Таинственный Гайдук. Часть вторая
Продолжение из серии "Политический портрет". Начало читайте здесь: Таинственный Гайдук
...В правительстве Ющенко фактически Гайдуку была отведена роль "серого кардинала" при двух министрах топлива и энергетики – Сергее Тулубе и сменившем его Сергее Ермилове.
Тулуб, слишком зависевший не столько от своих коллег-дончан, сколько от бизнес-среды СДПУ (о), в мае 2000 года вынужден был уйти в отставку: у него участились конфликты с вице-премьером Юлией Тимошенко.
Тимошенко начала войну с силами, контролирующими энергетический рынок. В отставку вынуждены были уйти сперва руководитель "Нафтогаза Украины" Игорь Бакай, потом – его преемник Игорь Диденко.
Следующей "битой" фигурой стал Сергей Тулуб. Уход Тулуба совпал по времени с внедрением новых правил игры на рынке электроэнергетики.
Виталий Гайдук и далее оставался на посту первого заместителя министра топлива и энергетики – ему удалось отстоять этот пост в кулуарной борьбе с руководителем "Нафтогаза" Вадимом Копыловым.
Гайдук был сторонником отмены взаимозачетов в топливно-энергетическом комплексе и выступал за создание Государственного предприятия "Энергорынок" с отдельным филиалом в Донецкой области. Созданное предприятие стало преемником активов и долговых обязательств НЭК "Укрэнерго", и распорядителем системы расчетов и средств оптового рынка электроэнергии.
"Инвестгазета" писала: "Поскольку отношения между премьером и министром энергетики Сергеем Ермиловым не складывались, именно Виталий Гайдук возглавлял многие комиссии по вопросам ТЭК и работал в составе правительственных делегаций, в том числе и по вопросам проведения угольных аукционов и введения внешнего управления на облэнерго, имеющих долги перед ГП "Энергорынок". Он выступал за поставки газа на тепловые электростанции непосредственно НАК "Нафтогаз Украины", а не МЭК "Итера", поскольку последняя постоянно шантажировала правительство сокращением поставок и грозилась поднять цену на газ до $ 48 за 1 тыс. куб. м, тогда как НАК готов был поставлять по $38 за 1 тыс. куб. м. Он позволил значительно увеличить поступления денежных средств от электрораспределительных компаний на счета ГП "Энергорынок".
В начале 2001 года Гайдук выступил с идеей параллельной работы и последующего объединения энергосистем Украины и России.
В январе 2001 года в отставку уходит вице-премьер Юлия Тимошенко. Виталий Гайдук пытается – и небезуспешно – наладить отношения с назначенным на должность топливно-энергетического вице-премьера Олегом Дубиной. Тем более, что Дубина был новичком в отрасли – большую часть жизни он проработал в металлургической промышленности.
А чуть позже – в марте - обостряются отношения между Сергеем Ермиловым и Виктором Ющенко.
Премьер-министр без особых на то причин отправляет Ермилова в отставку. Новым министром топлива и энергетики становится Станислав Сташевский – бывший первый заместитель киевского городского головы Александра Омельченко.
В тот же период начался конфликт Ющенко с "донецкой командой". В марте 2001 года губернатор Донецкой области Виктор Янукович подверг резкой критике позицию премьера Виктора Ющенко и заявил о претензиях на некоторые ключевые фигуры в правительстве.
"Холодная война" между Януковичем и Ющенко, а также новый стиль руководства, демонстрируемый Сташевским, привели к тому, что 6 марта Гайдук был вынужден оставить свой пост.
Он мотивировал свое решение тем, что для эффективного решения проблем отрасли необходимо полное взаимопонимание между министром и его первым замом, для достижения которого нужно время, а "его у энергетики сейчас нет".
В то же время Гайдук отметил, что его решение не носит характера протеста, а связано с различным видением им и министром топлива и энергетики Станиславом Сташевским функций первого замминистра.
"Моя роль заключалась в решении общеотраслевых проблем, и я не смогу эффективно выполнять функции так, как их видит министр", - отметил В.Гайдук.
Тогда же имя Гайдука стало всё чаще появляться в связи с деятельностью Партии регионов, основу которой составляли выходцы из Донецкой области. В июле 2001 года он фигурировал как первый заместитель председателя центрального аппарата Партии регионов.
Фактически Гайдук решил свернуть на время политическую активность и уйти в тень. Но реально он продолжал поддерживать несколько проектов - в основном исследовательского и социологического характера – в Киеве, а также проводил работу по развитию бизнеса.
Он продолжал лоббировать интересы донецкого региона и создавал условия для прорыва "донецких" в Киев.
Заметным было влияние Виталия Гайдука на вице-премьера по ТЭК Олега Дубину. Летом 2001 года в Киеве говорили, что Дубина не делает ни шагу без консультаций с Гайдуком.
Отставка Станислава Сташевского с поста Министра топлива и энергетики и назначение на эту должность Виталия Гайдука ни для кого не стало неожиданностью - президент подписал соответствующие указы 20 ноября 2001 года.
Журнал "Компаньон" писал, что с приходом Гайдука "усиление позиций продавцов электроэнергии было сбалансировано представителями промышленных потребителей электроэнергии, чьи интересы и будет защищать новый министр ТЭК".
"Инвестгазета" предположила, что "Гайдук будет работать не на Донецк или ИСД, а на свой авторитет. Для него министерское кресло в столь важный период – вызов, шанс продемонстрировать профессиональные качества и применить имеющийся опыт в масштабах энергетики всей страны. Если справится – у него появятся большие политические и управленческие перспективы, если нет – его ждёт забвение".
Ситуация ко времени назначения Гайдука на пост министра топлива и энергетики резко изменилась. Донецкая команда набрала необходимый политический вес в рамках Украины, Виктора Ющенко на посту премьер-министра сменил Анатолий Кинах.
Партнёр Гайдука Олег Дубина стал не только вице-премьером по топливно-энергетическим вопросам, но и первым вице-премьером.
"Я сразу же взял курс на жёсткую финансовую дисциплину: 100-процентная денежная оплата за уголь и за электроэнергию. Пока ни шахтёры, ни энергетики это условие не выдерживают", – заявлял Гайдук в интервью донецкой газете "Город" в январе 2002 года.
А между тем, соглашаясь с назначением на пост министра топлива и энергетики, Виталий Гайдук отдавал себе отчёт в том, что теперь он становится более публичной фигурой, нежели ранее. И что теперь он попадает под обстрел критики – в том числе политических оппонентов.
В апреле 2002 года лидер Независимого профсоюза горняков Михаил Волынец обвинил Гайдука в том, что тот отстаивает интересы "угольных генералов". Явный конфликт наметился в отношениях Виталия Гайдука и руководства НАК "Энергоатом".
Но наиболее тяжёлые испытания для Гайдука начинаются после конфликта с Олегом Дубиной. Конфликт имеет свою историю.
До весны 2002 года Гайдук и Дубина многими воспринимались как этакие "близнецы-братья". Действительно, было множество моментов, которые заставляли Дубину и Гайдука работать в одной связке.
Во-первых, накануне выборов необходимо было объединить ресурсы нескольких региональных и профильных лоббистских групп для того, чтобы обеспечить надёжную основу для блока "За единую Украину".
Во-вторых, совместные действия дончан (Гайдук) и сложного конгломерата промышленно-политических сил, репрезентантом которых выступал Дубина, могли обеспечить влияние на процесс принятия решений в окружении президента и даже на подготовку почвы для воплощения проекта под условным названием "Преемник-2004".
В-третьих, в правительстве Дубина курировал промышленность и энергетику, и связка с министром топлива и энергетики Гайдуком давала в результате мощную промышленно-энергетическую комбинацию, сосредоточение капитала в одном центре, вытеснение конкурентов с энергетического рынка (в первую очередь группы Константина Григоришина и СДПУ (о)).
Глобально вырисовывалась громадная комбинация политиков и предпринимателей, заинтересованных в сохранении этого тандема. И среди них – губернаторы Донецкой, Луганской и Днепропетровской областей, народные депутаты Виктор Пинчук и Валерий Пустовойтенко, бизнесмен Ринат Ахметов и целый ряд других личностей.
Известно, что Гайдук и Дубина пробовали воплощать ряд совместных проектов. С ними работали одни и те же команды пиарщиков. Их имена очень часто встречались рядом в информационных сообщениях.
Но в апреле между Дубиной и Гайдуком пробежал кот. Вернее, целая стая чёрных котов. Сведущие люди говорят, что причиной стало перераспределение украинской сети облэнерго. Мол, на Дубину одна из политических сил начала давить и требовать передать ей в управление акции ряда облэнерго, в то время как Гайдук и стоящие за ним дончане пытались за любую цену не пустить эту пресловутую "политическую силу" на энергорынок.
Эксперты недвусмысленно намекали на СДПУ (о) и её словацких партнёров. Конфликт Гайдука и Дубины имел место именно тогда, когда в Сумах, Тернополе и прочих областных центра Украины новые владельцы пытались взять под свой контроль сеть облэнерго.
Ко времени конфликта конъюнктура сложилась таким образом, что Гайдуку союз с Дубиной уже был не нужен.
Выборы прошли. Стало очевидно, что сценарий "Преемник-2004" в донецком варианте вряд ли имеет шансы на успех, а из "За единую Украину" не получилась совместная политическая партия.
Дончане почувствовали в себе силы создать свою фракцию и осуществить свой – самостоятельный, без луганчан и днепропетровцев – политический проект…
…В конце апреля 2002 года в средствах массовой информации прошли сообщения о том, что Дубина собирается в отставку. Более того – сообщалось, что Дубина уже подал заявление на имя президента и премьера.
Опровержения от высших должностных лиц несколько дней подряд не поступали. Более того – народный депутат Украины Дмитрий Табачник, выступая на одном из телеканалов, сообщил, что действительно у Дубины "есть серьёзные трения по разным вопросам с одним из министров, входящим в его ведение".
Дубина же вроде бы аргументировал своё заявление тем давлением, которое ему приходится испытывать извне. Добавьте ещё один фактор – фактор возвышения антипода Гайдука – главы администрации президента Виктора Медведчука, и станет очевидным, что Дубина оказался между молотом и наковальней. Одна из газет пророчила Дубине близкую отставку и назначение на пост губернатора Днепропетровской области.
Однако всё было улажено тихо и мирно. В результате в парламенте неожиданно возникла фракция с громким названием "Народный выбор", на формирование которой Дубина имел далеко не второстепенное влияние.
Важный момент: шахтёрские бунты на протяжении 90-х годов ХХ века были настоящим бичом украинских правительств. Правительство Кучмы в 1993 году ушло в отставку именно под давлением бастующих шахтёров.
Ежегодно (а иногда – и по два раза в год) шахтёры приходили к Кабмину или к парламенту требовать выплат положенных им денег. Гайдук был одним из немногих министров, который знал, как надо разговаривать с шахтёрами и где находить средства для выплаты зарплат шахтёрам.
Развёрнутую формулу реформирования угольной отрасли Гайдук изложил в интервью "Зеркалу недели".
Энергия Гайдука были замечены. В 2002 году Кучма поставил Гайдука в пример другим министрам и назвал его лучшим министром топлива и энергетики за все годы независимости Украины.
Продолжение следует
Автор
Кость Бондаренко, директор Института проблем управления им. Горшенина