Кабмин в законе
Состоянием на конец октября в парламент пришли два закона о Кабинете министров – от правительства и президента. Каждый из них попробовал сделать закон максимально выгодным для себя.
Премьер
Так вот, в соответствии с обоими законами, Кабмин формируется не позже, чем на 60-й день после того, как ушел в отставку предыдущий.
Президент может внести кандидатуру премьера в парламент не позже, чем на 15-й день после того, как ему ее предложит парламентское большинство.
Вместе с тем, президент оговаривает, что это представление должно быть скреплено 226 подписями депутатов.
Кроме предложенных Кабмином сведений об: 1) образовании; 2) специальности; 3) трудовой деятельности и самых существенных фактах биографии; 4) имущественном состоянии и доходах, президент хочет обязательно получить от потенциального премьера сведения о судимостях (то же касается и министров).
И еще – президент оставляет за собой право отклонить кандидатуру премьера
* в случае нарушения требований Конституции и закона о Кабмине;
* при несоответствии предложенной кандидатуры требованиям, установленным законом;
* при наличии других оснований, предусмотренных Конституцией.
Требования же к членам Кабмина в проекте президента выставлены следующие:
"В состав Кабмина могут входить граждане Украины, которые имеют право голоса, высшее образование и владеют государственным языком (по этому признаку следует уволить пол-Кабмина Януковича).
Не могут быть назначены министрами граждане, у которых есть судимость за совершение умышленного преступления, если такая судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке (как известно, МВД до сих пор сомневается в законности погашения судимостей Януковича).
Министры не имеют права совмещать свою служебную деятельность с другой работой (кроме преподавательской, научной и творческой в нерабочее время), входить в состав руководящего органа или попечительского совета предприятия или организации, цель которой – получение прибыли.
Министры
Ни президентский, ни правительственный проект не устанавливает количество министров. В соответствии с правительственным проектом, Совет утверждает столько министров, сколько подаст Кабмин.
Президент предлагает ограничить количество вице-премьеров, не считая первого вице-, до трех. А поскольку такая квота в нынешнем Кабмине не заполнена, то Янукович может создать еще одно кресло – вице-премьера по вопросам АПК, которым может стать Владимир Слаута.
Также президент предлагает установить квоту для так называемых безпортфельных министров – их может быть назначено не больше двух.
Обоими проектами признается, что должности министров являются политическими.
Оба проекта подчеркивают, что одновременно с назначением на пост в правительство народного депутата, решается вопрос о досрочном прекращении его полномочий как законодателя.
Кабинет министров предлагает назначать заместителей министров по представлению соответствующих министров. Тогда как президент требует, чтобы кандидатуры заместителей министра обороны и министра иностранных дел соглашались с ним.
Программа правительства
Кабинет Министров не позднее, чем в тридцатидневный срок после получения полномочий представляет на рассмотрение Верховной Рады программу деятельности правительства.
При этом, согласно ст. 12 проекта президента, программа деятельности Кабмина должна одобряться законом. Это автоматически означает, что президент может наложить на нее вето. Именно поэтому этот пункт кардинально не принимается Кабмином.
И еще – президентский проект требует, чтобы программа деятельности правительства по части внешней, оборонительной политики и политики безопасности отвечала посланиям президента к Верховной Раде о внутреннем и внешнем положении Украины.
Ничего подобного в проекте Кабмина нет.
Если в разделе "Компетенция Кабинета Министров" Кабмин прописал для себя только полномочия, то президент дописал еще и его обязательства.
Например, в сфере финансовой политики главной задачей КМУ (по версии президента) является обеспечение роста доходов госбюджета, удержание его дефицита в определенных законодательством границах, а также прозрачное и эффективное использование государственных финансовых ресурсов.
В сфере внешней политики – обеспечение национальных интересов Украины за границей и формирование положительного образа Украины в мире.
В сфере государственной службы – осуществление мероприятий по формированию и функционированию единого высокопрофессионального корпуса государственной службы.
Отставка
Кабмин прописал для себя такие основания отставки:
1) в связи с принятием Верховной Радой резолюции недоверия по инициативе президента или трети депутатов;
2) по представленному ним заявлению;
3) в связи с невозможностью выполнения премьером полномочий по состоянию здоровья;
4) в связи со смертью премьер-министра.
А президент добавил к этому очень интересный пункт, на который его, наверное, вдохновила "Наша Украина":
Президент предлагает отправлять в отставку Кабмин в случае отставки больше, чем одной трети членов правительства.
И хотя президент в своем проекте дает правительству 10 дней на то, чтобы исправить такую ситуацию, все-таки, наверное, не следует надеяться, что Кабмин добровольно повяжет на себя этот пояс шахида.
Также президент прописал пункт, согласно которому заседание кабмина с участием меньше, чем 23 министров, считается неправомерным, тогда как Кабмин считает, что для доказательства неработоспособности собрания в правительстве может быть меньше половины министров.
Отношения с президентом
Закон Кабмина содержит только два пункта по этому поводу:
1. Кабинет министров ответственен перед президентом в рамках, предусмотренных Конституцией, и руководствуется в своей деятельности указами президента, изданными на основе и в исполнение Конституции и законов.
2. Акты президента, изданные в рамках полномочий, предусмотренных пунктами 5, 18, 21 и 23 части первой статьи 106 Конституции, закрепляются подписями премьер-министра и министра, который отвечает за акт и его выполнение.
Закон от президента содержит намного более широкий перечень:
1. Кабинет Министров ответственен перед президентом Украины.
2. Кабмин обеспечивает выполнение актов президента, оказывает содействие осуществлению главой государства полномочий как гаранта государственного суверенитета, ... по вопросам осуществления руководства внешнеполитической деятельностью государства, а также осуществления других полномочий, определенных Конституцией.
3. Акты президента, изданные в рамках полномочий, предусмотренных пунктами 5, 18, 21, 23 части первой статьи 106 Конституции, безотлагательно скрепляются подписями премьера и министра, ответственного за акт и его выполнение.
4. Президент вносит на рассмотрение парламента вопрос об ответственности правительства, который рассматривается соответственно статье 16 этого закона (отставка в связи с резолюцией Совета о недоверии).
5. Правительство отвечает на обращение президента и постоянно информирует о своей деятельности, важнейших решениях и действиях, которые предполагают предпринять или осуществить в сфере обеспечения государственного суверенитета и независимости Украины, осуществлении внутренней и внешней политики государства, выполнении актов президента, проводит в случае необходимости предварительные консультации с президентом.
6. Министерства выполняют поручения президента, предоставленные в рамках его конституционных полномочий.
7. В заседаниях Кабинета министров может принимать участие президент или уполномоченный ним представитель. Полномочия такого представителя определяются президентом.
8. Лица, уполномоченные президентом, имеют право принимать участие в заседаниях правительственных комитетов с правом совещательного голоса.
Из всех приведенных пунктов самого большего внимания заслуживают два первые, поскольку вызвали самую большую критику со стороны кабминовцев. В частности, Александр Лавринович считает, что первым пунктом президент вступает в конфликт с Конституцией, поскольку в той не закреплена норма о том, что Кабмин должен в чем-то "оказывать содействие" президенту.
Второй пункт касается пресловутой контрассигнации. Кабмин Януковича никак не хочет выполнять техническую функцию скрепления актов, которую без жалоб исполнял во времена Кучмы.
А еще Кабмин обиделся на президента за 27 статей, в которых "совершается попытка определить вопрос компетенции других органов исполнительной власти (кроме Кабинета министров), в частности министерств и ведомств"
Вместе с тем, правительство в своем проекте отказалось от того, чтобы должностные лица аппарата СНБО и секретариата президента давали ему поручения.
И отверг предложение президента, чтобы члены правительства входили в состав консультативных, совещательных и других вспомогательных органов и служб, которые создаются президентом.
***
Глава Верховной Рады Александр Мороз надеется, что закон о Кабмине может быть одобрен уже до конца текущего года. Это возможно, если президент и правительство найдут компромисс между законопроектами. Но до сих пор этого не произошло.
Поэтому не исключен вариант, что из двух проектов после голосования не останется ни одного – Совет не воспримет проект президента, а президент наложит вето на правительственный.
Таким образом, негласное противостояние президент-правительство продолжится.
Конечно, в этой ситуации Кабмин сможет подготовить как альтернативу свой регламент деятельности. Но это лишь технический документ, а не закон.