Торговый центр "Штурмбанфюрер"
На днях в торгово-центровой жизни столицы произойдет событие.
В районе метро "Шулявская" могут открыть торговый центр.
Оно бы и ничего, но название у него – не простое, а историческое.
Завод "Открытое акционерное общество "Большевик", рядом с которым будет находиться этот объект, само по себе – оксюморон (как "горячий лед").
Акционеров большевики расстреливали, общества экспроприировали.
Так вот, название нового ТЦ – "Большевик".
Почему названия улиц и городов – это важно? Когда мы даем имена нашим детям, мы очень тщательно к этому относимся.
Собственное имя для лица – это чуть ли не самое большое сокровище. "Очернить имя", "потерять имя" – это катастрофа для человека.
Названия не появляются просто так.
Киев – город с полуторатысячелетней историей, и за это время в нем жило много великих людей, которые давали имена его горам, его рекам, его лугам и его улицам. А вот большевики "разрушали мир до основания, а потом..."
Мы каждый день десятки раз повторяем географические названия – или рассказывая о своем прошлом, или объясняя случайному прохожему, как пройти на нужную улицу, или запоминая с нашими детьми дорогу в школу. Эти названия – частичка нас, но они же – часть исторического контекста, в котором мы определенным образом ведем себя, часть тяглости, часть прошлого "удобства".
В советской тяглости гривны удобнее называть "рублями". Итак, пока эти названия с нами, СССР живее всех живых, а помнить украинских героев нигде и некому (разве что, снова оксюморонно "на углу улиц Артема и Вячеслава Чорновила").
Так кто же они, те большевики, чьим именем хотят назвать свой торговый центр "мегамаркетовцы"?
Это – банды Муравьёва, которые расстреливали киевскую интеллигенцию и киевских же школьников на склонах Мариинского парка, мастера красного террора, разрушители церквей, комнезамы, которые отправили тысячи и тысячи "кулаков" в Сибирь, авторы и исполнители Голодомора, репрессий 37-го, жуковские заградзагонщики-мясорубы второй мировой и так далее.
Уважаемый президент "Мегамаркета", стоит ли такая историческая тяглость за вашим торговым центром такого "прикольного" названия?
И как Вы относитесь к ответственности перед теми, у кого большевики поубивали близких? Перед теми, у кого забрали церкви, а самих объявили "врагами народа" на десятилетия? Вы готовы посмотреть им в глаза?
Берем аналогичную ситуацию – Голокост. Попробуйте поставить торговый центр с аналогичным названием (например, "Штурмбанфюрер") около станции метро "Дорогожичи" – думаю, реакция международного сообщества быстро поставит все на места.
Почему в Украине названия такого типа – не проблема? Причина – в амнезии, которой поражены люди. Их историческая память достигает не дальше одного-двух поколений. Они уже не помнят того, что было с их прадедами.
Центральноевропейские государства свой путь в Европу начинали с декоммунизации, с уничтожения символов и догм коммунистического прошлого, с рассекречивания и осуждения его преступлений. Украина тоже должна пройти этот путь, чтобы в конце концов оставить советские догмы вместе с советскими деятелями для истории.
И если Мега-Маркет – европейский бизнес, то ему самое время задуматься над тем, как называть свои торговые центры.
И самое время задать вопросы: а почему же вы, дорогие поборники названий, 15 лет молчали? Почему 15 лет независимой Украины этот "Большевик" и еще тысячи таких "большевиков" стоят на наших улицах?
Упрек – справедливый. В начале 90-х все кинулись выживать, оставив процесс на самотек. А более поздняя кучмовская элита, которой было безразлично, не захотела брать на себя ответственность (как, впрочем, и нынешняя пост-революционная). И незачем откладывать этот вопрос "на потом", если мы хотим сохранить историческую память, а не начинать нашу родословную (и наш путь) с революционного 1917-го.
В новейшей реальности торговые центры являются, по сути, новыми "храмами" – тысячи людей проходят через них каждый день. Их названиями называют остановки, люди часто употребляют эти названия в ежедневном общении.
"Купить консервированные огурцы и молоко в "Большевике"" – звучит, правда?
Увековечивать тоталитарную географию в новых "коммерческих" и "прикольных" формах, продолжая таким образом ее тяглость – неумно, ба, даже преступно. И если для нового поколения выходить "на Шулявке", а не "на Большевике" уже стало нормой, то теперь...
В Киеве были еще станции метро "Ленинская", "Пионерская", "Комсомольская" – когда нам ожидать торговых центров с такими названиями? Добро пожаловать в прошлое, уважаемые мегамаркетяне?
Легко ли быть патриотом не УССР, а Украины в городе под названием Красноармейск, живя в Ленинском районе на улице Дзержинского?
А пока что – добро пожаловать в город Гитлероград на улицу Геббельса в Геринго-Коховском районе в стране... Райхскомисариат Украина?
Остап Кривдик, политолог, активист, для УП