Правительство преднамеренно затягивает вступление Украины в ВТО?
Сегодня главным препятствием для принятия нашей страны в ВТО небезосновательно считают неадаптированное законодательство Украины.
Другие оставшиеся шаги – подписание протокола с Киргизской республикой и согласование окончательного варианта Отчета Рабочей группы – менее проблематичны. (Отчет Рабочей группы содержит описание торгового режима в Украине и обязательств государства по его реформированию).
Требование киргизов вернуть 27-миллионный долг скорее политическое, чем торговое, поэтому можно вынести этот вопрос на рассмотрение других членов ВТО.
Об Отчете Рабочей группы члены правительства уже в который раз за последние годы рапортуют СМИ как о "готовом на 95%". В нем не хватает лишь констатации соответствия торговой и внутренне-экономической политики государства нормам и требованиям ВТО. А этого Украина должна достичь, приняв определенное количество законопроектов.
Итак, сегодня все застопорилось на правительстве – как быстро оно подаст законопроекты в парламент.
Подготовка необходимых законопроектов усложняется тем, что постоянно появляются все новые и новые требования со стороны стран – членов ВТО.
Если в мае этого года необходимыми для вступления в ВТО считали 17 законопроектов (их перечень есть в Постановлении Кабинета Министров "Об итогах социально-экономического развития Украины в І квартале 2006 года"), то в сентябре к ним прибавилось еще три: о страховании (открытие "больших" рисков для иностранных страховщиков с момента вступления в ВТО, других сегментов - через 5 лет), об импорте транспортных средств (отмена восьмилетнего ограничения возраста импортированных автомобилей) и об НДС (отмена льгот и внедрение "национального режима" налогообложения: импортированные товары не должны облагаться более высокими налогами, чем аналогичная отечественная продукция).
В октябре появился еще один - относительно указания происхождения товаров.
Увеличение количества требований ВТО это дополнительный стимул для Украины поторопиться со вступлением: чем дольше длится переговорный процесс, тем больше новых пожеланий стран-членов из-за изменения правил ВТО или украинского законодательства.
Однако Кабинет Министров, несмотря на собственные заявления о приоритетности задачи вступления в ВТО, в течение 2,5 месяцев своего существования не спешил с законодательной инициативой.
Ссылаясь на сложные и продолжительные бюрократические процедуры, министерства методически "дорабатывали" законопроекты, разработанные ими самыми еще в прошлом году, неоднократно обсуждавшиеся депутатами прошлого созыва Верховной Рады и согласованные с ассоциациями производителей на консультациях в сентябре 2006 года.
В процессе эволюции некоторые законопроекты объединились в один (относительно акцизного сбора, лицензирования производства, а также распространения алкогольной и табачной продукции), другие - разделились надвое (лечебные средства и пестициды с агрохимикатами теперь фигурируют в отдельных документах). В результате, на сегодня существует 21 законопроект с грифом "необходимый для вступления в ВТО".
К счастью, не у всех украинских политиков настолько крепкие нервы, чтобы вежливо ждать никуда неторопливое правительство. Альтернативный процесс представления в парламент законопроектов по ВТО начался с проекта о внесении изменений в закон "О ветеринарной медицине", принятого 17 октября в первом чтении.
Через несколько дней его догнали 16 законопроектов, представленных Президентом Украины.
Казалось бы, наиболее эффективным со стороны инертного Кабинета Министров, отягощенного собственной бюрократией, было бы сравнить президентские законопроекты с собственными, убедиться в их идентичности и дать зеленый свет Верховной Раде. Самим членам правительства осталось бы обработать лишь четыре документа, которые обошли вниманием другие авторы.
Однако Кабмин избрал другой путь - подавать собственные варианты всех законопроектов (когда это произойдет, если на 26 октября правительство зарегистрировало лишь 4?).
Профильные комитеты Верховной Рады будут сверять правительственные законопроекты с "близнецами" от депутатов и господина Ющенко. Непонятно, откуда взяться отличиям, если все законопроекты призваны удовлетворить те самые требования ВТО. Наигравшись в "найди 10 отличий", комитеты сведут все законопроекты в один - и только его будут ставить на голосование.
Учитывая отсутствие у правительства какого бы то ни было желания поторопиться, интересно было бы знать, насколько способны затянуть процесс вступления парламентские комитеты. Интересно, чьи предложения в случае выявления отличий останутся в сведенном варианте?
Будем надеяться, конечный продукт изнурительных процессов сравнения и синтеза, по крайней мере, не потеряет соответствия требованиям членов ВТО, а последние за это время не найдут новых недостатков в нашем законодательстве.
Екатерина Малюгина - эксперт Международного центра перспективних исследований