Властелин конституционной реформы
В своем недавнем интервью ведущему украинскому еженедельнику Верховный представитель ЕС по делам общей внешней политики и безопасности Хавьер Солана, отвечая на вопрос, кто главный в Украине, заявил дословно следующее: "...премьер-министр отвечает за выполнение управленческих функций".
В контексте нынешней политической ситуации такая позиция высокопоставленного европейского чиновника является знаковой.
Наивными оказались и ожидания авторов конституционных изменений относительно того, что политреформа образца декабря 2004 года изменит традиционное представление граждан о том, кто в нашем государстве главный – подтверждением чему являются социологические данные.
Переход большой части распорядительных полномочий от президента к премьер-министру, хотя и был неоднозначно воспринят отечественными политиками и средними гражданами, все-таки внес зачатки логики парламентской демократии в систему деления власти в государстве.
Другой вопрос, что сам текст конституционных изменений писался второпях, под другой политический сценарий, и, по старой украинской привычке, идея была испорчена выполнением. И правы те, кто считают, что принятая в разгар революционных страстей конституционная (политическая) реформа требует завершения.
За последний месяц тема завершения, пересмотра или оптимизации – в зависимости от того, что вкладывается в это понятие – конституционной реформы получила новое дыхание.
Дошло до того, что бывший координатор большинства в Верховной Раде, а теперь – член Высшего совета юстиции Задорожный – подсчитал по только ему известной методологии количество приверженцев и противников отмены конституционной реформы от 8 декабря 2004 года в Конституционном суде.
По его данным, 12 из 18 судий готовы отменить реформу. О возможных путях такой отмены сейчас промолчим, но, вместе с тем, рискнем предположить, что такая мысль была высказана с целью дискредитации президента Украины, поскольку, согласно распространенному в обществе мнению, Конституционный суд Украины находится на постоянной службе у глава государства.
Да, так кажется только "на первый взгляд", но при более детальном рассмотрении заявлений уважаемых и не очень политиков старой гвардии кажется странным, что Виктор Андреевич Ющенко, который, по словам этих самых господ, потерял весь свой рейтинг, старается отменить конституционную реформу.
Президенту сегодня хватает работы по налаживанию конструктивного сотрудничества с правительством и все больше – по спасанию ситуации в стране от последствий его деятельности. Да и политический момент не способствует изменению Конституции по вкусу президента, даже если бы у него появилось такое желание.
Вместе с тем, Виктор Федорович Янукович "слушает да ест". Устами его партийных спикеров неоднократно завуалированно озвучивался тезис о необходимости отмены конституционной реформы в ее нынешнем варианте.
Параллельно с этим известный в широких (и не очень) кругах юрист Лавринович, который сейчас возглавляет юридическое управление секретариата правительства, получил недвусмысленное указание от своего шефа разработать законопроект по "оптимизации" действующего варианта Основного Закона, который на практике может вылиться в банальный план отмены принятого в период оранжевой революции закона.
А теперь, как говорится, по полочкам. Самой ярой сторонницей "отмены политреформы" продолжает оставаться Юлия Владимировна Тимошенко, которая убеждена в своем президентстве в 2009 году.
Недетские амбиции и ласковый шепот окружения значительно уменьшают возможности лидера БЮТ адекватно реагировать на текущие события.
Так вот, в этом смысле она очень проигрывает тому же Януковичу и до 2009 года, с помощью группы заинтересованных лиц и чрезвычайно навязчивой популистской риторики на манер возвращения сбережений Сбербанка СССР гражданам и реприватизации (читай – экспроприации) больших предприятий, может потерять львиную долю своего рейтинга. Кстати, как показывают социологические исследования, Тимошенко уже потеряла около 5% своего электората.
Да и, если быть до конца откровенным, способность БЮТ генерировать качественные законодательные инициативы также вызывает серьезные сомнения.
Как показывает практика, для того, чтобы в Украине провести хотя бы какую-то реформу, нужно ее не только инициировать или поддержать – надо возглавить этот процесс от начала и до конца. Именно поэтому сегодня функционеры Партии регионов, которые входят в окружение премьера, внимательно присматриваются к действиям Банковой в вопросе подготовки изменений в Конституцию.
Активно критикуются отдельные инициативы в части регламентирования взаимоотношений президент-правительство, опять же активно проводится тезис о том, что Виктор Андреевич старается реанимировать махровый кучмизм.
На этом фоне Виктор Федорович выглядит как идейный вдохновитель демократии европейского образца и последовательный приверженец усиления местного самоуправления и подчинения местных государственных администраций советам.
К этому нужно добавить еще несколько "мазков".
Во-первых, после назначения Януковича на высокую должность гобострились разногласия в самом донецком лагере, который до этого времени служил эталоном монолитности политической партии при условии полного отсутствия идеологии как явления.
Финансовая составная партии требует более взвешенных шагов и ориентации на экономику. В то время как премьеру очень понравилось играть в политику. Капитал Януковича – политический опыт, узнаваемость и серьезная электоральная поддержка, которые он может попробовать конвертировать в полномочия уже в 2009 году.
Для этого ему необходимо убедить своих денежных друзей в том, что сильная президентская должность со старыми (до 2006 года) полномочиями является главным инструментом дальнейшей экспансии донецкого капитала на всю территорию Украины-матери и за ее границами.
Такой себе объединительный стимул, который разрешит Виктору Федоровичу и в дальнейшем играть свою партию.
Ситуация с ценой на газ, тарифами на услуги жилищно-коммунального хозяйства и экспортом зерна – проблема для главы правительства.
От сегодняшних действий министров кабинета Януковича в первую очередь выиграют левые популисты – КПУ Симоненко и ПСПУ Витренко. И хотя такие тенденции пока не подтверждаются социологическими исследованиями, тем не менее вероятность этого очень высока.
Эти маргиналы наберут политических баллов на деятельности нынешнего правительства, а коммунисты, впридачу, получат возможность шантажировать регионалов в парламенте.
В этой ситуации не факт, что заоблачный рейтинг партии Донбасса будет сохраняться и даст возможность беспконечно долго играть первую скрипку и оставить Януковича премьером с нынешними полномочиями, тем более – после 2009 года.
Возвращение Основного Закона в дореформное состояние необходимо Януковичу еще и потому, что должность премьера, хотя и не вторая в государстве, но и не первая, и цитата из интервью Хавьера Соланы в начале статьи является этому прямым подтверждением.
Хотя бы как там ни было, но положение Основного закона "Кабинет Министров в своей деятельности ответственен перед президентом Украины" сводит на нет все мечтания премьер-министра.
А добавьте к этому еще и последние события с прослушиванием президентом отчетов о деятельности министров да и самого Виктора Федоровича.
И это при том, что президент не несет никакой ответственности за социально-экономическое состояние в стране – один из последних соцопросов Центра им. Разумкова подтвердил, что около 60% граждан возлагают ответственность за социально-экономическую ситуацию в стране на правительство.
Поэтому "широкое обсуждение" темы отмены конституционной реформы, желательно с привлечением экспертной среды, и обвинение президента в ревизионизме позволяет премьеру надолго "перевести стрелки" на более абстрактную тему, чем отопление, социальные выплаты и вступление в ВТО.
Рейтинг Виктора Федоровича позволяет более чем серьезно смотреть на календарь и стремиться к большему.
Осмелимся предположить, что премьер не представляет себя президентом, который сосредоточился на анализе писем от избирателей. Нет, не такой это человек. Для него важны полномочия и еще раз полномочия.
А для этого нужно всего лишь довести до абсурда предложенные президентом изменения в Основной закон, причем сделать это "под шумок" разговоров о желании президента ревизовать конституционные изменения.
Потом мобилизовать собственные ресурсы донецкого происхождения, а потом просто предложить свой вариант "новой" Конституции, которая будет включать все (старые) положения Конституции времен Кучмы.
Хитрая, однако, тактика.
Что же, на данный момент все политические силы соглашаются с необходимостью закончить начатую конституционную реформу, а вот потом их намерения существенно расходятся.
Не вызывает сомнений и тот факт, что система местного самоуправления и государственная власть на местах требуют реформирования с учетом изменений в избирательной системе и назревшей административно-территориальной реформой.
Тем не менее, под соусом усовершенствования модели государственного устройства большинство политиков-тяжеловесов рассчитывают протолкнуть проекцию собственного видения будущего в нашем государстве, что очень напоминает подход Леонида Даниловича.
При этом любые попытки внести действительно деле полезные и "оптимизирующие" изменения всячески искажаются и блокируются.