Окончательная победа олигархической идеологии
В частности, он ликвидировал НАК "Энергетическая компания Украины", которая держала вместе все государственные акции украинских обленерго и ТЭЦ.
А также подписал только что одобренный Верховной Радой 400 голосами закон об управлении объектами государственной собственности.
Первым решением президент фактически развязал руки правительству, а конкретно министру топлива и энергетики Бойко в его намерениях диверсифицировать приватизационный процесс относительно облэнерго.
То есть побыстрее продавать остатки государственных блокирующих пакетов так называемых "конфликтных" объектов - тех, где устраивали друг другу "маски-шоу" такие господа, как Григоришин и Коломойски.Ющенко розглядає племінного бика. Фото Миколи Лазаренка |
И не спешить приватизировать, но за счет повышения тарифов на электричество вначале улучшить состояние, а уже потом дорого продать остальные облэнерго, которые, конечно, тогда оторвут с руками и за красивую цену.
Уже в этом решении Ющенко можно увидеть, что, по крайней мере, относительно роли повышения тарифов в перераспределении собственности в одной части энергетической отрасли у него нет споров с правительством.
Поэтому обида на Ющенко в данном вопросе, высказанная премьером Януковичем, может объясняться разве что неполным его консенсусом с господином Бойко.
Но уже вторым решением, то есть законом об управлении госсобственностью, Ющенко полностью "компенсировал" Януковичу все моральные и другие "потери", передав правительству часть полномочий, которые перешли к нему из рук Кучмы.
Выполнена одна из важных инноваций измененной Конституции. Собственно, президент просто был вынужден согласиться с волей всех без исключения фракций парламента.
Затем, полный консенсус состоялся через передачу в руки правительства бывшего права президента создавать и реорганизовывать ведущие хозяйство субъекты государства, которые распоряжаются государственной собственностью от лица Украинского народа.
Надо ли напоминать, что к этим объектам принадлежат все национальные компании, которой была и НАК "ЕКУ", и которой остается, в частности, НАК "Нафтогаз Украины" и многие другие.
Таким образом, в руки Кабмина, с которым, по мнению общественности, как будто только начата большая и системная борьба президента за реальную власть, отданы такие рычаги, что все остальные теперь почти не имеют значения.
В частности, автоматически решается и вопрос о знаменитойю ДУСе, которую откровенно хочет вернуть в свои руки бывший-нынешний министр Кабмина господин Толстоухов.
Но если до сих пор господин министр должен был ожидать решения по поводу законности указа о создании Госуправления делами и концентрации в нем огромного хозяйства высочайших государственных учреждений, то теперь ждать ничего не надо.
Может, после такого царского подарка и весь Кабмин, как тот почтальон Печкин, станет добрее к президенту, так как получил "велосипед"?..
Может, хоть в руках Толстоухова сдвинется с мертвой точки бывший проект Ющенко если не "городка власти" на днепровских склонах, то хотя бы ремонт Мариинского дворца.
Но, очевидно, более важно то, что теперь будет с НАК "Нафтогаз Украины" и другими компаниями такого же типа, чьи статусы правительство может привести в соответствие с законом.
Вообще или они в дальнейшем сохранятся в настоящем виде, или их "реструктуризация" так же, как и в случае с НАК "ЕКУ", но теперь уже по решению Кабмина, а не президента, напрямую повлияет на состояние и статус предоставленного им в распоряжение государственного имущества?
И какие "дочери" или "внучки" этих государственных монополий разберут это имущество себе в "приданое" в случае разного рода интересных предложений или предложений, от которых нельзя отказаться? И чьих именно?
Тем временем правительство выполнило свое обещание относительно установления новой цены на украинский газ для населения, и своим постановлением все-таки ввело ее, сниженную с 407 до 339 гривен за 1 тыс. кубометров.
Аж на два месяца... Но до какого уровня она вырастет к 2007 году – даже не пыталось прогнозировать.
Наверное, так как в дальнейшем эту цену будет устанавливать уже рынок, а не "административные" рычаги, и цена эта к себестоимости добычи, транспортирования и т.п. не будет иметь никакого отношения, а просто будет тяготеть к европейской.
Ведь понятно, что, как и зерно последнего урожая, не только реэкспортированный, а именно добытый в Украине газ больше всего стремится оказаться на рынке, где за него платят "цивилизованые" деньги...
Даже для того, чтобы упростить отношения с гражданами и снять с себя ответственность за поставки "дешевого" газа, самому правительству выгодно как можно скорее избавиться от государственной собственности на все учреждения, ответственные за снабжение газа населению, поскольку газ этот все одно дешевле, чем тот, который можно продать за границей.
И одобренный закон об управлении госимуществом даже упрощает это, разрешая большое разнообразие манипуляций с долями имущества и его отчуждением.
А то, что во время применения закона относительно до сих пор запрещенных для приватизации объектов между правительством и претендентами на статус субъектов управления имуществом будет сохранен консенсус интересов – не вызывает сомнения.
Эти сомнения исчезли после голосования за закон всех без исключения парламентских сил.
Ба, наоборот, нам еще будут объяснять, что приватизация в энергетической отрасли – это пополнение бюджета для получения средств на "инновацию". А также, что в управлении госимуществом в конце концов наводится порядок.
Порядок будет не сложный: любой объект государственного имущества передается по цепочке сначала одному министру, а потом кому-нибудь в управление. Так было и до сих пор, но не урегулировано на законодательном уровне. Теперь это – норма закона.
И нет никаких гарантий, что объектом такой передачи в управление не может быть газотранспортная система Украины целиком или по частям.
И, собственно, это касается и железной дороги, и других запрещенных для приватизации больших стратегических объектов.
А как "с блеском" в этом контексте выглядит намерение председателя Фонда госимущества госпожи Семенюк вторично реприватизировать "Криворожсталь" и управлять этим объектом от лица государства. Угадайте с одного раза, кому будет доверено управление...
В любом случае президент на эти процессы уже больше не будет влиять, по крайней мере официально. В этом смысле не совсем понятно, что, наконец, получит ИСД от пребывания в ближайшем окружении президента и каким образом через СНБО будет пытаться конкурировать с полномочиями Кабмина.
Ведь указы президента, да и механизм остановки правительственных решений с дальнейшим направлением их в КС только определят быстрое распыление остатков государственного стратегического имущества. А точнее не распыления, а, наоборот, концентрацию и монополизацию, но уже частную.
Вместе с тем, на примере закона об управлении государственной собственностью уже продемонстрировали, как "работает" механизм президентского вето, если он не согласован с партнерскими парламентскими силами.
В любом случае несколько смешно выглядит теперь спор секретариата президента с правительством Януковича относительно закона о Кабмине, да и относительно губернаторов.
Поскольку закон об управлении госимуществом и без них повышает реальную роль правительства и, главное, его "ручного управления" дальше всех границ.
Этот последний фактор, разумеется, обостряет и актуальную нынче проблему присутствия в правительстве министров от "Нашей Украины".
По крайней мере, добавляет аргументов благосклонности президента к сохранению этих должностей за "своими" людьми. Если они действительно являются "своими" для него, а не превратятся в лучшем случае в крышу для правительственных махинаций, а в худшем – просто в людей правительственной антикризисной коалиции.
Эта дилемма объясняет последние колебания относительно оппозиционности как "Нашей Украины" в целом, так и с их личным статусом, в частности министров. Хотя сомнения касаются на самом деле только того, как именно в границах правительства эти министры могут быть использованы ради перспектив, на которые влиять уже не способны.
В то же время нежелание премьера Януковича отпускать министров от "Нашей Украины" из Кабмина, и даже его благодарность им за работу, которая так противоречит недавним жестким напоминаниям о дисциплине и "деликатных условиях" сотрудничества на договорных началах – тоже имеет свое объяснение. И высказанное на второй день очередное оскорбление такого нежелания не отменяет.
Янукович не желает, чтобы с помощью создания в правительстве кадрового пробела, особенно относительно министров обороны и иностранных дел – его Кабмин был "подвешен" в вопросе легитимности даже на два месяца.
Это не только усложнит торги относительно бюджета внутри антикризисной коалиции, которые будут сопровождаться еще и распределением должностей между ПР, СПУ и КПУ. Как раз здесь все не так сложно: дополнительные должности для коммунистов и социалистов окончательно сплотят их вокруг антисоциальных шагов правительства и быстрой раздачи госимущества.
А вот процедура согласования с Ющенко кандидатов на вакансии "президентских" министров для Януковича неприятна тем, что таким образом ему могут быть навязаны условия и требования конкурирующей корпорации.
Остается дождаться, не отдаст ли Янукович при такой перспективе предпочтение требованиям "НУ" и Ющенко относительно включения Универсала в коалиционное соглашение – учитывая, что Универсал не может помешать махинациям с государственной собственностью.
А нынешние маневры "Нашей Украины" врядли создают перспективу переформатирования парламентской коалиции или хотя бы осуществления минимальных ограничений для настоящего правительства.
Впрочем, все это уже вопрос временного и тактического характера, поскольку Верховная Рада тотально встала на путь олигархической идеологии дальнейшего развития страны. И конфигурация коалиции и правительства имеет значение только для отдельных промышленно-финансовых групп.
Автор
Ирина Погорелова, "Политические хроники", специально для "УП"