О "Родном доме" и чужих интересах
Эта статья написана по просьбе "Украинской правды" в ответ на публикацию "Родной дом Алексея Ивченко" (Часть І, Часть ІІ)
Прежде всего, хочу выразить признательность "Украинской правде" за то, что она предоставила возможность инициаторам программы "Родной дом" высказать свою точку зрения.
Однако следует заметить, что нет особой потребности доказывать полезность децентрализованного отопления, развитие которого предусматривала упомянутая программа. Это наглядно показывают большинство комментариев читателей "Украинской правды", в которых есть справедливая оценка страшилкам о якобы "неэффективном", "опасном" и "невыгодном" индивидуальное отопление.
Ведь мало кому пришлось убедиться на собственном опыте в том, каким "качественным", "эффективным" и "надежным" бывает нынешнее централизованное отопление. Устав каждый раз оплачивать астрономические счета за едва теплые, а то и вовсе холодные батареи, люди уже самостоятельно устанавливают в своих домах современные экономические котлы.
Поэтому, данная статья – это не попытка оправдаться или опровергнуть обвинение в несуществующих грехах. Ее цель - предоставить информацию о том, как можно было бы существенно улучшить состояние из теплообеспечения жилых домов и сократить потребление природного газа, который используется для этих нужд. И объяснить, кто и почему заинтересован в том, чтобы этого не состоялось.
Как начинался "Родной дом"
Программа "Родной дом", инициатором которой выступило дочернее предприятие НАК "Нефтегаз Украины" "Газ-Тепло", появилась после печально известных событий в Алчевске. Тогда авария в теплосети вызвала "цепную реакцию", вследствие которой город в сильные морозы остался без тепла.
Централизованная система теплоснабжения полностью вышла из строя, а ее восстановление стало практически невозможным. Это заставило искать решения, которые бы предотвратили повторение подобных ситуаций в будущем, повысили надежность теплоснабжения, обеспечили экономию тепловой энергии и природного газа, который идет на ее производство.
Были установлены новые модульные мини-котельные на социальных объектах и индивидуальное отопление в квартирах. Со временем программа была одобрена и запущена в "пилотном режиме" в некоторых небольших городах с проблемами теплообеспечения.
Хочу сразу подчеркнуть – программа отнюдь не предусматривала тотального отказа от централизованного отопления, о чем сейчас говорят ее критики. Децентрализация должна была состояться там, где централизованное отопление уже много лет отсутстввовало или является экономически не выгодным.
Для частного сектора предполагалось установление современных энергосберегающих котлов. Для социальных объектов (детсады, школы, библиотеки и т.п.) - модульные мини-котельные.
Децентрализация отопления многоквартирных домов должна была осуществляться также путем установления мини-котельных, рассчитанных на отопление подъезда. Отопление многоэтажек с помощью индивидуальных поквартирных котлов предполагалось скорее в порядке исключения, чем, как правило.
Одним из наибольших преимуществ "Родного дома" было то, что эта программа решала проблему дополнительных финансовых расходов потребителей на установление индивидуальных систем отопления.
Программой предполагалось, что население самостоятельно будет выплачивать стоимость оборудования и работ, закупленных за средства НАК "Нефтегаз Украины", равными частями в течение пяти лет. Причем этот кредит является беспроцентным.
Более того, это дало бы возможность решить проблему задолженности по оплате за теплоснабжение - поскольку пользоваться правом на кредит могли бы только полностью рассчитавшиеся за использованный газ потребители. Понятно, что в дальнейшем платежная дисциплина населения существенно улучшалась.
Для чего это было нужно
Нужная ли была такая программа? Наилучший ответ на этот вопрос дает небольшая справка о нынешнем состоянии дел в коммунальной теплоэнергетике, и каким образом они могли бы измениться после внедрения программы "Родной дом":
· на обогрев каждого украинца тратится в среднем 297 куб. газа в год. Это втрое больше, чем расходуется на обогрев одного гражданина Польши (104 куб. газа в год).
· уровень изношенности основных фондов теплоэнергетики Украины составляет около 80%.
· из 100% газа, который идет на производство тепловой энергии - 13% перерасходуется на котельном оборудовании, 17% - в частном секторе, 20% - во время транспортировки тепла центральными магистралями и еще 7% - вследствие изношенности сетей в домах. Конечный потребитель получает лишь 43%, т.е. 57% газа идет на "обогрев" земли и воздуха!
· по подсчетам разработчиков программы "Родной дом", каждая украинская семья, установив систему индивидуального отопления, платила бы лишь 40-50% от суммы, которую она до этого тратила на теплоснабжение и горячую воду.
· общая экономия газа в Украине после внедрения программы "Родной дом" составила бы 7,9 млрд куб г. Это почти половина от объема газа, который потребляется каждый год населением Украины.
Это то, что могло бы быть, если б программа "Родной дом" начала работать не только в режиме эксперимента, но и в качестве общенациональной программы по энергосбережению. К сожалению, сложилось иначе.
Что творится сейчас
Нынешняя ситуация, сложившаяся с теплообеспечением, уже "охарактеризовало" начало отопительного сезона 2006 г.. Больше трети тепловых сетей и теплогенерирующего оборудования находится в аварийном состоянии, а еще большее количество уже отработало свой амортизационный срок, и надежды на его реконструкцию нет.
Так, в г.Никополе Днепропетровской области во время проведения гидравлических испытаний магистральной тепловой сети (диаметром 700 мм) перед началом отопительного сезона произошел прорыв, при том, что ДП "Газ-Тепло" знало об этой проблеме еще весной.
В Никополь было завезено все необходимое оборудование, заключены соглашения с подрядчиками на установку в кризисных домах индивидуальных котлов, но в августе новое руководство, по неизвестным причинам прекратило все работы.
После начала отопительного сезона во многих микрорайонах больших городов об отоплении и горячей воде и не мечтают, а о селах и городках и говорить нечего.
Показательный факт - ДП "Газ-Тепло" установило в рамках программы "Родной дом" в городах Алчевск, Бахчисарай и Армянськ модульные мини-котельные, которые были единой надеждой на тепло этой зимой для многих садиков и школ. Сейчас вновь назначенное руководство ДП "Газ-Тепло" начало саботировать подключение этих котельных к газовым сетям - и это в начале отопительного сезона.
Уже стало более чем очевидно, что если не предоставляются надлежащие услуги, то люди имеют право от них отказаться. По данным социологического исследования у более чем 88% опрошенных нет надежды на централизованное отопление, и поэтому они отдают предпочтение индивидуальному.
В Ужгороде, не имея никакой достойной альтернативы, 30% людей самостоятельно установили этим летом индивидуальное отопление. При этом большинство не то что гидравлических перерасчетов не делало, но даже разрешений и технических условий ни у кого не спрашивало, не говоря уже о санитарных условиях.
Так где опасность программы "Родной дом", согласно которой оборудование устанавливалось по проектам, в соответствии с техническими условиями и с проверкой правильности подключения райгазами и производителями котлов, а пусконаладочные работы выполняли лицензированные специалисты?
Если в доме 95% людей установили индивидуальное отопление, то не указывает ли это на то, что люди недовольны ценой и качеством услуг, предоставляемых Теплокоммунэнерго? И сейчас этот процесс становится необратимым и неуправляемым. Вместе с тем программа "Родной дом" как раз и должна была обеспечивать его систематизацию.
Сейчас программу отменили - и почему-то никого не обходит, что в холодных квартирах люди будут греться, включая одновременно 4 конфорки и духовку газовой плиты. Никого из критиков не волнует, выдержат ли газовые сети такое интенсивное потребление, и к каким перерасходам газа это приведет.
Никто не будет оспаривать и то, что должно быть обоснованное объединение разных типов отопления. Но, к сожалению, только государство попыталось воплотить прогрессивные изменения, которые предполагались программой "Родной дом", только люди обрадовались, что государство чуть ли не впервые подумало о них и проблемах, с которыми они сталкиваются ежедневно, - как все эти начинания тут же подверглись сокрушительной критике, были объявлены неэффективными и даже вредными.
Ком это нужно?
Есть ли сегодня шанс, что ситуация в ближайшем будущем изменится, и централизованные поставщики тепла существенно повысят как свою эффективность, так и качество предоставленных услуг?
Сегодня они практически нулевые. Почему? Ответ прост - практически никто из поставщиков тепла не заинтересован в радикальной модернизации.
Ведь намного проще и удобнее компенсировать неэффективность оборудования и колоссальные потери тепловой энергии, подняв в несколько раз тарифы на тепло.
Многомиллионное государственное финансирование здесь тоже не поможет, поскольку в подавляющем большинстве случаев его используют на "латания дырок" крайне изношенного оборудования. Т.е. нав консервацию существующего положения вещей.
Можно назвать две основные причины того, почему программа "Родной дом" вызвала неприятие у нынешнего руководства компании "Газ-Тепло".
Первая - типичный "управленческий рефлекс", который заставляет вновь назначенное начальство предъявлять обвинения своим предшественникам во всех возможных и невозможных грехах, и все их действия или решения называть "ошибочными" и "неэффективными". Это довольно типичное явление, и особенно переживать здесь не следует.
Однако есть и другой, более значительные и опасный момент. С начала 2007 года импортный газ - а именно он используется для нужд централизованного отопления - возрастет в цене с 95 до 130 долларов за тысячу кубических метров.
Владельцем этого газа является не НАК "Нефтегаз Украины", а две посреднические компании - "РосУкрЭнерго" и "УкрГазЭнерго". Более того - по информации СМИ, люди, которые стоят за этими компаниями, начали активно скупать предприятия коммунальной теплоэнергетики в Украине.
Соответственно, появляется прямая заинтересованность в том, чтобы Украина потребляла как можно больше дорогого импортного газа, и чтобы этот газ был "сожжен" именно в централизованных котельных Теплокоммунэнерго.
И кто в такой ситуации будет заинтересован в том, чтобы гражданин использовал для отопления не дорогой импортный, а дешевый украинский газ? Кто будет заинтересован, чтобы он сам решал, когда и сколько тепла ему нужно, и платил за него не по "раздутым" тарифам, а строго по счетчику?
Ком интересно, чтобы приватизированное новыми собственниками Теплокомунэнерго имело конкуренцию со стороны индивидуальных систем отопления?
Ответив на эти вопросы, можно легко понять, почему была остановлена программа "Родной дом".
Дмитрий Бублик, генеральный директор ДП "Газ-Тепло"