Андрей Халпахчи: "Я по-прежнему в оранжевом свитере"

Четверг, 19 октября 2006, 11:31

Международный кинофестиваль "Молодость" – одно из немногих традиционных национальных мероприятий, которое ни в дополнительных комплиментах, ни в обоснованиях своих нужности, незаменимости и статусности не нуждается.

Вот уже три десятилетия "Молодость" является также одним из немногих реально существующих проявлений жизнеспособности украинского кинопроцесса как такового. Факт остается фактом: именно этот фестиваль стабильно выходит за рамки тусовочного междусобоя, заставляя всех нас вспомнить, за что мы любим ходить в кино.

О том, что очередной забег "Молодости-2006", назначенный на 21 октября, находится под угрозой срыва, невзирая на высочайший патронат со стороны президента страны и личное внимание губернатора Киевской области, отечественные СМИ не сообщали. Тем не менее, до последнего момента вопросы финансирования фестиваля остаются в частично подвешенном состоянии.

Бессменный генеральный директор "Молодости" Андрей Халпахчи, для которого фестиваль каждый год, без исключения, оборачивается непроторенной дорогой через тернии к звездам, считает, что ситуация эта весьма симптоматична и в разрешении ее необходим системный подход.

Из беседы с ним в очередной раз становится понятно, что отсутствие внятной культурной политики и коррупция в бюджетной сфере – это угроза всему живому, от которой не спасают ни международный авторитет, ни высокий профессионализм, ни популярность, ни связи…

- Остались буквально считанные дни до открытия фестиваля. В какой стадии готовности вы пребываете?

- К несчастью, в стадии форс-мажора. Конечно, надо было бы отменять фестиваль. Может быть, это помогло бы осознать реальные последствия отсутствия государственной культурной политики. Показало бы всю пагубность неразберихи, которая творится в сфере финансирования культуры, особенно, в области кино.

Существует масса организаций, бесконечное количество этапов прохождения денег…

С одной стороны, это вроде бы правильно, потому что, безусловно, за государственными деньгами должен быть строгий контроль. Но, как всегда бывает в нашем государстве, система эта устроена так, все эти сложности именно для того, чтобы на каждом из этих этапов заинтересованные участники финансового распределения имели возможность что-то отстегнуть.

Система финансирования должна быть четкой, внятной и прозрачной. И если соответствующим министерством принимаются финансовые планы в декабре на следующий год, они максимально должны выполняться.

Притом, что, совершенно очевидно, могут быть какие-то коррективы, когда появляются какие-то срочные мероприятия – хотя я не думаю, что Форум украинцев является каким-то экстранеожиданным мероприятием. Он, наверное, тоже был запланирован.

Однако еще в августе сумма бюджетного финансирования "Молодости" была на уровне оговоренных планов, а в октябре за одну-две недели до фестиваля мы узнаем, что эта цифра уменьшается.

И понятно, что в такие сроки мы уже не в состоянии восполнить дыры в этом бюджете. Единственное, что мы сейчас сделали, – попытались "удешевить" программу фестиваля за счет отказа от приезда звезд. Потому что даже тех деятелей мирового кино, которые согласны были приехать без всякого гонорара, все равно нужно на какие-то средства достойно принять. Возможно, откажемся еще от каких-то мероприятий в рамках фестиваля…

- Неужели спонсорская помощь не в состоянии покрыть недостающую государственную долю финансирования?

- В состав учредителей "Молодости" входят министерство культуры и туризма Украины, министерство по делам семьи, молодежи и спорта Украины и Киевская городская государственная администрация – и мы действительно не можем провести фестиваль без этих денег. Это наши фундаторы.

И, в общем, большинству людей, которые пытаются что-то сделать, с которыми я работаю, я очень благодарен. Сейчас, когда нам урезали финансирование, мне пришлось буквально "ставить на уши" соответствующие структуры, чтобы все-таки хотя бы эти уже запланированные деньги мы получили…

- Ходят упорные слухи, что вы собираетесь оставить руководство оргкомитетом фестиваля…

- Я не являюсь и никогда не являлся руководителем оргкомитета Фестиваля, и думаю, что это существенный вопрос, который надо поставить. Должен появиться, наконец, оргкомитет Фестиваля, куда вошли бы и министры, и руководители других соответствующих структур.

Я же являюсь генеральным директором Фестиваля в течение последних 15 лет.

Я не бросаю "Молодость", я останусь или консультантом, или художественным руководителем, но я не могу уже просто по состоянию здоровья взваливать все организационно-финансовые проблемы только на себя.

- Но нынешний фестиваль вы проведете?

- Да, кроме того, есть еще две вещи, на которых я буду настаивать, передавая кому-то дела.

Первое – это то, что давно существует на всех крупных международных фестивалях в мире – получение статуса национального.

Национальный статус необходим для того, чтобы была отдельная строка в госбюджете, чтобы средства на проведение фестиваля не надо было распорошивать на два министерства.

И второе. Я хочу добиться, чтобы наконец-то в начале каждого года общественность получала открытый финансовый отчет о том, на что были потрачены деньги министерства культуры. Тогда можно сравнивать, можно спорить, но это должна быть открытая информация.

Например, во Франции, где, естественно, публикуют ежегодно такие отчеты, и эта информация общедоступна, так как речь идет о средствах налогоплательщиков, несколько лет тому назад разразился скандал в связи с тем, что 90% всего годового бюджета Министерства культуры было потрачено на реконструкцию Гранд Опера.

Многие возмущались, были споры, но это была публичная дискуссия, открытая общественная реакция на осмысленные действия государственных менеджеров. И это нормально. У нас же сейчас вообще нет представления о том, куда уходят наши деньги, нет точных цифр.

Сотрудники министерства культуры говорят: мы финансируем 16 международных кинофестивалей. Позвольте, я не знаю 16 международных кинофестивалей в Украине! Речь может идти об отдельных мероприятиях, которые проводят в основном россияне и идет дофинансирование украинской части для того, чтобы отдохнуть в Ялте.

Но фестиваль – это прежде всего событие, на котором не только внутрикинематографическая тусовка собирается вместе выпить-закусить и иногда посмотреть кино, но это все-таки и событие для публики. То есть переполненные залы "Молодости" и 15 человек на фестивале в Ялте или в Бердянске – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

И, в конце концов, что такое международный фестиваль в Севастополе – это Россия-Украина? Что такое международный фестиваль в Бердянске – Россия-Украина-Беларусь, в Ялте, опять-таки, Россия-Украина?

Безусловно, можно проводить такое мероприятие с нашими соседями, и оно нужно, и Украина-Россия, и Украина-Польша, и Украина—Венгрия. Но это несоизмеримые с большим международным Фестивалем вещи.

И когда мы увидим такой опубликованный отчет государственного финансирования, сможем открыто дискутировать о целесообразности использования государственных средств. Возможно, необходимо сократить финансирование каких-то фестивалей.

Может быть, вычеркнуть из этого списка фестиваль "Молодость" и поставить вопрос, что он не нужен и не имеет значения ни для Украины, ни для украинского кино, ни для украинской культуры.

Но это нужно определять в начале года, а не сокращать финансирование за 2 недели до начала кинфестиваля!

- Вряд ли сегодня кто-либо может усомниться в необходимости фестиваля с таким статусом, устойчивым международным брендом, многолетним традиционным культурным резонансом…

- Вы знаете, на что еще хотелось бы обратить внимание… Украина стремится стать членом Евросоюза, что с моей точки зрения действительно необходимо, стремится в другие международные организации и при этом создает непонятные внутренние правила и условия.

Мы – единственный фестиваль в Украине, официально зарегистрированный как международный Всемирной ассоциацией кинопродюсеров – FIAPF.

"Молодость" зарегистрирована наравне с Каннами, Берлином, Венецией и другими фестивалями, уже около десяти лет. В то же время мы постоянно должны как-то подстраиваться под какие-то непонятные отдельные законы, разработанные в Украине, которые не касаются общего положения международных фестивалей.

Но, если мы будем подстраивать наш регламент под эти внутренние украинские условия, то нас просто вычеркнут из международной регистрации...

С одной стороны, действительно, логично, что проверки всего бюджетного финансирования идут и через тендерный комитет, и через Антимонопольный комитет, и через Счетную палату и так далее. Но я не представляю себе, что Каннский или Берлинский фестиваль проходят в своих странах аналогичные инстанции!

Безусловно, кроме меня как генерального директора и моей команды, кто-то должен нести ответственность за проведение этого фестиваля.

Министерство культуры как фундатор и город, где проводится фестиваль, должны также заботиться о том, чтобы фестиваль был проведен на достойном уровне. А не так, что я выступаю в роли просителя, и мне делают большое одолжение, частично финансируя Фестиваль.

- Какой процент бюджетного финансирования "Молодости" по отношению к общему бюджету фестиваля?

- Общий бюджет фестиваля всегда трудно определить до копейки, есть целый ряд услуг, которые предоставляются нам на бартерных условиях. Однако, можно сказать, что на сегодня общий бюджет фестиваля составляет примерно один миллион долларов.

Гости, которые приезжают, никогда не верят, что вот при таком маленьком бюджете мы вообще можем провести фестиваль на таком уровне.

При этом никогда не удавалось собрать этот миллион долларов. Он существует только на бумаге, реальные цифры, за которые мы проводили фестиваль в последние годы – это около $500 тыс. Бывало и меньше.

Государственное финансирование составляет на сегодняшний день примерно 25% общего бюджета. Финансирование со стороны города – это тоже отдельная и достаточно больная тема. Ведь "Молодость" – это, прежде всего, фестиваль киевский. И значит, мы вправе рассчитывать на поддержку муниципалитета.

Финансирование, которое у нас второй год поступает от главного управления культуры Киева – 100.000 гривен – конечно, не соответствует тому, что этот фестиваль делается в первую очередь для киевлян. Ведь 5-6 кинотеатров ежегодно задействовано для показов фестивальных фильмов, весь город интересуется программой фестиваля.

Обычно в Каннах или в Берлине мэр города устраивает прием, принимает почетных гостей фестиваля у себя. Очень хотелось бы и эту традицию осуществить в Киеве.

Когда срочно собирались документы для участия в конкурсе "Культурная столица Европы", который мы, кстати, проиграли Стамбулу, к нам срочно обратились – дайте нам материалы по фестивалю "Молодость", чтобы это было такой изюминкой культурного проекта. Это свидетельствует о том, что все-таки наш фестиваль что-то для города значит.

Мне очень приятно, что в этом году интерес к "Молодости" проявила Киевщина – губернатор Киевской области Вера Ивановна Ульянченко проявляет личную заинтересованность в том, чтобы расширить зону фестивальных мероприятий. Появилась возможность и в области показать ряд фестивальных программ. Такой прямой связи с городскими властями у меня, к сожалению, нет.

Мы сейчас готовим большой серьезный проект – приезжает директор Польского киноинститута. Это государственная организация, которая отделилась от министерства культуры, и проводит колоссальную работу в области кинематографа.

Польский киноинститут принял бюджет в размере $4,1 млн. для копродюсерского участия в шести больших международных проектах. В том числе – в финансировании нового фильма Кена Лоуча, знаменитого британского режиссера, который выиграл последний Каннский фестиваль.

Это тоже важно, потому что кино сегодня – это действительно интернациональный продукт, и международный прокат возможен только тогда, когда и украинские режиссеры также смогут участвовать в процессе копродукции.

В Польше разработана и принята потрясающая законодательная база в области кино! Там за прошлый год снято 33 полнометражных игровых фильма. В Украине – только шесть.

Я думаю, это несопоставимо все-таки для масштабов стран и наших возможностей в кинематографе. Но вместо того, чтобы продумывать сейчас важные вопросы, я беспокоюсь о том, что корабль не поселит наших гостей, потому что Министерство культуры не гарантирует проплату, хотя в смете минкульта заложена именно аренда корабля как гостиницы.

- А минкульт не гарантирует проплату?

- На сегодняшний день уже гарантирует. Но только все еще неизвестно, когда поступят деньги.

На торжественном закрытии Фестиваля будет показан фильм "Лабиринт Фавна", замечательная мексиканско-американская картина режиссера Гильермо дель Торо. Символическое название для нашей кинематографической ситуации.

Мы все время находимся в каком-то лабиринте, постоянно ищем выход, при этом усложняем систему коридоров и зигзагов вместо того, чтобы построить нормальные дороги и мосты, чтобы киноиндустрия наконец заработала.

А фестиваль – это лишь часть индустрии кино, которая, как зеркало, отображает состояние украинского кино и того, как оно интегрируется в мировой кинематографический процесс.

- Вы проводили фестиваль "Молодость" в разных общественно политических ситуациях в стране. Можете ли вы вспомнить период наибольшего благоприятствования?

- Наибольшего благоприятствования у меня не было никогда. Но скажем так – когда-то было легче. Когда я начинал фестиваль еще в последний советский этап, тогда все проще решалось – ЦК комсомола давало распоряжение и не нужно было думать о бюджете, все, что нужно, делалось, предоставлялось. Чисто организационно было легче.

Но и фестиваль был другого масштаба. Конечно же, новый формат фестиваля требует совершенно другого бюджета, изменились цены в нашей стране. А минкульт и сегодня закладывает расценки на проживание – 60 грн. на человека.

Где за 60 грн. можно поселить людей? Ни в частной квартире, нигде такие тарифы не существуют. А это осталось в расценках минкультуры. И мне говорят, что я должен как-то перекручивать формулировки статей расходов...

Почему надо перекручивать, почему нельзя работать в рамках закона, но закона разумного?

Усугубляет ситуацию и противостояние различных структур государства, когда идет противостояние Кабинета Министров и других органов власти. Очень трудно что-то делать, министерство не в состоянии решать многие вопросы, потому что то ли будет смена министра, то ли не будет смены структуры и всего остального.

С другой стороны, я не испытываю ностальгии по старым временам, и я верю в Украину, в ее возможности, в ее будущее. И жить, конечно, интереснее, как бы сложно ни было. Все-таки то, что мы можем с вами говорить откровенно в любом интервью для любого издания – я считаю, это очень важное достижение.

Сегодня, когда многие разочарованы тем, что во власть пришли опять те же люди, я думаю, что эти "те же люди" пришли другими, потому что они поняли необратимость демократических перемен.

Мы живем сегодня все-таки в демократическом обществе – я в этом не сомневаюсь. И, как видите, я по-прежнему в оранжевом свитере.

- Но от всего, что вы рассказали просто руки опускаются…

- Наступает, безусловно, какое-то отчаяние…

Коррупция существует во всем мире, бороться с ней очень сложно, и пример тому – работа Юрия Луценко. Человек яркий, человек, который действительно борется, но очень многое не может сделать, потому что никто не отрицает, что коррупция существует, а коррупционеров у нас нет.

Мы с удовольствием пригласим Юрия Луценко на фестиваль, думаю, что ему стоило бы заинтересоваться некоторыми околокинематографическими структурами.

Кроме того пресса – это тоже инструмент борьбы с подобными вещами. Но проблемы накапливаются. Коррупция приходит даже на бытовой уровень, такая система захлестывает общество вот такая система. И об этом нужно говорить, об этом нужно снимать кино, телепередачи, и с этим надо бороться.

Чиновники сегодня везде получают достаточно большую зарплату и должны дорожить своим местом. Они очень нам нужны, потому что на самом деле это большая профессия – чиновник, это на самом деле большая серьезная работа.

Я работаю генеральным директором "Молодости" уже 15 лет, и я пережил, наверное, восемь смен министров культуры. И каждый раз мы возвращаемся к отправной точке.

В конце концов, надо же выработать эту культурную политику, надо создать нормальный штат людей, которые бы там работали профессионально, а не сменять только министров. Должна быть какая-то система, хотя бы пять лет постоянной работы, за которые возможно реализовать свои планы.

- Очевидно, и назначать нужно людей, у которых изначально есть адекватные представления о развитии отрасли…

- Конечно. Но, по большому счету, важна последовательность, преемственность, чтобы с каждым новым министром все не начиналось с нуля.

- Насколько приемлем для фестиваля крупный частный инвестор вместо государственного патроната? Вот Александр Роднянский купил российский "Кинотавр", а почему он "Молодость" не купил?

- "Кинотавр" был частной организацией – мы не являемся частным фестивалем. Хотя проект нам принадлежит, и, может быть, это хорошая идея – кому-то продать. И, наконец, сделать ремонт в своей квартире.

Но не в этом дело! Должны быть законы!

Инвестировать в культуру должно быть престижно и выгодно. Потенциальные инвесторы должны иметь имиджевые и моральные гарантии, что их взнос на благо общества будет оценен. Люди, которые хотят быть меценатами, должны получить от этого хотя бы моральное удовлетворение и, наверное, какое-то снижение налогообложения в своем бизнесе.

Анна Шерман, "Профиль", для "УП"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде