Федерализация или феодализация?

Среда, 11 октября 2006, 12:35

Разговоры о федерализации Украины, которыми так долго кормили политикум и народ "регионалы", во что-то все-таки вылились.

А именно – в заявленное на недавнем хозактиве Донецкой области намерение премьера Виктора Януковича отменить с 2007 года государственные областные и районные администрации, тем самым ликвидировав общегосударственную вертикаль исполнительной власти.

А еще – в определенные бюджетные инновации, которые дадут возможность подкрепить эти действия, вместе с тем оставив в руках правительства контроль над регионами.

Напомним заявление Виктора Янукович о том, что уже на осенней сессии парламента будет рассмотрен закон о местном самоуправлении, который уже с 2007 года предоставит властям регионов возможность формировать региональную политику и "принимать законодательные акты здесь, в регионе, региональные законы, те законы, по которым будут жить регионы..."

"Если мы на осенней сессии рассмотрим этот законопроект, то уже с нового года в регионах будут другие отношения выстраиваться. Не будет областных государственных администраций, будут областные исполнительные комитеты, будут районные исполкомы. Вы уже будете выбирать руководителей. И уже руководители будут нести ответственность перед своими избирателями. А вертикаль исполнительной власти мы будем выстраивать, и наши отношения с регионами будут партнерские. Конечно, безусловно, у вас будет представлена центральная власть разными контролирующими органами в регионах, конечно же, мы будем следить и будем обеспечивать фискальную политику", - заявил тогда премьер.

А еще в высоких правительственных кругах снова идут разговоры о потребности в полной мере выполнять положение закона о милиции, где речь идет о местной милиции, которая финансируется из местных бюджетов.

Кстати, в статье 71 закона о милиции есть очень интересная строка, связанная с нашей темой: "В составе местной милиции могут создаваться и другие подразделения".

Так вот, на первый взгляд, Виктор Янукович искренне стремится реализовать избирательную программу Партии регионов и воплотить в жизнь федеральную модель построения власти в стране, хотя и не называя эту модель федеральной.

Ведь в самом деле, если можно будет "принимать законодательные акты здесь, в регионе, региональные законы, те законы, по которым будут жить регионы", превратить отношения центра с регионами в "партнерские", а в придачу еще и развернуть местную милицию с разными "другими подразделениями", то разве это не федерация, если не по названию, то по сути?

Но не спешите с окончательными выводами.

Одновременно с этими мероприятиями в проект госбюджета все то же правительство Януковича закладывает норму относительно предоставления Кабмину права с 2007 года контролировать численность работников местных государственных администраций и органов местного самоуправления, в случае необходимости сокращая эту численность.

Иными словами, в случае "неправильного поведения" кого-нибудь из тех, кому якобы будут предоставлены широчайшие права по самоуправлению – вплоть до принятия "региональных законов", ему сразу же из Киева урежут количество работников – к таком количестве, которое объективно сделает невозможным выполнение поставленых перед этими органами самоуправления задач.

А еще на рассмотрение Верховной Рады некий Янукович В.Ф. от имени Кабмина представил изменения в закон "О местном самоуправлении" - одновременно с выступлением перед хозактивом Донбасса.

Этот законопроект в случае его принятия создаст ситуацию, когда решения местных структур самоуправления, акты органов и должностных лиц будут вступать в силу только после их обязательной регистрации в государственных управлениях юстиции соответствующих уровней – городских, районных, областных.

Что это значит?

А то, что орган государственной регистрации превратится в прокуратуру, обычный и Конституционный суды одновременно, так как можно будет от лица государства отказать органу или должностному лицу местного самоуправления в государственной регистрации их актов, если они, по мнению регистраторов, не будут соответствовать Конституции и законам, будут нарушать или будут ограничивать установленные законом права, свободы и законные интересы граждан, и, в конце концов, будут выходить за пределы компетенции органа, должностного лица местного самоуправления, которые его приняли.

Таким образом, Кабмин через орган государственной регистрации, который подчиняется Минюсту, не только будет контролировать каждый шаг местной власти, но и будет направлять деятельность всех органов местного самоуправления в нужное Кабмину русло.

Как объединяются эти, на первый взгляд несоединимые, инициативы правительства и лично его лидера?

Прежде всего, они объединяются откровенным правовым нигилизмом. Нельзя отменить местные государственные администрации простым законом, для этого нужны изменения целого ряда статей Конституции.

А в придачу процесс таких изменений не может осуществиться за одну сессию, то есть с 2007 года ввести новую систему управления при любых обстоятельствах невозможно.

Так же требует изменений в Конституцию предоставление права городским, районным и областным управлениям юстиции толковать Основной и прочие законы при государственной регистрации актов органов местного самоуправления.

Но Виктор Янукович и его команда, похоже, намерены если не провести эти акты неправовым путем, то хотя бы попугать ими своих оппонентов.

А еще – предложить региональным политикам свою систему правил игры, где в обмен на безоговорочную лояльность сюзерену – то есть главе Кабмина – вассал будет получать почти полную свободу действий на контролируемой ним территории.

Вплоть до создания "других подразделений" местной милиции. Следует понимать, из тех, кого захочет легализировать, нацепив им погоны, местный босс. И не обязательно, чтобы эта публика была предана Партии регионов – главное, чтобы упомянутый босс вел себя "правильно".

Все, как в классическом феодализме – вассал моего вассала не мой вассал, но мне достаточно контролировать своего вассала, не размениваясь на "шестерок" – в более давние времена их называли ландскнехтами или кондотьерами.

Иными словами, вместо провозглашенной федерализации, на самом деле правительство Виктора Януковича стремится осуществить в стране феодализацию отношений во власти.

К этому выводу подталкивает и анализ проекта госбюджета на 2007 год с точки зрения обеспечения с помощью финансовых рычагов преданности Кабмину судов, войска и СБУ.

Автор аналитического исследования делает вывод, что фактически якобы сугубо экономические меры в проекте бюджета делают невозможным эффективное осуществление президентом своих функций Верховного Главнокомандующего и гаранта Конституции и являются формой реализации "тихого" государственного переворота, результатом которого станет порядок, основанный на личной преданности силовиков и юристов лидерам правительства.

То есть – новейший "промышленный феодализм".

Тем более, что во многих других измерениях деятельность "донов" уже давно имеет сугубо феодальный характер.

Вплоть до построения роскошных поместий современных "герцогов" и "баронов", вплоть до создания системы личной зависимости шахтеров от их "благодетелей", вплоть до возникновения целых семейств и кланов новейшего "нобилитета". Впрочем, последнее характерно и для некоторых оппонентов "регионалов".

Так что кажется абсолютно логичным преобразование Украины в систему феодальных уделов, которые будут предоставлять тому или иному "князю" или "лорду" в обмен на безоговорочную службу "большому дону".

А в случае, если "лорды" и "князья" будут ошибаться, к ним применят не только финансовые санкции, предусмотренные бюджетами, но и блокирование всех решений через органы государственной регистрации.

И поможет ли местная милиция, которая останется без денег, когда бизнес твоих вассалов будут громить какие-то неизвестные приезжие лысые ребята?

Автор  

Сергей Грабовский, заместитель главного редактора журнала "Сучасність

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде