Археология украинской политики

Пятница, 20 октября 2006, 15:38

В восьмидесятые годы в Америке вышла книга, которая быстро стала мировым бестселлером.

События в книге "Клан Пещерного Медведя" (Clan of the Cave Bear) происходят в ледниковой Европе в то время, когда на континенте впервые появились современные люди – Homo sapiens – нарушив тем самым спокойную жизнь неандертальцев, которые жили там до того.

"Клан Пещерного Медведя" рассказывает об осиротевшей девочке Homo sapiens, которую взял к себе клан неандертальцев в Крыму. Молчаливые, строгие неандертальцы никак не могли привыкнуть к болтливой и смелой девочке. Вопреки огромным усилиям, героиня не смогла приспособиться к ним, что, в конце концов, привело к ее изгнанию.

Хотя события, конечно, выдуманные, книга драматически рассказывает о палеолите этого края.

Можно представить, что противостояние между неандертальцами и Homo sapiens было первым идеологическим, культурным и этническим конфликтом на территории современной Украины.

На такие размышления наталкивали слухи, дух которых отображен в цитате из статьи о переговорах, предшествующих выдвижению Виктора Януковича на пост премьера: ""Ющенко и Янукович не смогли договориться из-за пропасти недоверия друг к другу. Не помогли даже лекции президента о триполькой культуре и сверхлюдях "украинов", которые населяли эти земли со времен Адама и Евы". Говорят, именно экскурсам в прошлое была посвящена значительная часть разговоров Ющенко и Януковича".

Те, кто распространял эти слухи, очевидно высмеивали то, что подобный разговор вообще мог состояться во время трудных политических переговоров. Но на самом деле, параллели между украинской археологией и украинской политикой впечатляющие. Убедила меня в этом не научная фантастика "Клан Пещерного Медведя", а настоящая наука.

Палеолит

Мимо внимания украинского информационного пространства проскользнуло сенсационное исследование, опубликованное в престижном научном журнале "Science" в 2000 г., о генетическом анализе У-хромосом 1007 человек из 25 стран и регионов Европы, проведенном для установления вклада разных праисторических этносов в европейский геном.

В соответствии с результатами, исследователи пришли к выводу, что Homo sapiens впервые появились в ледниковой Европе 30-40 тысяч лет назад – почти одновременно в Иберии (современные Испания и Португалия) и на территории Украины.

Будучи генетически родственными выходцами с Ближнего Востока, эти две маленькие группы были географически отделены друг от друга на протяжении сотен поколений.

За этот огромный промежуток времени люди в Иберии и Украине (и в третьей группе, которая появилось позже на Балканах) пошли разными генетическими путями, развивая безвредные (но заметные для современных технологий) мутации своих геномов.

Когда лед отступил в 12 000 году до н.э., эти три популяции уже отличались генетически и стали основателями трех родов, которые постепенно осваивали новые свободные от льда территории.

От Иберийской группы произошли западные европейцы; от Балканской группы – центральные европейцы, а от Украинской группы – восточные европейцы.

Восемьдесят процентов европейских мужчин происходят от одной из этих палеолитических групп.

Остальные же являются потомками неолитических мигрантов. (Подобная картина прослеживается и с женщинами).

В вышеупомянутой статье показано генетическое происхождение разных стран в секторных диаграммах, на которых каждый цвет представлял отдельный род.

Практически в каждой диаграмме были представлены почти все цвета прадревних Европейских предков, что указывает на миграционные процессы и отсутствие "чистой" крови у любого народа.

Зеленый Иберийский сегмент присутствует в каждом из исследованных народов. То же и с Балканской группой, кроме нескольких исключений. Немного отличается Украинская группа – она хорошо представлена в центральной и северной Европе, в особенности в Польше и Венгрии, но совсем отсутствует на юго-западе.

Национальные отличия заключались в пропорциях каждого цвета. Баски почти полностью зеленые, так как 90% из них являются носителями Иберийской мутации. Самый большой сектор у Хорватов окрашен голубым цветом Балканских потомков.

Грузины в основном красные – из-за мутации, которую несли в 6 000 до н.э. году неолитические земледельцы с Ближнего Востока. Народ Мари, в России, почти полностью розовый, благодаря куску ДНК от носителей Уральских языков, которые мигрировали из Кавказа 4 000 до н.э.

В Украинской диаграмме больше половины мужского населения (54%) являются носителями Украинской мутации. Еще 18% являются потомками Балканской группы. Остальные происходят от земледельцев с Ближнего Востока (14%), и носителей Уральской (6%) и Иберийской (2%) мутации.

Роды Украинских мужчин

Неолит

После избрания Виктора Ющенко президентом, увлечение Трипольской культурой стало модным аксессуаром политиков президентского окружения (или тех, кто хотел туда попасть). Для многих знания об этом увлечении были лишними, и поэтому они часто делали смешные заявления. В особенности, политики не любили научные выводы, в соответствии с которыми, носителями Трипольской культуры были не автохтоны, а мигрирующие земледельцы с Ближнего Востока. Поэтому они просто отрицали такую возможность, чем немало бесили специалистов.

Едва ли не самый лучший ответ на их псевдонаучные фантазии высказал Леонид Зализняк ("Зеркало Недели, № 18 (493) , 15-21 Мая 2004 года). Он привел ряд аргументов в пользу теории о том, что Трипольцы были "крайним северо-восточным проявлением своеобразного мира древнейших земледельцев Европы, известных под названием балкано-дунайского неолита. Но и на Балканах эта народность не была автохтонной, так как ее предки пришли туда с юга Малой Азии."

Генетическая карта это подтверждает. Наибольшие сегменты красного цвета земледельцев есть в Анатолии и Грузии. В Европе этот сегмент значительный как раз в землях балкано-дунайского неолита.

Но хотя Триполье занимало самую большую территорию из всех этих родственных культур, у Украинцев красный сегмент самый маленький (14%) сравнительно со всеми соседями.

Возможно, мигранты поглотили часть местного населения, которое стало "трипольским" культурно, но не генетически? В отличие от генов, появление предметов археологической культуры на каком-то этапе не всегда совпадает с миграцией их создателей.

Впрочем, значительная часть носителей Украинской мутации осталась за границамиТриполья, в степи, где со временем ее носители начали скотоводческий, а позже – кочевой образ жизни.

Отстающие от Трипольцев почти по всем критериям степняки развивались в совсем другом направлении.

Если женские фигурки и расписная посуда являются главным источником сведений о духовном мире трипольцев, то у степняков ними были первые индивидуальные погребения в Европе – курганы.

Поскольку погребения являются одними из главных археологических источников информации об общественном порядке немых праисторических культур, степняки в своих курганах оставили больше информации о себе, чем трипольцы, которые, скорее всего, покойников сжигали.

Базируясь на находках в курганах, американский ученый Мария Гимбутас считала, что степняки – разные культуры, которых она объединила под названием "Курганы" – были патриархальными скотоводами, которые первыми приручили коня и изобрели верховую езду, а также поклонялись оружию и воинственному Богу Небес.

Это в отличии от матриархальных Трипольцев, которые были мирными сторонниками земледельческих циклов рождения, смерти и воскресения, олицетворенных женским принципом Мать-Земля.

Можно представить между ними не менее драматический культурный конфликт, чем в "Клане Пещерного Медведя". Но как в свое время сказал об этом описании резких различий между двумя сообществами Дмитрий Телегин, "такие довольно смелые предположения могут иметь зерно правды."

По мнению Гимбутас, внезапное и до сих пор не выясненное исчезновение Триполья было связано со вторжением воинствующих Курганских всадников, возможно, для захвата медных рудников. Много ученых считают это утверждение ошибочным или упрощенным. То, что степняки торговали своим скотом (в особенности конями) в обмен на Трипольское зерно и медь, указывает на взаимовыгодные контакты, хотя бы в течении некоторого времени.

Возможно, именно поэтому Трипольцы, которые знали степняков, все-таки просуществовали дольше, чем другие балкано-дунайские культуры, для которых появление всадников со степи, наверне, послужило причиной такого шока, как мнимое появление НЛО на Майдане Независимости.

Археологические данные свидетельствуют о том, что Трипольцы уже были в упадке, когда степняки начали свою экспансию на правобережье. Причин этого упадка приводится много.

Например, своим экстенсивным хозяйством, Трипольцы превратили лесостепь в степь, что, вместе с похолоданием климата, способствовало или переходу к скотоводству, или к приходу скотоводов, но точно не оказывало содействия продолжению старых Трипольских методов хозяйствования.

В том, что трипольцы не умели, не хотели или не были способны справиться с новыми требованиями времени, не возникает сомнений. Возможно, поэтому красный сегмент такой маленький в Украинском геноме – многие из его носителей просто сбежали с этой территории, но не все.

Усатовская культура бронзового века была своеобразным союзом степняков с трипольцами, где была смесь коней и женских фигурок, оружия и расписной посуды. Но это было последним проявлением Трипольской культуры.

В конце концов, вопреки своей культурной отсталости по сравнению с яркими трипольцами, степняки выиграли борьбу за выживание. Они распространились по всей Европе и, судя по присутствию украинской мутации в Индии и Пакистане, по части Азии также. Неизвестно, были ли их вторжения насильническими нападениями или более сложными процессами, но языковые конфликты они выигрывали повсюду.

От Индии до Европы (кроме Басков), остался их лингвистический след. Так как, согласно мнению многий ученых, неолитическое население степной Украины – носители украинской мутации – также были носителями прото-индо-европейского языка, который был предком большой семьи Индоевропейских языков.

А от трипольцев остались художественные шедевры из черноземных раскопок, реликты культов берегини, змеи и быка в фольклоре и сегмент красного цвета в Украинском геноме.

Настоящее

Какие политические выводы возможны из этого короткого экскурса? Во-первых, археология может иметь глубокие политические последствия. В плохих руках, как, например, в гитлеровской Германии, она может быть искажена в тоталитарную идеологию. В добрых – может быть объединяющим фактором: так, чтобы лелеять ощущение "европейства", Евросоюз в девяностых годах организовал ряд выставок о Кельтах, которые в 400 г. до н.э. распространились чуть ли не в каждой стране Европы.

Согласно таким критериям, украинцы также являются европейцами, поскольку Кельты продвинулись вплоть до западной Украины. Но генетически, украинцы не только несомненно европейцы, более того – украинская земля породила генетического "Адама" большей части Европы. Половина современных украинцев является прямыми потомками его рода, который на протяжении 30-40 тысяч лет существует на этой земле.

Вообще, палеолит довольно поучительный относительно внешней политики. Например, ближайшая генетическая связь с Поляками и Венграми, среди которых больше половины мужчин носят Украинскую мутацию.

О связи с Россиянами неизвестно. Почему-то в генетическом исследовании не было общей русской выборки – только Мари и Удмурты – в которых Украинская мутация составляет, соответственно, 13% и 37%. Возможно, Россияне боятся делать достоянием общественности свои генетические корни. Такое могло бы подорвать пропаганду о "братских народах" и о том, кто младше, а кто старше.

Вместе с тем, генетический след Украинской мутации в Европе дает туманный прогноз относительно членства в Евросоюзе. Существует удивительная корреляция между размером зеленого сегмента Иберийской мутации в генотипе страны и ее членством в ЕС.

У Французов зеленый составляет 52%, у Немцев—50%, у Поляков—16%. Но из всех исследованных народов, в украинцев зеленый сегмент самый маленький (2%).

Со своими мизерным 6,6% Турция на втором месте. К сожалению, генетических данных о следующих членах ЕС – Румынии и Болгарии – нет, но не сомневаюсь, что у них больше зеленого, чем у Украины и Турции.

Наверное, когда Западные идеи и ценности проникали в эти две страны на протяжении 30-40 тысяч лет, их физическими носителями были не западные европейцы.

Возможно поэтому, на подсознательном генетическом уровне ЕС остановило свое расширение на границах этих двух стран.

Неолит же больше подходит для анализа внутренней политики.

Во-первых, трипольское увлечение президента имеет абсолютное электоральное оправдание. Ведь территории, которые заселяли Трипольцы – правобережье, за исключением юга – наиболее массово голосовали за него и его политическую силу.

Но поэтому трипольцы и не могут быть объединяющим фактором в Украинские политике. Они представляют прошлое только отдельного региона, а не целой страны.

Если так, тогда степь, безусловно, представляют Донецкие. И новейшая история очень напоминает столкновения этих двух неолитических культур. В первые годы независимости, как и в первые тысячи лет неолита в Украине, Запад и Центр (Триполье) имели культурный верх. Они смотрели на Донецких (степняков) как на далекое, примитивное племя, которое сидело в грязи и ничего красивого не создавало.

Но степняки не просто сидели. Они острили ножи, качали финансовые мышцы, усовершенствовали тактику, уничтожая конкурентов среди своих. А когда истощили собственные ресурсы, стали кочевниками, оседлали своих коней (Мерседесы) и отправились во все стороны.

Текущее противостояние между президентом и премьером напоминает воображаемую встречу между Виктором-Трипольцем и Виктором-Степняком.

Первый – мирный и любит красоту. Второй – жесткий и любит власть.

Первый, словно трипольский жрец, говорит правильные вещи о демократии, вере и языке. Второй, будто степной вождь, вряд ли понимает эти понятия, но кивает головой и планирует свое нападение.

Да, была праисторическая попытка объединить два противоположных мировоззрения – в Усатовской культуре. Можно проводить параллель с попытками создать широкую коалицию с Регионами и Нашей Украиной.

Но, судя по Усатовских погребений, Трипольцам было разрешено сохранять элементы духовной и материальной культуры, но степнякы доминировали, что немало напоминает состав нынешнего правительства.

В этом неолитическом сценарии нет роли для Юлии Тимошенко. Возможно, поэтому она сейчас ведет себя немного растерянно. Ей больше подходит "Клан Пещерного Медведя" – девочка Homo sapiens, которая перевернула мир неандертальцев, за что ее выгнали.

Но если Виктор Ющенко действительно рассказывал Виктору Януковичу о трипольцах во время их многочасового тет-а-тет в начале августа, боюсь что второй в этом услышал не то, что первый хотел ему сказать.

Потому что в конце Трипольцы исчезли.

А степняки завоевали все.

Автор

Мария Мицьо (Мисьо) является Директором Программы правовой защиты и образования СМИ IREX U-Media. Она также автор книги "Полиновий Ліс: Хроніки Чорнобиля" (Ї, 2006)

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде