5 аргументов в пользу повышения цен на газ
Депутаты, как это часто бывает, проголосовали не подумав. Но думать им пришлось позднее – когда до них дошел весь идиотизм их ситуации, и настала необходимость давать объяснения своим коллегам из Кабмина (злым и растерянным, мягко говоря) и избирателям (тем, кто умеет мыслить).
В первую очередь это касается депутатов-регионалов, которые "подставили" своих однопартийцев в правительстве, и, фактически, разрушили все финансовые планы Кабмина на следующий год.
На самом деле, правительство рассчитывало, что подконтрольная ему НАК "Нефтегаз Украины" будет продавать газ населению по 414 грн. за 1000 куб.м. Но мудрые украинские парламентарии считают оптимальной цену 185 грн.
Эту разницу (около 4,6 млрд. грн.) нужно будет как-то компенсировать – то ли из средств НАКа, то ли из бюджета. Как известно, ни там, ни там лишних денег нет и сейчас, а что уж говорить о следующем годе, когда состоится очередное повышение цен на газ...
Подобная ситуация с предприятиями теплоснабжения, водоканалами и т.п., убытки которым нужно будет как-то компенсировать. Там сосчитать нужные суммы несколько сложнее, но порядок их такой же – миллиарды гривен.
Тем не менее, можно прогнозировать, что и Рада, и правительство, и президент найдут способы, чтобы остановить введение в действие этого бессмысленного решения парламента. Недаром даже Виктор Янукович заявил, что убытки "Нефтегаза" могут достигнуть в этом году 1,5 млрд. долларов. Ведь в нынешних условиях не повышать цены на голубое топливо – просто преступление против ума.
Аргумент 1.
С помощью рынка газа, Украина создала наиболее несовершенный в Европе механизм предоставления субсидий населению. От его ликвидации выиграют все – и население, и нефтегазовая промышленность.
Итак, пусть государство очень хочет помочь своим гражданам материально. Но почему оно делает это так, что богатые получают больше, чем те, кто беднее?
Именно происходит, когда цену на газ для физических лиц систематически занижают. Можно ли назвать такую помощь эффективной? Конечно нет!
Тем не менее, она сейчас существует, и при этом не дай Бог ее зацепить – сразу в парламенте начнется истерика: "Народ хотят задушить высокими ценами на газ! Спасайте!".
Тем не менее, механизм прямых денежных субсидий – намного более эффективный. Во-первых, в таком случае деньги с большей вероятностью получат те, кто на самом деле нуждаетсят помощи - например, заместо владельцев больших домов, где сжигается много газа.
Во-вторых, денежные субсидии в сочетании с более дорогим газом создадут стимулы для экономии энергоресурсов, который поможет сделать украинскую экономику более эффективной.
Аргумент 2.
Относительный объем экономических ресурсов государства, которые расходуются на поддержку низкой цены на газ, достиг той границы, когда он представляет угрозу для отечественной экономики в целом. Фактически, целые области украинской промышленности жертвуют своим развитием для того, чтобы только газ не дорожал – так, как будто в этом весь смысл существования человеческой цивилизации.
Стоимость газа в странах ЕС на 1.06.2005, долл. за 1000 кубометров
Для населения | Для промышленности | |
Австрия | 648 | 491 |
Бельгия | 604 | 332 |
Великобритания | 356 | 378 |
Венгрия | 330 | 364 |
Германия | 661 | 532 |
Голландия | 718 | 323 |
Дания | 1307 | 390 |
Ирландия | 477 | Нет данных |
Испания | 574 | 268 |
Латвия | 219 | 196 |
Литва | 234 | 187 |
Люксембург | 419 | 383 |
Польша | 380 | 323 |
Португалия | 637 | 341 |
Словакия | 347 | 301 |
Словения | 564 | 378 |
Финляндия | 423 | Нет данных |
Франция | 524 | 390 |
Чехия | 367 | 299 |
Швеция | 1008 | 510 |
Эстония | 220 | 154 |
Данные: Eurostat
Такого не могут себе позволить даже энергетические империи. Россия, которая добывает около 600 млрд. куб м газа (экспорт – около 200 млрд. куб м), повышает на протяжении вот уже 5 лет стоимость газа для населения на 25% ежегодно. С 2000 по 2006 г. цена там выросла с 17 до 52 долларов.
Украина, которая добывает всего 18 млрд. куб. м газа, а потребляет 77 млрд. на протяжении 1999-2006 г. не повышала цену на газ для населения вообще.
Аргумент 3.
Цена на газ в Украине стала значительно ниже в реальном выражении, если учитывать инфляцию и повышение уровня доходов граждан. Всего с 1999 по 2005 средняя зарплата вырослп почти в 5,2 раза. То есть на протяжении 1999-2006 лет реальная стоимость газа для украинцев неустанно уменьшалась, а его реальная стоимость для государства – увеличивалась.
Увеличение происходило в связи с тем, что суммарная цена товаров и услуг, которыми рассчитывалось государство в лице "Нефтегаза" за поставленный ей из-за границы или добытый в Украине газ, неустанно возрастала по причине инфляции.
Например, зарплаты работников украинских газодобывающих предприятий расли, а вот цена продукции, которую они поставляли потребителям, оставалась неизменной.
Экономическая логика подсказывает, что нужно уравновешивать расходы и доходы, иначе неизбежно банкротство газоснабжающих компаний.
Аргумент 4.
Постепенное повышение на газ внутри Украины – это плавное уменьшение критической зависимости государства от внешней энергетической и политической конъюнктуры. Чем надольше затянется отставание внутренних цен от внешних, тем больше вероятность одномоментного и довольно болезненного их повышения в Украине до мирового уровня. Такое резкое повышение может обанкротить целые области.
Любое повышение цен в Туркменистане, России, Казахстане или Узбекистане способно спровоцировать кризис внутри страны, повлиять на политическую стабильность. Это – ненормальная ситуация, и от такой зависимости следует как можно скорее освобождаться.
Аргумент 5.
Высокие цены означают больше голубого топлива, и более стабильные его поставки. В первую очередь, они разрешат оздоровить нефтегазовую промышленность Украины, лишить "Нефтегаз" имиджа компании, которая балансирует на грани убыточности и отягощена беспрецедентными социальными обязательствами. Это разрешит восстановить доверие инвесторов к корпорации, и облегчит процесс привлечения инвестиций для масштабных проектов.
Более высокие цены на газ дадут возможность расширить отечественную добычу газа – как государственным, так и негосударственным компаниям. Не секрет, что именно искусственно ограниченные цены на голубое топливо не разрешают иностранным инвесторам, которые владеют передовыми технологиями, приходить в Украину и расширять добывание отечественных углеводородов.