Почему именно Ющенко?
Украинская политика потеряла актуальность. Лимит чудес у Бога для Украины на сегодняшний исчерпан, больше неожиданностей не предвидится: тупицы остались тупицами, Янукович – Януковичем, журналисты – журналистами. Скучно. Интерес поддерживает разве что отсутствие логики в поведении действующих лиц.
Например, тяжело понять, почему регионалы теряют шанс стать проводниками украинской политики, но они это делают. Может, потому что американские политтехнологи ничем не лучше, чем московские – они тоже понятия не имеют об Украине?
Анализ наивных попыток донецкой гвардии "построить" Ющенко приводит к общеизвестному выводу: "Научные исследования, чего не хватает в организме людей, которые едят целлофан, подтвердили, что им не хватает мозгов".
Вот до Тимошенко, кажется, уже дошло, что до звания гроссмейстера украинских политических шахмат ей предстоит пройти еще много турниров. Янукович же, почти получив этот статус подписанием Универсала, вдруг снова превращается в человека, который не работает, а самоутверждается.
Какой смысл пересматривать евроатлантический выбор Украины? Что взамен – назад в СССР? Кто забыл, что это такое – зайдите сейчас в ЖРЕП.
А каким должен был быть экономический эффект от бюджетных угроз роженицам? Или политический? Атака Ющенко? А вышло похоже на атаку будущего старыми пердунами, которые уже давно вышли из фертильного возраста.
В результате имидж "динамической молодой политической силы" портится из-за крепкого запаха нафталина, которым пахнут правительственные морды разлива 2004 года. Так как когда видишь полковника-историка Табачника, обидно не столько за украинский гуманитарий, сколько за донецких – ну неужели не нашли кого-то, менее неадекватного должности?
Хотя при внимательном взгляде на них вспоминается афоризм Андрея Кнышева: "Собака – умное и доброе животное, но собрание их коллектива почему-то называется стаей".
Избиратель видит: с коммунальными тарифами "потомучтолидеры" надули, с ценой на газ – надули, обещали повысить уровень жизни "уже сегодня" – надули, обещали не ругать предшественников – надули.
Не могут иначе? А здесь еще уникально тяжелый в мировой лингвистике случай – Азаров – в борьбе за второй язык разглагольствует о том, что, мол, Шевченко писал дневник по-русски. Так и хочется сказать: "Дядя, поезжай в Россию, и расскажи там, что отказываешься говорить по-русски, так как Пушкин писал письма по-французски".
Да и, собственно, Россия не брызжет эмоциями – газ от 130 и до бесконечности. А для чего же под нее так недостойно было прогибаться? И обещать...
И что? Наша реакция на лжецов какая-то слабая, куда там до Венгрии. Наверное, хорошо, что у нас обходится без уличных погромов, но ощущение, что мы какие-то неправильные, снова вернулось. Кто виноват в том, что все сейчас с нами так, как оно есть?
И разве может быть иначе в стране, где миллионы людей не знают истории своего народа, не стремятся к свободе, не могут не врать? И при этом, как ни парадоксально, не очень в этом виноваты – традиции, судьба, гены.
У каждой эпохи нашей истории свои козлы отпущения: царизм – Сталин – вожди застоя – Горбачов – москали – руховцы. Если бы не они (оно, она, он), вот бы зажили.
Институт козлов отпущения очень удобный, так как не надо объяснять, чем занимались их умных и честных современников. Чьими руками, собственно, и осуществлялись все расстрелы, голодоморы, коррупция и разрушение.
Ющенко, Янукович, Тимошенко...
Неужели они похожи на богов, способных все изменить, всех объединить, просветить и оплодотворить? Если бы и могли, то только не нас. Для которых слова "порядок", "взятка", "своеволие" и "свобода" – синонимы.
А если уже так кому-то хочется найти ответчика за то, что в конце 2006 года у нас до сих пор нет единой нации, то лучше долго не искать, а сразу все свалить на Кравчука и Кучму. Им не привыкать.
Что они сделали? А ничего они не сделали, поэтому и виноваты: они и еще легион "государственников", которые 15 лет боялись трогать самые проблемы украинского общества: и коррупцию, и криминал во власти, и язык, и халявные цены на энергоносители. Которые не решались, а откладывались, не реформировались, а вуалировались.
Сейчас та же ситуация, что и в начале 90-х: Украину расстраивают не патриоты, а коммунисты, москали и Мороз. Антураж соответствующий: раздувания госаппарата, тотальная демагогия, междоусобица, неполноценность в общении с Россией.
Еще вариант: в всем виноваты журналисты. Что 1948 года рождения, что 1984, что из толстых газет, что из глянцевых журналов и раскрученных сайтов – они создали клуб, где играют в великосветский салон а-ля "Война и мир".
Там рождаются слухи, преимущественно абсурдные и безосновательные, и сенсации, преимущественно высосанные из пальца. Все по Толстому: минимум живой мысли, максимум самовлюбленности и духовной пустоты.
Оказалось, что свобода слова, дарованная "оранжевыми", для неподготовленных умов слишком тяжелое испытание – их сразу тянет на кощунство.
Впрочем, о свободе они говорят, что сами ее выбороли. Хорошо добывать в борьбе, когда с тобой никто не борется, сразу чувствуешь себя суперменом. И даже теперь, когда уже все всем ясно, "эксперты", которые еще вчера называли Мороза "стержнем и совестью демократической коалиции", сейчас занимаются толкованием библейского образа Иуды.
Как завороженные, шакалы пера то повторяют разнообразные идиоматические идиотизмы об "экономическом кризисе в государстве", то обсасывают тему "краха демократии". И вместе с тем – страх разоблачить вранье Тимошенко, создание телеобраза интеллектуала для Кушнарева, вялая реакция на просто античную коварность поступка Мороза.
Та, все-таки, более честно считать виновными всех нас, которые так легко мирятся с неправдой, повторяют ерунду и мгновенно забывают добро.
Кажется, ну что может быть проще – встречать дружным "Фу!" любое публичное появление лжецов; не искать подтексты там, где их нет; видеть реальность, а не выдумывать ее, особенно, если это – реальность твоей физиономии.
Не выходит? А, может, все-таки попробовать установить для всех индивидуальную ответственность за конкретные поступки, не отвлекаясь на выдуманные мотивы и приписываемые намерения?
И начать... хотя бы с Мороза.
Тот светлый образ, на который покупались даже неглупые люди, является прекрасным образцом грамотного пиара. Душа антиукраинской "группы 239" в начале 90-х вдруг превратилась в искреннюю украинскую душу, предатель запрещенной тогда КПУ стал вождем новой марксистской партии, принципиальный противник института президента трансформировался в неизменного претендента на эту должность.
Болезненная жажда первой роли, которая по-взрослому бесила Кучму, никогда Морозом и не скрывалась.
И хотя голосов на выборах он и его партия набирали все меньше, титаническая имиджевая работа держит его на плаву. Классика – миф о его авторстве Конституции, хотя поведение Мороза в 1996 передавалась формулой "Конституция нам нужна, но ее текст буду определять я", из-за чего он и тормозил ее принятие, которое состоялось исключительно благодаря жесткости раннего Кучмы.
Сейчас СанСан шаг за шагом проигранную тогда ситуацию отыграет "улучшениями" Основного закона.
Удивительно, но и постоянная его тактика: провокация – откат – комментарии постфактум с невинной физией; и напрочь сталинская привычка постоянно менять свои "правые руки" – Витренко, Чижа, Винского; и странное поведение на Майдане с предложением "Вы кричите не "Ю-щен-ко", а "Мо-роз", там на слог меньше", не смогли окончательно разрушить иллюзии относительно этой персоны.
Хотя из всех первых политиков государства именно о Морозе сложнее всего сказать что-то конкретное. По крайней мере, Ющенко – один из лучших финансистов мира, Тимошенко с Порошенком – суперудачливые предприниматели, Янукович – моральный лидер огромного промышленного региона.
За каждым из них – шлейф нехороших историй и подозрительных обстоятельств, тем не менее, это – люди дела. А вот кто такой Мороз? Говорящая голова с удивительной моралью. Кучма эту генерацию выбивал с политикума как мог, и был прав.
Другая история с Януковичем.
Тяжелая работа его пиарщиков целиком могла бы иметь результат, если бы он закрывал рты "региональным" кретинам, которые публично называют украинцев "потомками эсэсовцев из дивизии СС Галичина" и высмеивают вышитые сорочки; если бы заклеймил идею Писсуара; если бы уговорил Ахметова выучить украинский. В конце концов, если бы честно рассказал, кто его подставил с франковским яйцом.
И тогда, кто знает... Нехаризматичный Кучма уже продемонстрировал, как можно получить поддержку Запада страны – доказать, что патриотичная риторика реально подкрепляется укреплением государства. Но не получается, так как быть лидером нации, не имея нации в сердце – то же самое, что пытаться играть на рояле без музыкального слуха. Возможно, но неубедительно.
А Тимошенко... Ну что Тимошенко?
Конечно, досадно, что сейчас гарантией политического развития Украины остается "слово вора", но еще более досадно, что оно таки тяжелее, чем слово лидера БЮТ. Не может серьезный политик вести себя как невоспитанный ребенок: говорю, что хочу, и не буду отвечать за слова.
Может, поэтому сложный вопрос: "Какой вариант хуже: Юля или Янык", – для тех, кто думает, является риторическим? Оба хуже.
Еще есть плеяда деятелей, которые хотят нашей любви в обмен на их любовь к Украине, не думая, что это может быть добродетелью только при условии наличия других добродетелей.
Народ оставил их за вне парламента, так как они никто, а преданность национальной идее – ничто, когда за тебя не говорят твои дела.
А заявления уэнписта Костенко об отсутствии национальной идеи в "Нашей Украине", от которой он так пафосно оторвался, напоминает диалог супружеской пары во время выполнения супружеских обязанностей.
Когда женщина спрашивает партнера: "Тебе все время во мне что-то не нравится. Что, и сейчас во мне совсем нет ничего волшебного?" – "Есть. Но это из тебя я сейчас уже вытащу".
Кстати, не удивительно ли, что политаутсайдер "Наша Украина", которую высмеивают везде – от журнала "Дом. Сад. Огород" до "Познайки", остается безоговорочным лидером общественного внимания? Больше не на кого надеяться?
Тем временем раскол, старательно подпитываемый заклятыми друзьями с Востока, не заживает, и пока в одной части Украины день города празднуют перед оперным театром, в другой – на площади Ленина.
При этом у украинцев в Украине нет ни финансового, ни интеллектуального преимущества, и с этим неприятным фактом что-то надо делать.
Неоптимистичный феномен: несколько человек, которые озвучивают украинской мультик о Симпсонах на М1, приносят пользы украинской культуре несравненно больше, чем, например, целый форум творческих личностей.
Здесь и закрадывается опасно верноподданическая мысль, что единственным реальным лидером, ориентированным на Украину и национально сознательным, остается Ющенко. Который доказал, что умнее, чем свои критики лет на 100, тем, что обеспечил прорыв в массовом сознании идеи демократии.
Элементарно: решать должна не группа лиц, а люди, как их не называй, заслуженно или незаслуженно, – "отара, толпа, быдло".
Впечатление, что это дошло и в донецкие чащи, где точно заметили, что в течении всего "оранжевого" периода и Кушнарев, и Чорновил практически не слезали с самых что ни на есть демократических экранов.
И никто из "северодонецких героев" не сел. Может, хотя бы из признательности продолжили бы эти традиции?
Почему бы и ни? Благословенная украинская земля без цунами, смерчей и движения "Хезболла" (тьфу-тьфу) нуждается только в одном – чтобы мы все поняли, как нам с ней повезло.
Время сойти с соседского пути и жить без жажды крови, без стремления обмануть, без ненависти к своим. Так как они, может, и неприятные, но свои.
Иначе получится опять по Кнышеву: "Поголовье баранов сейчас достигло 46 миллионов людей".