис. Ведь тактическое согласие элит не вылилось даже в имитацию согласия межрегионального. В Украине до сих пор нет никаких стратегий единения, что кроме увеличения объемов возвращения НДС представителям донецкой бизнес-элиты.

Симптоматическим кажется отсутствие правительственной программы. Это говорит совсем не о неспособности правительства Януковича написать такой документ, например, за ночь. Скорее, это демонстрирует полную уверенность в том, что правительству не угрожает отставка, и что ситуация внутри антикризисной коалиции контролируема.

Ведь даже при видоизмененной Конституции программа деятельности правительства остается своеобразным правительственным страховым полисом.

Вместе с тем, одним из главных правительственных достижений сегодня называют процесс отладки и оживления отношений с русским политическим руководством. В свою очередь, пока что сложно сказать, насколько это соответствует действительности, поскольку пока что видимых преференций, кроме определения цены на газ, в этом направлении не вырисовывается, но и здесь все весьма неоднозначно.

Правда, дипломатические контакты действительно оживились, как и встречи "без галстука", количество которых возросло.

"Многовекторность" и "политика прагматизма": найди 10 отличий

Янукович старается позиционировать себя как один из проводников внешнеполитического курса государства – и это вопреки тому, что статья 85 Конституции оговаривает, что определение основ внутренней и внешней политики относится к полномочиям ВР, а контроль за этим направлением политики государственной остается за президентом.

Вместе с тем, правительство Януковича фактически принимает реанимационные меры для возрождения политики "многовекторности" во внешней политике. По технологическим составляющим своей реализации такие политические шаги не претерпели существенных изменений сравнительно с временами президента Кучмы.

И консультируют Януковича те же лица, которые отвечали за это направление во времена работы кучмовской администрации.

Украинская "многовекторность" в предыдущий период, как правило, сводилась к тому, что на востоке украинские политики говорили то, что от них хотели услышать, вместе с тем на западе провозглашали евроинтеграционную направленность. Янукович использует почти такие же подходы.

Правда, поверхностные косметические изменения внесли в некоторые определения.

Например, в интерпретации главы правительства внешняя политика характеризуется сегодня как "сбалансированная". По крайней мере, так Янукович назвал свои действия в соответствующей сфере в очередном программном выступлении в честь стодневки, произнесенном на собрании правительства и "антикризисной" коалиции:

"…считаю важнейшей задачей правительства последовательно проводить сбалансированную внешнюю политику, которая вытекает из потребностей социально-экономического развития страны. С удовольствием отмечаю: это находит полное понимание и поддержку у наших заграничных коллег".

Интерпретация внешнеполитического курса в европейском направлении звучит красиво: "Формула понятна: "Европрагматизм – вместо евроромантизма".

И это, по мнению премьера, находит понимание у европейских партнеров – меньше головной боли для европейской бюрократии... Тем не менее, МИД во главе с Тарасюком все это время пыталось проводить политику "евроромантизму" в интерпретации Януковича.

Сегодня премьер уже заявляет, что собирается обратиться к Ющенко и парламенту с предложением снять с должности "непослушного" министра иностранных дел: "Как я могу относиться к министру, который заявляет, что он в оппозиции к правительству? Значит, он не согласен с программой правительства.

Если ты мужчина, если у тебя есть принципы, напиши сам заявление, уйди. А если нет, и ты этого не хочешь делать – конечно, мы тебе поможем".

Уже на днях ВР собирается выслушать отчет Тарасюка, тем не менее, каким будет решение относительно его судьбы, непонятно, ведь МИД пытался проводить именно линию президента, которая не совпадает с приоритетами правительства, проявленными как в действиях, так и в риторике.

Янукович приложил силы к возникновению существенных недоразумений во взаимоотношениях Украины и Североатлантического Альянса. Он высказал убеждение, что Украина должна "сосредоточиться на углублении отношений партнерства с Альянсом на основе интенсифицированного диалога относительно членства и ежегодных целевых планов действий".

Таким образом, о перспективах членства в его изложении вообще речь не шла, поскольку этот вопрос должен решаться на всенародном референдуме, результаты которого, учитывая нагнетание в стране антинатовской истерии, сегодня несложно предусмотреть. Топтание Украины на месте вместо продвижения в направлении евроатлантической интеграции сегодня в интересах РФ.

Тем не менее, сами антикризисники успокаивают обеспокоенную общественность. В парламенте спикер также отмечает, что правительство рассматривает эту тему "на прагматической основе, а не за счет лозунгов, не за счет высоких и разнообразных заявлений".

Вектор нынешнего "прагматизма" сам по себе очевиден. В выступлении Януковича по поводу 15-й годовщины независимости Украины вообще не прозвучало таких обычных словосочетаний, как европейская и евроатлантическая интеграция, они не были сказаны хотя бы ради традиции.

Вместе с тем было отмечено, что "имплементация антикризисной программы правительства, в основе которой лежит стимулирование привлечения в украинскую экономику инвестиций, снижение роста цен на основные товары народного потребления, нормализация отношений с Российской Федерацией в нефтегазовой сфере и прочие первостепенные мероприятия, должна принести ожидаемый эффект уже в краткосрочной перспективе".

"Нормализация" отношений с РФ уже принесла значительное повышение цены за газ (до 130 долл. за тысячу кубометров) при неизменности ставки за его транзит. 130 долларов – это в 1,4 раз больше, чем предыдущая цена (95 долл.), установленная во времена деятельности правительства Еханурова.

Остается непонятным, какие договоренности и обещания являются настоящей основой для определения стоимости газа в стратегическом измерении, на какой промежуток времени установлена такая цена? Что произойдет с украинской ГТС, которую премьер вроде бы не собирается приватизировать, и в какие технологические шаги это выльется, и т.п.

Янукович расценивает оживление общения с представителями РФ как значительное достижение своего правительства, которому "после продолжительного периода "прохлады", своеобразной паузы в развитии отношений..., удалось снова сесть за стол переговоров", и утверждает, что дальнейшее развитие отношений уже скоро принесет украинцам еще  более существенные плоды.

"Сегодня мы ведем интенсивные консультации об упрощении доступа украинских товаров на русский рынок.

Нам уже удалось договориться об отмене со стороны России ограничений на поставки продовольственных товаров. Мы достигли договоренности о восстановлении экспорта украинской электроэнергии в Российскую Федерации, что даст возможность загрузить дополнительные мощности наших энергогенерирующих предприятий.

Сейчас украинское и российское правительства ведут переговоры об углублении промышленной кооперации, в частности, в самолетостроении и других отраслях". Правда, подобные заявления делали и предыдущие правительства, а каких-то заметных шагов в завершении "промышленных войн" со стороны русской стороны и до сих пор не видно.

Свой первый заграничный визит на посту премьера Янукович, как и ожидалось, нанес в Москву. Это было в середине августа. Он принял участие в неформальном саммите Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс). Встреча с Путиным тогда не состоялась, но глава украинского Кабмина поговорил с премьером РФ Фрадковым.

Встреча с российским президентом состоялась позже, но гордиться здесь, собственно, нечем, ведь, кроме протокольных фраз, никаких четких договоренностей премьеру добиться не удалось.

В свою очередь, в РФ не рассматривают правительство Януковича как заведомо пророссийское. Вместе с тем, россияне вполне логично отмечают, что РФ не будет предоставлять никаких традиционных преференций украинской стороне, пока не увидит реальных доказательств пророссийскости нового правительства, выраженных в его политических действиях и решениях.

Началась постепенная реанимация украино-российской комиссии "Ющенко-Путин", которая в течение полутора лет находилась в коматозном состоянии (и к этому, кстати, привели и существенные просчеты со стороны Тарасюка).

8 ноября в МИД Украины началось первое заседание подкомитета относительно международного сотрудничества украино-российской межгосударственной комиссии "Ющенко-Путин" под руководством Тарасюка и его русского коллеги Сергея Лаврова. Глава МИД Украины сообщил, что для заседания подкомитета подготовлено больше 10 вопросов.

Среди них, в частности, делимитация морских границ, демаркация границы на суше, условия размещения Черноморского флота РФ в Украине, подготовка и создание условий для проведения инвентаризации имущества ЧФ.

Судя по высказываниям Лаврова, для россиян эти проблемы имеют несколько иное содержание. По его убеждению, они касаются, в основном, гуманитарных составляющих, на которые пока глава ПРУ, который исповедует политику "внешнеполитического прагматизма", обращает что мало внимания.

Так, по словам главы русского внешнеполитического ведомства, в украино-российских отношениях на самом деле существуют только две острые темы – тема голодомора и тема употребления языков. Итак, в контексте оживления и дальнейшей "стратегии прагматизма" в двусторонних отношениях, Украине следует ожидать, как минимум, очередного витка в обсуждении вопроса о статусе русского языка в Украине.

И Партия регионов уже готовится к выдвижению языковых инициатив. А "продвинутая" крымская ВР, которая контролируется ПРУ, выступила с обращением к президенту по поводу проведения всеукраинского референдума о статусе русского языка.

Не все однозначно и с вопросами о размещении ЧФ на территории Украины в Севастополе после 2017 года. Сегодня Янукович безапелляционно намекает, что по этому вопросу будет принято положительное решение.

30 октября он заявил, что допускает возможность продления сроков пребывания ЧФ на украинской земле.

Президент в ответ должен был заявить о невозможности такого сценария. А это важные геополитические сюжеты, которые во многом будут определять не сколько внешнеполитические, столько внутриполитические контексты украинской жизни.

***

100 дней Януковича стали показательной иллюстрацией, удостоверив не только восстановление политики "многовекторности" под названием "прагматизм", но и фактическое возвращение к схемам и традициям правления Кабинета Министров образца 2003-2004 гг.

В этих традициях – интенсивное использование административных рычагов влияния на экономику, фактическое отсутствие стратегии диверсификации источников снабжения в энергетической сфере, поиски внутренних врагов (тогда это была ВР) и эскалации внутреннего напряжения.

В свою очередь, несовершенная политическая реформа и отсутствие четких сбалансированных механизмов функционирования правительственно-парламентско-президентской вертикали превращает президента в "гаранта" без инструментов влияния на ситуацию (внешнеполитическая сфера довольно неплохо отражает эту реальность) и может потенциально оказывать содействие восстановлению в Украине традиций авторитарного правления, на этот раз в исполнении правительства.

Что можно этому противопоставить – вопрос не риторический.

Автор

Юлия Киселёва, аналитик Украинского независимого центра политических исследований, для УП