ИСД устроил россиянам "рельсовую войну"

Вторник, 24 октября 2006, 17:24

Простой коммерческий торг между продавцами и покупателями железной руды превратился в настоящую войну. Противостояние между металлургами и горняками на минувшей неделе достигло, наверное, наивысшего накала за всю историю Украины. Помимо всего прочего, в конфликте проявилось геополитическое соперничество между отечественным и российским бизнесом.

Сила народа

Когда капиталисты не смогли договориться, свои совсем не дипломатические аргументы предъявил пролетариат. В наилучших традициях партизанской войны организованные отряды рабочих взяли под свой контроль железнодорожное сообщение, парализовав транспортные коммуникации соперника.

Случилось это после того, как переговоры относительно цен на железорудное сырье между собственником Алчевского металлургического комбината корпорацией "Индустриальный союз Донбасса" и компанией "Смарт-групп", которой принадлежит Інгулецкий горно-обогатительный комбинат, зашли в глухой угол.

В этой ситуации ИСД показал, что они не просто корпорация интеллигентных украинофилов. Стало ясно, что там еще помнят 90-е – времена бескомпромиссной силовой борьбы за материальные ценности.

Вечером, 18 октября несколько сотен рабочих Алчевского меткомбината (АМК), который принадлежит ИСД, прибыли на автобусах к Макеевскому металлургическому заводу, подконтрольному российской "Смарт-групп".

Как сообщили на заводе, часть этих людей блокировала железнодорожные пути, по которым происходит перевозка грузов в направлении: "ЗАО "Макеевский металлургический завод" − ЗАО "Макеевкокс" − парк "Восточное отправление" ст. Ясиноватая − район переезда "1119 км".

Подъездные пути к Макеевскому металлургическому заводу были заблокированы в течение 17 часов. По крайней мере, частично силовая акция была успешной – "Смарт-групп" вернулась за стол переговоров.

То есть, приблизительно в полдень 19 октября блокирование сняли, как только стало известно, что собственники с обеих сторон решили возобновить переговоры.

Пока что непонятно, будут ли они результативными на этот раз. Запасы железной руды АМК на понедельник, 23 октября, составляли приблизительно суточную норму − 3 тыс. т концентрата и 3 тыс. т аглоруды. То есть до сих пор комбинат работает фактически с колес, под угрозой остановки, имея не более чем суточный запас сырья.

Губит людей не пиво, губит людей руда

Причина конфликта – собственники рудодобывающих предприятий, "Смарт-групп", как и другие участники рынка, стараются повысить цену на железорудный концентрат приблизительно на $7 за 1 т − до $57 (по другим данным до $60). Собственники металлургических предприятий – конечно же, против.

Обе стороны объясняют свою позицию тем, что себестоимость производства у них в последнее время значительно возросла, и ссылаются на рыночную конъюнктуру.

Соответственно, металлурги обвиняют противоположную сторону в злоупотреблении монопольным положением, а производители сырья своих контрагентов − в желании получить "сверхприбыли" за чужой счет.

Рабочие Алчевского металлургического комбината объясняли свои действия протестом против резкого повышения цены на железорудное сырье.

Из-за того, что собственники с двух сторон не смогли придти к соглашению относительно цены на октябрь, руководству АМК пришлось начать внеплановый ремонт на двух из трех доменных печей.

В компании "Смарт-групп" сразу заявили, что считают некорректным использовать рабочих для решения сугубо хозяйственных споров. Тем более, препятствовать деятельности Макеевского металлургического завода, которому еще несколько лет тому назад угрожала полная ликвидация.

Сырьевой голод

Нет никаких гарантий, что подобных конфликтов не будет и впредь. Украинские металлургические компании, которые по разным "историческим" причинам не смогли включить в свою производственную цепочку собственный горно-обогатительный комбинат или железорудную шахту, оказались в этом конфликте не в лучшем положении.

Отечественные ГОКи повышают цену на сырье, а за границей покупать его будет еще дороже. Тонна концентрата на российском рынке стоит около $80 (по сравнению с украинскими $55-60), но сюда следует добавить еще и стоимость транспортировки.
"Российский рынок уже распределен между потребителями, и в него вклиниться очень тяжело, − говорит заместитель начальника отдела сырья и топлива АМК Олег Оржельский. − Там все также планируют свое производство, и найти такие большие объемы (около 300 тыс.т. в месяц), непросто".

Импортировать руду из Бразилии или Австралии технически возможно. Но, к сожалению, это может себе позаолить не каждый порт. Для того чтобы такая транспортировка была экономически выгодной, возле порта должно быть достаточно глубокое дно.
Чем глубже, тем большие суда могут заходить в гавань, и тем меньше придется тратить на фрахт.

Но украинские порты сейчас только начинают проводить дноуглубительные работы. Более того, для подписания контракта и перевозки в Украину австралийской или бразильской руды понадобится время, которого в данном случае маловато.

Пикантности ситуации прибавляет и тот факт, что когда такие проекты будут реализованы в портах, эксперты ожидают стремительный приход в Украину "большой тройки" − трех компаний, которые контролируют свыше 70% мирового рынка железорудного сырья транснациональных компаний CVRD, Rio Tinto и BHP Billiton.

В этом конечно не заинтересованы ни украинские, ни российские сырьевые компании, поскольку "большая тройка" способна составить мощную конкуренцию кому угодно.

Итак, на данный момент у сторон нет другого выхода, как садиться за стол переговоров. Аналогичные консультации продолжают и собственники Мариупольского металлургического комбината им. Ильича, которые также еще не согласовали с поставщиками новую цену концентрата на октябрь.

Депутат Сергей Матвиенков, бывший заместитель председателя правления ММК им. Ильича утверждает, что производители руды хотят работать более чем с 250%-й рентабельностью. "Бардак полный! Украина имеет 5% мировых запасов железорудного сырья, и при этом ходит с протянутой рукой!", − говорит народный депутат.

По его словам, ММК пошел бы на уступки при другой цене на газ.

Относительно ММК им. Ильича, на Ингулецком ГОКе (поставщик руды на ММК) вспоминают, что в этом году среднемесячная задолженность металлургического комбината увеличилась почти вдвое − с 38 млн. грн. до приблизительно 79 млн. грн.

И доказывают, что повышение цены на железорудное сырье происходит в зависимости от цены на металлопродукцию, однако более низкими темпами.

Как отмечается в документах, которые ГОК предоставил Антимонопольному комитету Украины, разница между ценой отечественного горячекатаного проката (на условиях FOB) и ценой концентрата, который поставляется на внутренний рынок, в минувшем году составляло около 1835 грн. за тонну. А с апреля этого года − стабильно 2000-2500 грн.

Это значит, что прибыль, которую получает украинский горно-металлургический комплекс, распределяется неравномерно, и от роста мировых цен меткомбинаты выигрывают больше, чем ГОКи, хотя в целом в мире обратная тенденция, считают производители руды.

Жаждущих - много

В Украине, кроме Мариупольского и Алчевского меткомбинатов, есть еще два предприятия, которые не обеспечены "корпоративным" сырьем.

Первый- "Запорожсталь", которая принадлежит группе Шифрина-Шнайдера, компаниям, близким к менеджменту комбината, а также (совсем маленький пакет) киевлянам Василию Хмельницкому и Андрею Иванову. Второй - Днепропетровский металлургический комбинат имени Дзержинского, который также относится к сфере ІСД.

Также есть ряд железорудных активов, собственники которых почти лишены металлургических предприятий. Кроме упоминавшегося уже Інгулецкого ГОКа, в эту когорту входят Южный ГОК, "Сухая Балка", Криворожский железорудный комбинат (преимущественно группа "Приват"), Полтавский ГОК (группа “Финансы и кредит").

К этой патовой ситуации в структуре собственности в ГМК привела приватизационная политика эры Леонида Кучмы, который таким образом старался всех олигархов держать на равном расстоянии от себя и не разрешал им слишком сильно укрепляться.

Только Ринату Ахметову удалось собрать вертикально-интегрированную компанию, которая сама себя обеспечивает как рудой, так и коксом. Еще одним аналогичным примером автономности является бывшая “Криворожсталь", которую приобрели в 2005 г. индусы.

Приход в Украину международных игроков с сильным аппетитом – Mittal Steel (к названию компании не так давно стали прибавлять Arcelor), "Северстали", - должно было бы вообще сблизить между собой металлургические группы, но пока что этого не происходит – по крайней мере, по вертикали.

По мнению экспертов, ценовая война, которая сейчас происходит, может быть прелюдией к такому объединительному процессу. Но вопрос, кто будет покупателем, а кто продавцом, остается открытым.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде