Газ-модерн
Есть основания полагать, что это событие повлияет на дальнейшую судьбу Украины как газотранспортного государства. Достаточно вспомнить, что одним из главных формальных мотивов для создания известного газового консорциума с Россией была именно потребность в техническом восстановлении и усовершенствовании украинской ГТС.
Сейчас Украина заявляет, что намеревается разобраться со своими газовыми артериями своими силами. Принимая во внимание строительство альтернативных маршрутов для транспортирования газа, это можно считать попыткой "Нефтегаза" среагировать на новые вызовы мировой конъюнктуры.
Насосы, трубы и хранилища
Программу модернизации можно разделить на две условных части. Первая – инвестиции в два магистральных газопровода, по которым проходит больше 40% природного газа, который транспортируется через Украину.
Самой дорогой частью может стать замена изоляционного покрытия труб на газопроводе "Союз". Необходимость этих работ, по сообщению НАК "Нафтогаз Украины", обусловлен результатами диагностики. Стоимость работ оценивается в $3,75 млрд.
Также специалисты поработают над "насосами" - на газопроводах "Союз" и "Уренгой-Помары-Ужгород" планируется заменить или модернизировать 53 газоперекачивающих агрегата (ГПА).
В результате, по мнению разработчиков, их КПД может повыситься с 25-27% до 36%, а расходы топливного газа – уменьшиться приблизительно на 30% на год, соответственно, на газопроводе "Союз" – на 430 млн м куб, а на "Уренгой-Помари-Ужгород" – на 350 млн м куб.
Экономия в деньгах в первом случае составляет $51,6 млн в год, а во втором - $42 млн.
Общий объем инвестиций, которые предполагается привлечь для модернизации ГПА обоих газопроводов, составляет $369,85 млн, из которых собственный капитал ДП "Укртрансгаз" - $72,25 млн. (19,5%), а доля, которую планируется привлечь за счет внешних займов, - $297,55 млн. (80,5%).
Второе направление модернизации – это комплексная реконструкция Угерського подземного газового хранилища. Это разрешит увеличить его активный объем с 1,23 млрд м куб до 1,9 млрд м куб, максимальный суточный отбор газа - с 20 млн м куб до 30 млн м куб, а также – сократить срок закачки-отбора газа с 165 суток до 150.
Стоимость проекта оценивается в $157,8 млн, из которых $63,294 млн – собственные средства ДП "Укртрансгаз", а $85,54 млн – средство, которые планируется привлечь извне.
В модернизации украинской ГТС уже выразили желание принимать участие такие компании, как американская General Electric и немецкая Siemens. Кроме того, ведутся переговоры с немецкой E.On Ruhrgas AG, итальянской Eni Sp и Gaz de France.
Ответ северо-европейскому газопроводу
По мнению председателя правления ДП "Укртрансгаз" Ярослава Марчука, кроме того, что Украина решит свои внутренние проблемы, связанные с безопасностью отечественной газотранспортной системы, модернизация ГТС разрешит "Нафтогазу" укрепить свои позиции, как надежного транспортера газа на международном рынке.
Ярослав Марчук не исключает, что после полной модернизации нашей ГТС могут увеличиться и объемы транзита русского газа.
Однако посторонние эксперты все-таки склонны считать, что модернизация ГТС разрешит решить только технические проблемы безопасности и стабильности.
"Модернизация отечественной ГТС решит, главным образом, наши внутренние проблемы. Это экономия газа, который тратиться на работу самой системы, экономия денег на ее эксплуатацию и т.п., - считает директор энергетический программ Центра им. Разумкова Владимир Саприкин. - Что же касается русского газа, то едва ли объемы его транзита могут увеличится после модернизации ГТС. Сегодня по территории Украины в Европу транспортируется около 80% газа, который добывается в РФ, и вряд ли что-то изменится в ближайшие несколько лет".
"На мой взгляд, реконструкция ГТС, прежде всего, увеличит ее прибыльность за счет сокращения расходов на ее содержание. Учитывая то, что в ближайшие годы цена на газ будет оставаться на довольно высоком уровне, эта реконструкция очень уместна", - считает эксперт Бюро экономических и социальных технологий Иван Полтавец.
Кроме того, по мнению Полтавца, модернизация укрепит позиции Украины в переговорах по созданию газотранспортного консорциума.
"Реконструкция разрешит подтвердить, что Украина способна самостоятельно обслуживать эту систему. А увеличение объемов транзита русского газа возможно лишь в том случае, если РФ установит хотя бы частичный контроль над украинской ГТС", - говорит эксперт.
По мнению экспертов, главной задачей украинского транзитера газа в ближайшие года является сохранение тех же объемов транзита, что и сейчас, учитывая общие для РФ и Европы тенденции по диверсификации маршрутов транзита газа.
Как говорит Иван Полтавец, сегодня Украина должна использовать свое главное преимущество перед альтернативными газопроводами - большинство из них еще только строятся, а украинская ГТС уже есть и давно работает, стабильно и без перебоев.
"Но как только закончится строительство этих объектов, есть вероятность, что РФ будет отдавать предпочтение именно им, а не Украине", - говорит господин Полтавець.
Общеизвестно, что увеличение объемов перекачивания газа через украинскую ГТС не столько технический, сколько политический вопрос, и в равной мере зависит как от надежности самой системы, так и от политической конъюнктуры.
Поэтому, как считает господин Сапрыкин, если говорить о путях увеличения транзита газа через территорию Украины, "надо принимать участие в совместных с другими странами газотранспортных проектах и привлекать для расширения собственной системы западные компании или ту же Россию".