Обществу не нужно такое государство
Все годы независимости продвижение общества не очень зависело от деятельности власти, которая не потрудилась спроектировать целостную стратегию развития страны.
Государство самовольно, медленно, но абсолютно последовательно, оставляло затратные для него сферы общественной жизни, оставаясь не в состоянии прогнозировать трудности и эффективно им препятствовать. Поэтому граждане преимущественно преодолевали их своими силами.
Начиналось с гарантий пенсионного обеспечения. В начале девяностых, почти в одно мгновение, пенсионеры и их дети были поставлены перед тем фактом, что государственных пенсий, даже теоретически, не хватит даже на то, чтобы пропитаться.
Официальная зарплата занятых как в производственной, так и в непроизводственной сферах также не давала шансов на сытое существование. Итак, власть вытеснила целые социальные прослойки в формально осуждаемую теневую экономику и в трудовую, преимущественно нелегальную, эмиграцию.
Под политическую трескотню с высоких трибун "о необходимости создания новых рабочих мест и защите отечественного товаропроизводителя", украинские граждане быстро освоили профессии челночных торговцев, нелегальных таксистов, контрабандистов. Махровым цветом распустились наркомания и проституция. И, конечно, родная украинская национальная коррупция.
Прямо как в клише советской пропаганды: "капиталистические страны поражены вирусом коррупции, проституции и наркомании". Ну не могла же власть, в лице чиновников и силовиков, пусть "неформально", не приобщиться к бушующим теневым экономическим процессам и не отхватить "принадлежащий" ей лакомый кусочек.
Начиная с середины девяностых наблюдаем интенсивное проникновение бизнеса во все ветви власти. Бизнес постепенно стал властью, а власть – бизнесом.
Тем временем экономика, если и не развивалась, то, благодаря институционной невозможности государства контролировать всех и каждого, стабилизировалась. В условиях неблагоприятного налогового климата, запутанности законодательно-нормативной базы и коррупции, появились новые прослойки предпринимателей.
А что же власть? Обновляется семимильными шагами, продолжая концентрироваться на получении теневых прибылей и оставлять неприбыльные зоны своей ответственности.
Уменьшаются реальные расходы на восстановление и развитие инфраструктуры. Прежде всего коммунальной. Уровень ее амортизации кое-где достигает девяноста процентов.
Целые города Украины со времен советской власти не получали горячего водоснабжения. Страна понемногу превращается в сплошную мусорную свалку. Сравнительные показатели роста аварийности транспорта уже находится под грифом: "не для печати". Смертность в больницах, родовых домах и армии растет.
Это те блоки проблем, решение которых пока что не по силам обществу без инструментария государственной политики, которая начинается с исследований и планирования стратегий.
Основными бюджетонаполняющими отраслями производства остались металлургия и химическая промышленность.
Но их конкурентоспособность на мировых рынках предопределялась дешевыми энергоносителями, минимальными отчислениями на охрану окружающей среды, платы за землю и смехотворной стоимостью рабочей силы в Украине.
Прибыли владельцев, жалованье начальникам, даже не считая теневой части от продажи не учтенной продукции и других полулегальных операций с собственностью предприятий, в частности, земельными участками, целиком отвечает высшим мировым стандартам. Кроме налоговых отчислений с них.
Приобретенные же на эти средства объекты недвижимости в разных частях света, если и облагаются налогами, то в пользу бюджетов стран, где они расположены, кроме Украины.
Одной из самых главных сфер ответственности государства должны были бы оставаться гражданско-правовые отношения. Положение вещей в этой сфере может быть проиллюстрировано недавним решением правительства относительно создания специальной рабочей группы, которая может противостоять незаконному захвату предприятий. Это явление приобрело общенациональные масштабы.
Если существующая правовая система не дает гарантий права законной собственности и инвестиций даже самому государству, крупным корпорациям и приближенным к власти предпринимателям, то что говорить о защищенности рядовых граждан.
Особенно если они владеют привлекательными объектами недвижимости: престижными квартирами или земельными участками.
Даже территориальные общины не застрахованы от посягательств на их земли, как это происходит в городках и селах у Киева или в курортных местностях. В одном ряду с этим становится возрастающее количество граждан, которых надули аферисты в жилищном строительстве.
Обеспечение прав человека и гражданина. Комментарии отечественных экспертов и политиков, включая президента, относительно деятельности судов и других правоохранительных органов не оставляют никаких иллюзий у граждан относительно их правовой защищенности со стороны тех, кто за это получает бюджетные деньги.
Впрочем, у власти иногда классно получается одно действие – не мешать. Пример: свобода слова. Следовало начать хоть немного придерживаться международных правил пристойности во взаимодействии со СМИ, как Украину уже признают единственной по-настоящему свободной страной СНГ.
Относительно обороны, нужны ли вообще комментарии? Ну, разве что в двух словах: Скнилов, Новобогдановка.
Эффективность внешней политики и государственной безопасности. Самая длинная наша граница – с Российской Федерацией. Она официально не обозначена ни на картах, ни на местности, ни на суше, ни на море.
Искреннее уважение к Украине за границей вызывают: или действия нашей общественности – трансляции с оранжевого Майдана до сих пор вспоминаются европейскими обывателями как уникальное явление общественной сплоченности и ответственности, или же наши спортсмены и деятели культуры, а еще – представители нашей диаспоры разных поколений, почитаемые во многих странах.
Влада же редко может похвастаться своими успехами в создании привлекательного международного имиджа Украины. Возможно, разве что действия украинских вооруженных миротворцев воспринимаются положительно.
Впрочем, есть одна сфера государственных услуг, которая имеет как положительную динамику развития, так и объективно необходима современному украинскому обществу. Уже десять лет гривна полностью отвечает требованиям к понятию национальной денежной единицы, являясь стабильным средством накопления и обращения. Темпы инфляции удерживаются НБУ на уровне, что не вызывает резких потрясений для населения.
Государство остается единственным институтом, который потенциально способен и формально уполномочен формировать стратегическое направление общественного развития. Но до сих пор остается актуальным исторический вопрос Кучмы, заданный более десяти лет назад: "Скажите мне: что мы строим...?"
Последний раз искренне старался найти на него ответ Виктор Ющенко, как только взял в руки булаву. Не сложилось.
Причины банальные: приверженцы и противники начали строить каждый свой механизм контроля за финансовыми потоками, имуществом, землей...
Конституционный конец полномочий подкрался незаметно. Стало не до стратегий. И какие-то уж очень эфемерные дивиденды дает стратегическое планирование общественного развития на будущее, когда здесь и сейчас можно обеспечить безбедное существование правнукам в уютной Европе или на теплых островах.
Итак, государство, власть, оставив сегмент своей социальной ответственности, не обеспечивая эффективного перераспределения общественного продукта, не осуществляя миссии сохранения национальной идентичности, плохо выполняет задачи, связанные с безопасностью и внешней политикой.
Векторы движения государства и общества расходятся все дальше, при этом, способность граждан влиять на власть становится все менее реальной, а расходы на его содержание, включая взятки – все более ощутимыми. Организованная таким образом власть для общества слишком дорога, неэффективна, а следовательно – ненужна! Государство начинает терять свою легитимность в глазах граждан.
Как ни странно, этот факт, сознательно или подсознательно рефлексируется всеми влиятельными политиками Украины. Время от времени возникают попытки реформирования. Наиболее известными из последних являются две: административно-территориальная и политическая реформы.
Из первой получился пшик. Вторая же несет мощный потенциал общественной опасности.
Достаточно проанализировать качественный состав избранных на пропорциональной основе советов и систему интересов финансово-экономических группировок относительно использования государственных и коммунальных активов. Реализуются интересы через решение советов и, созданных ними же, исполнительных органов. На крайний случай остаются суды.
Политики действуют по принципу: "не можешь или не хочешь решать реальные проблемы – создай искусственные, пусть граждане считают, что ты на самом деле героически преодолеваешь трудность." Отсюда "трагедия", которая переросла в фарс, относительно создания-несоздания правящей коалиции в парламенте.
Граждан убеждают, что то, каким образом будут разделены портфели министров и других начальников, на самом деле важно для общества, как и то, какие полномочия останутся за президентом, а какие отойдут правительству.
Подбрасываются и другие фантомные проблемы, чтобы прикрыть социально неэффективный характер и состав власти в целом. К этому процессу, к сожалению, нередко приобщаются журналисты и эксперты, с удовольствием обсуждая перипетии кадровых назначений, перераспределение полномочий, даже смакуя подробности интриг и повседневного поведения политиков и их близких.
Многочисленные ток-шоу со взаимными обвинениями создают впечатление у зрителей, что политики, политологи и журналисты действительно делают какое-то важное, ответственное и почти сакральное дело, а самое главное, что именно они являются незаменимыми в решении актуальных общественных проблем.
Система политической организации власти, которая базируется на партийном представительстве, самодискредитирована. Возникают пока что малозаметные, новые формы гражданской самоорганизации на разных уровнях: от микрорайона до страны.
Постепенно сплачиваясь, они способны выполнять все более масштабные задачи. От спасения земельных насаждений до изменения существующей системы взаимоотношений общества с государством в принципе.
Главный вопрос состоит в том, есть ли еще у общества время на перепроектировку и стратегирование государства на основе процедур, предусмотренных действующей Конституцией, или этот процесс объективно будет проходить другим путем?
Константин Матвиенко, Корпорация стратегического консалтинга "Гардарика", для УП