Музей для президента
Как сообщалось, 11 октября президент Виктор Ющенко провел в Батурине совешание по вопросам возрождения государственного историко-культурного заповедника "Гетманская столица". В нем приняли участие руководитель его секретариата, ряд министров и председатели областных государственных администраций.
Казалось бы, надо радоваться тому, что возрождаются места, связанные с последними украинскими гетманами, а в Киеве создается "Художественный арсенал", что меценаты вкладывают средства в старые и новые памятки, и президент этот процесс патронирует.
Если бы не одно "но" – пока Виктор Ющенко выступает идеологом нескольких мегапроектов, привлекая к ним свое окружение и украинских олигархов, в десятках городских, районных и областных музеях продолжают действовать экспозиции, которые годами не обновлялись.
Возможно, у президента просто нет времени узнать, что происходит на местах? Как бы там ни было, нельзя вкладывать существенные средства в восстановление "Гетманской столицы", не проводя параллельно колоссальную по своим объемам и очень нужную работу по упорядочению музейного хозяйства в целом.
Вот несколько примеров. Периодически посещая музеи небольших городов и областных центров, не сложно было заметить, насколько неадекватно отображена в них украинская история.
Возьмем хотя бы начало ХХ века. Как и раньше, доминирует революционная – в смысле большевистского переворота в России – тема, вместе с тем, очень мало материалов, касающихся, например, Украинской Народной Республики.
Вот совсем свежие впечатления из краеведческого музея Коростеня, что на Житомирщине. Почему-то российский триколор, который не является экспонатом, повесили рядом с украинским.
Над документами – характерные подписи под фотографиями советских деятелей: "боролся с контрреволюционными бандами". Здесь вспомнились и увиденные в свое время в экспозициях (!) бюстики Ленина, эпопеи подпольного коммунистического движения, многократно воспетая украинско-российская дружба времен Богдана Хмельницкого и т.п.
Музеи, по крайней мере, в центральной и восточной Украине, в своем большинстве остаются музеями истории УССР. Они так и не избавились от той идеологии, которая насаждалась в советские времена.
Иногда доходит до комического. В музее Григория Сковороды в Переяслав-Хмельницком висело объяснение, что этот философ, оказывается, отстаивал материалистическое мировоззрение. Эта бумажка, написана, наверное, еще при Брежневе, и для того, чтоб ее заменить, не нужно никаких средств.
Автор видел ее в последний раз в 2003 году и, наверное, если сама не истлела, бумажка продолжает "радовать" посетителей сразу при входе.
Интересно, как часто Министерство культуры собирает музейных работников на семинары, как часто их аттестирует?
Возможно, хотя бы часть из 45 миллионов гривен, которые нужны для завершения восстановления дворца Кирилла Розумовского в Батурине, как и 37 миллионов спонсорских средств, которые уже были потрачены в прошлом году, лучше было бы направить на переподготовку кадров, на обновление экспозиций по всей Украине?
Симптоматично также то, что представитель Индустриального Союза Донбасса – наиболее активного сегодня спонсора начинаний президента – Виталий Гайдук, стал недавно секретарем СНБО. А связанный с этой структурой Александр Чалый – заместителем председателя секретариата президента.
Просчитал ли Виктор Ющенко, какой нездоровый политический душок появляется после подобных назначений? В том числе и вокруг его историко-культурных проектов?
На этом фоне вообще несколько неловко смотреть на то, что делает глава государства. Да, надо почтить память замученных жителей Батурина, восстановить его исторический статус, но необходимо ли создавать такой чиновничий ажиотаж?
Ведь сплошь и рядом много черновой работы. Именно в маленькие музеи на местах каждый день ходят люди, в частности школьники. Что они узнают из увиденного? Патриотами какой страны вырастут?
В целом же, в действиях президента наблюдается довольно тревожная закономерность – то, что можно делать системно и без лишнего шума, делается подчеркнуто помпезно, тем не менее, результаты действий не распространяются дальше его ближайшего окружения.
Например, подписанный Универсал национального единства и проведенный общенациональный "круглый стол". В торжественной обстановке, с прямой трансляцией на телевидении, много далеких и близких исторических параллелей...
Затем – попытки создать "широкую" коалицию, которые закончились безрезультатно. Вместе с тем, условия для проведения межрегионального диалога, "круглых столов" на местах, не созданы. Возможность помочь общественности самостоятельно разобраться в существующих в Украине проблемах путем учреждения соответствующих фондов тех же спонсорских средств не использована.
Эти мероприятия дали бы толчок для постепенного, но реального появления взаимопонимания между людьми, а не притворного между политиками. Как и обновление региональных музеев оказало бы содействие просвещению украинцев.
Тем не менее, такие шаги никому не гарантируют места в Истории. Неужели именно в этом причина современной украинской гигантомании?
Евгений Булавка, для УП