Новый "рецепт" НДС от БЮТ

Понедельник, 13 ноября 2006, 11:59

Сегодня идет много споров вокруг системы администрирования налога на добавленную стоимость.

Основные проблемы, которые старается решить власть, - снижение уровня коррумпированности НДС, и создание прозрачных механизмов его администрирования.

Но, примеряя на налоговую систему Украины ту или иную модель, следует помнить, что учитывая евроинтеграционный курс нашей страны, отечественное законодательство должно быть адаптировано к правовым нормам Европы. Поэтому, решая проблему НДС, мы должны изучать опыт своих европейских соседей, в частности, Европейского союза.

Так, согласно статям 9.2(e) и 21.1(а) Шестой Директивы Европейской комиссии (Директивы об НДС) в ЕС действует "Обратный механизм начисления обязательств относительно НДС", который также называют "перемещением налога".

Особенность этого механизма в том, что обязательства по уплате НДС перемещаются от продавца товаров и услуг к их потребителю.

Это позволяет снять проблему возмещения НДС, бороться со схемой "исчезновения продавца", вместе с которым "исчезает" и НДС, который он должен был заплатить и т.п.

Сегодня обратный механизм действует в ЕС для широкого круга услуг: консультационные, рекламные, лицензионные, финансовые, кадровые, агентские и т.п. В этих сферах по большей части работают многочисленные мелкие фирмы, обслуживающие большие компании. В результате уплата НДС концентрируется в больших команиях, благодаря чему, круг плательщиков НДС значительно сужается.

Великобритания предложила распространить этот механизм и на те товары, при операциях с которыми широко распространено мошенничество с уплатой НДС (телефоны, компьютерные комплектующие, цифровые камеры, ноутбуки, игровые автоматы, аппаратура спутниковой навигации и т.п.).

Германия и Австрия, которые страдают от мошенничества с НДС больше всех, пошли дальше и предложили распространить механизм обратного перемещения обязательств по НДС на всю экономику этих стран.

Как это делают в Европе

Рассмотрим упрощенный пример, когда фирма 1 делает поставку фирме 2 на EUR100 млн., а фирма 2 дальше перепродает этот товар за EUR150 млн. Теперь проанализируем, как будет начисляться НДС.

По традиционной системе (рис.1) покупатель заплатит поставщику EUR120 млн. (EUR 100 млн. + EUR20 млн. НДС). При этом у продавца (фирмы 1) появляется обязательства по входящему НДС на EUR20 млн., а у покупателя (фирмы 2) появляется право на компенсацию исходящего НДС тоже на EUR20 млн. После того как фирма 2 осуществит дальнейшую реализацию товара на EUR180 млн (EUR150 млн + EUR30 млн. НДС), она заплатит в бюджет EUR10 млн. (EUR30 млн. исходящго НДС минус EUR20 млн входящего НДС).

Согласно обратному механизму начисления обязательств (рис. 2) продавец получает только EUR100 млн. без НДС, а НДС в размере EUR20 млн. остается у покупателя, и, соответственно, на него перейдет обязательство заплатить этот НДС продавца в бюджет.

В результате покупатель будет обязан заплатить в бюджет свою разницу НДС в размере EUR10 млн. и EUR20 млн. за продавца по перешедшему на него обязательству (эти деньги оставались у него с самого начала, поскольку он перечислил продавцу сумму без НДС в EUR100 млн.).

Механизм обратного начисления НДС имеет три главных преимущества.

1. Нет необходиости в возмещении НДС. Если фирма 2 перепродает товар на экспорт, то при действующей системе она будет иметь право на возмещение EUR20 млн. Тогда, в рамках нашего примера выходит, что EUR20 млн., которые будут перечислены в бюджет первой фирмой (продавцом), пойдут на возмещение экспортеру (второй фирме).

А при обратном механизме начисления НДС (рис. 3) экспортер сразу же оставит у себя те EUR20 млн., что подлежат возмещению (ведь когда он покупал товар, то платил не EUR120 млн., а EUR100 млн.). И соответственно дополнительной операции возмещения как таковой уже не нужно.

2. Концентрируется процесс взимания НДС (в примере вместо двух подробленных перечислений в бюджет в размере EUR20 млн. и EUR10 млн. делается одно в сумме 30 млн).

3. Нет возможности для уклонения от уплаты налога в случае незаконного исчезновения фирмы-продавца.

По традиционной системе, если фирма-продавец 1 неожиданно исчезает, то с ней "испаряется" и НДС, который она должна заплатить. Благодаря новому механизму сумма, предназначенная для уплаты НДС, на счета продавца вообще не попадает. Она останется у покупателя. Поэтому исчезновение фирмы-продавца никак не повлияет на уплату НДС.

Сравнительный анализ механизма "НДС одностороннего действия" и "обратного механизма начисления обязательств по НДС"

Согласно обратному механизму, действующему в ЕС, даже та фирма, которая передала все свои обязательства по НДС другому предприятию, и сама ничего в бюджет не перечисляет, все же должна задокументировать весь процесс передачи этих обязательств.

А компания, которая перечисляет НДС, должна показывать в отчетности и свои традиционные обязательства, и те, которые ей были переданы через обратный механизм начисления НДС.

Для рисунка 2 это означает, что фирма 1 отчитывается финансовым органам о том, что передала свои налоговые обязательства фирме 2 (то есть входного НДС не получала, и он остался у фирмы-покупателя) и соответственно перечислять деньги казначейству не должна.

Фирма 2 отчитывается о традиционных EUR10 млн. разницы НДС, который она должна заплатить "за себя", и о EUR20 млн. обратно насчитанного исходящего НДС, который она теперь должна заплатить за фирму 1.

Эти EUR20 млн. были ей оставлены с того момента, когда фирма 2, оплачивая поставку, не платила исходящий НДС. При этом указанные EUR20 млн. исходящего НДС одновременно и прибавляются (согласно обратному механизму начисления НДС) и отнимаются (согласно традиционному механизму начисления НДС) от обязательств по НДС.

То есть при расчете разницы НДС обязательства сперва уменьшат на EUR20 млн., а затем – на эту же сумму увеличат согласно обратному механизму.

В результате фирма 2 перечисляет в казначейство EUR30 млн, которые формируются следующим образом: 30 = (30-20) + 20.

Такая сложная отчетность поясняется тем, что обратный механизм начисления НДС внедрен в ЕС лишь частично, и действует одновременно с традиционной системой. Такие половинчатые мероприятия, без нарушения фундаментальных основ традиционной системы НДС, кроме очевидных преимуществ, принесли существенное осложнение документооборота.

Но следует ли усложнять отчетность миллионам добросовестных плательщиков НДС ради отсечения десятков тысяч недобросовестных плательщиков? Над этим вопросом задумывают чиновники Евросоюза.

Расширение круга товаров и услуг, которые облагаются НДС по обратному механизму начисления, идет очень медленно.

Конструктивное решение проблемы состоит в повсеместном внедрении новой системы (то есть применении обратного механизма начисления НДС) с одновременным существенным упрощением и самого механизма, и отчетности для всех.

В частности EUR30 млн. входного НДС фирмы 2 в рассмотренном примере можно просто сразу брать целиком, а не дробить на составляющие. При этом важно, что налоговые обязательства теперь можно начислять по каждой операции, а не по результатам месяца.

Тем не менее, в законопроектах, внесенных в Европейскую Комиссию Германией и Австрией, идет речь только о механическом расширении существующих рамок применения обратного механизма в этих странах. То есть лишь увеличивается перечень услуг и товров, на операции с которыми распространяется этот механизм.

В Украине народные депутаты фракции БЮТ пошли еще дальше, предложив механизм "НДС одностороннего действия", который имеет существенные преимущества над системой ЕС.

Проект Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость одностороннего действия" в настоящее время готовится к представлению в Верховную Раду Украины

Законопроект предлагает эквивалентный, но в то же время более простой и еффективный механизм функционирования новой системы.

Этот механизм заключается в следующем:

НДС и начисляется, и взимается в полном объеме только при поставках от лиц, зарегистрированных как плательщики НДС, лицам, которые не являются зарегистрированными плательщиками НДС.

(Зарегистрированные плательщики НДС – это предприятия; а лица, которые не являются не зарегистрированными плательщиками НДС, – это население и мелкие фирмы, которые не являются зарегистрированными плательщиками НДС.)

При всех операциях между зарегистрированными плательщиками НДС, он не начисляется, не уплачивается и не учитывается.

Для рисунка 2 это означает, что при операциях между фирмами 1 и 2 никаких отношений с НДС не возникает. А если фирма 2 реализует свою продукцию населению, то весь входной НДС целиком направляется в бюджет в сумме EUR30 млн., без расписывания подробностей, какая доля этой суммы относится к фирме 2, а какая - к фирме 1.

Фирма 2 просто отчитывается, что продала, скажем, населению (которое не является зарегистрированным плательщиком НДС) товаров или услуг на EUR180 млн., куда входят в том числе и EUR30 млн. НДС. И весь этот НДС сразу передается в Казначейство.

Кроме упрощения отчетности, главное преимущество механизма предложенного Украиной, – в обеспечении беспрерывных ежедневных поступлений НДС, вместо нынешних ежемесячных поступлений.

Это достигается благодаря тому, что налоговые обязательства должны однозначно определяться относительно каждой операции (или они есть, или их нет), а не по результатам за период.

Это в частности является дополнительным фактором против злоупотреблений, поскольку суживается промежуток времени между операцией и уплатой налога в бюджет. Именно этот промежуток явлется наиболее подходящим для теневых схем.

Если сравнить односторонний НДС с обратным механизмом начисления, который действует в Европе, то второй сейчас находится в промежуточном состоянии и стемится к логическому завершению првым.

С одной стороны, обратный механизм начисления отменяет финансовое дробление НДС вдоль экономической цепи, с другой стороны, сохраняется старая система учета и отчетности. Поэтому в такой ситуации сохранилась и система ежемесячной уплаты НДС.

Итак, НДС одностороннего действия позволяет отказаться от "дробления" не только денежных, но и документарных потоков по НДС, а также ограничить отчетность только теми операциями, при которых НДС действительно взимается.

Таким образом, долгий процесс усовершенствования НДС увенчался простым и конструктивным выводом: НДС взимается только при продажах от плательщиков неплательщикам. Отчетность относительно НДС касается только таких операций.

В результате НДС становится похожим, но не в полной мере, на налог на потребление. Нюанс в том, что страны с "классическим" налогом на потребление имеют "головную боль" с определением конечной цели покупки (на личное потребление, или нет?).

А в механизме НДС одностороннего действия используется однозначная юридическая категория "лицо, которое не является зарегистрированным плательщиком НДС", что позволяет избежать неопределенностей при взимании налога.

Учитывая масштабы коррупции вокруг НДС, а также то, что Верховная Рада приняла решение выделить в отдельный закон налоговые статьи проекта Закона "О Государственном бюджете Украины на 2007 год", дусаю, будет целесообразным принять новый закон об НДС в пакете с указанным отдельным законом и с законом о бюджете на 2007 год.

Это разрешит Украине пользоваться преимуществами НДС одностороннего действия уже с начала 2007 года.

В противном случае мы получим еще один пример когда разработки, сделанные в Украине, внедряются на Западе и возвращаются на родину с большими задержками, к тому же под иностранными "лейблами".

Комментарии независимых экспертов к статье "Новый "рецепт" НДС от БЮТ"

Николай Орлов, адвокат, партнер ЮФ "Саенко Харенко", руководитель налоговой практики:

Предложенная в статье схема администрирования НДС, безусловно, имеет право на жизнь. Однако, на мой взгляд, описанные автором механизмы не имеют никакого отношения к налогу на добавленную стоимость. Тот налог, о котором говорится в статье, называется "налогом на продажу".

Он распространен, например, в США. Причем механизм, который применяется для его сбора, несколько сходен с тем, что применяется в случае с НДС. Так, при покупке товара на выданном в магазине чеке написано, сколько вы платите за сам товар, и сколько процентов от этой суммы составляет налог на продажу.

На мой взгляд, если ввести предложенный в статье "НДС одностороннего действия", этот налог фактически будет заменен налогом на продажу. Это приведет ктому, что НДС будут облагаться только опрации по продаже потребительских товаров непосредственно населению.

А при операциях купли-продажи товаров между предприятиями (т.е. когда предприятия приобретают товары для переработки, внутреннего пользования и т.п.) НДС взиматься не будет. Иначе гоаоря, база налогообложения НДС будет ограничена операциями по продаже потребительских товаров. 

Сергей Ильяшенко, директор по консалтингу компании "ВЕГА консалтинг", профессиональный налоговый консультант:

Если говорить о том, что предлагаемый законопроект призван решить проблему бюджетного возмещения НДС, то безусловно определенный положительный эффект достигнут будет. По сути, при таком подходе бюджетное возмещение вообще прекращает свое существование как процедура.  

Однако, возникает ряд других проблем, которые вполне могут нивелировать положительный эффект от решения этой проблемы. 

Во-первых, это перенос полной налоговой нагрузки в части НДС на потребителя и субъектов хозяйствования - не плательщиков НДС. Не нужно быть провидцем, чтобы предположить, что каждому плательщику НДС будет выгодно проводить сделки по продаже товаров (работ, услуг) исключительно с плательщиком НДС.  

Поэтому у одного и того же продавца стоимость одного и того же товара для плательщика и не плательщика НДС может отличаться не в лучшую сторону для последнего.  

Во-вторых, появится проблема отвлечения оборотных средств предприятий в течение налогового периода. Задекларированный в законопроекте беспрерывный ежедневный поток поступлений НДС в бюджет будет негативно сказываться на финансовом состоянии тех налогоплательщиков, которые имеют дело с конечными потребителями и другими не плательщиками.  

Если сегодня до конца отчетного периода (месяца или квартала) каждое предприятие имеет право свободно распоряжаться всей суммой поступившей выручки (включая НДС) и только после наступления сроков погашения налоговых обязательств возникает необходимость перечислить причитающееся бюджету, то с принятием законопроекта перечисления в бюджет НДС должны носить ежедневный характер.  

Этот механизм чем-то напоминает пресловутые спецсчета! С другой стороны, такие ежедневные поступления потребуют и соответствующих мер контроля. Представьте себе, что налоговому инспектору при проверке за 3 года придется сверять ежедневные суммы платежей в бюджет, например, с ежедневными отчетами РРО. 

И, наконец, последний нюанс. Переложив налоговую нагрузку на предприятия, работающие с потребителями, вряд ли можно утверждать, что тем самым увеличатся поступления по НДС в бюджет.  

Ведь возникновение налоговых обязательств перенесено на завершающий этап – на розницу. Иными словами, рост поступлений НДС в бюджет будет напрямую зависеть от уровня покупательной способности населения.  

С другой стороны, даже при наличии определенных сомнительных моментов в данном законопроекте, нельзя не отметить его прогрессивную направленность на упрощение механизма исчисления и уплаты НДС и искоренение проблемы бюджетного возмещения. 

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде