Тяжелая артилерия

Среда, 11 октября 2006, 11:03

ИСД долго ходил кругами вокруг Ющенко.

Они заняли нишу образцово-показательной корпорации, которая должна быть идеальным партнером в случае, когда власть захочет "вступить в брак" с бизнесом: спонсорство национальных проектов, западные кредиты, и модернизация энергосбережения, и т.п., и т.д.

Конечно, это была только маска. Например, с прозрачностью финансовых потоков у ИСД не все так хорошо, как у некоторых его конкурентов.

Но на самом деле все жесты Гайдука и Таруты четко демонстрировали Ющенко, что они способны понимать его, и что это – только небольшая часть того, что они могут сделать для Президента, если тот...

Возможно, эта образцовость-показательность была тем случаем, когда претендентом, который хочет больше всех, пренебрегают. Объятия ИСД, подчеркнуто открытые для Ющенко, отпугивали.

Где-то в марте 2006-го года, во врмя парламентских выборов, терпение ИСД начало лопаться. По крайней мере, известно, что финансовый источник, котораый питал разные гуманитарные проекты "под патронатом", начал стремительно угасать.

Выборы и новая редакция Конституции привели к отвесному падению курса акций президента, что поставило под вопрос целесообразность инвестирования целиком реальных средств в поддержку с ним красивых отношений.

После того, как к власти пришло правительство во главе с Януковичем, и передел портфелей в исполнительной власти был завершен, политическая элита Украины оказалась на своеобразном старте. Стало понятно, что впереди – длинный марафон борьбы за власть, как говориться, "в окопах".

Эта ситуация уникальна: есть реальная возможность того, что правила игры и политический пейзаж в ближайшие несколько лет будут относительно неизменными, и выиграет тот, кто будет иметь четкую стратегию действий на много шагов вперед.

Похоже, что Ющенко это понял, и начал искать интеллектуалов. Проблема лишь в том, что интеллектуалов с так сказать чистой кредитной историей в Украине немного.

Пример – назначение Арсения Яценюка в секретариат. С одной стороны, он проявил себя эффективно в преодолении банковского кризиса во время событий 2004-го года, с другой – его действия на этом посту вызвали серьезные подозрения в коррупции.

Аналогичная ситуация повторяется и с Гайдуком. Все, кто знают Виталия Анатольевича, рассыплются в комплиментах по поводу его интеллектуальных способностей.

Но есть основания считать, что эти способности он использовал не только для эффективного государственного управления, но и для развития абсолютно частного бизнеса ИСД.

Что же касается интеллектуальных преференций Гайдука, то можно прогнозировать, что как председатель Совбеза он способен предложить президенту стратегию построения безопасности государства в сфере энергетики.

Это касается, в первую очередь, трех основных задач (над некоторыми он работал, когда еще был в правительстве Януковича).

Первая – это стратегия в газовой сфере.

От Гайдука можно услышать много критики относительно существующих схем поставки газа в Украину.

Конечно, президент не мог не поставить ему условие не трогать нынешнюю систему, которая базируется на компании "РосУкрЭнерго", поскольку Ющенко, свободно или невольно, стал ее соавтором.

Но если премьер Янукович и министр топлива и энергетики Юрий Бойко несколько модернизируют существующую схему газовых контрактов, особенно если договорятся с иностранными партнерами о новой цене, то в глазах электората именно они станут авторами "нового газового порядка".

Соответственно, тогда в ход пойдет Гайдук с его чрезвычайной эрудированностью в вопросах "голубого топлива" и национальных интересов.

Он может выступить квалифицированным критиком действий правительства, найдет слабину в позиции Бойка-Януковича, и сможет дать команде президента достаточно аргументов для того, чтобы совершать политическое давление на своих оппонентов.

Не исключено, что в этом лидерство в критике существующих газовых схем будет отобрано у Юлии Тимошенко, для которой эта тема – одна из любимых.

Вторая "родная" сфера для Гайдука – это рынок электроэнергии.

У нового главы СНБО есть видение того, какое место может занимать Украина в поставках электрической энергии в Европу, и каким образом в этой сфере следует ограничивать конкуренцию со стороны России.

В частности, Гайдук выступает за то, чтобы не создавать для РАО ЕЭС, монопольного производителя электроэнергии в России, дополнительных каналов для экспорта электроэнергии в Европу.

Нынешнее правительство, похоже, идет несколько другим путем – например, государственное предприятие внешнеэкономической деятельности "Укрінтеренерго", которое экспортирует украинскую электроэнергию у страны ЕС и Молдову, и русская "Інтер РАО" – экспортер русской электроэнергии - рассматривают возможность создания общего предприятия. Хотя пока что идет речь лишь о восстановлении линии 750 кв "Южно-Украинская АЭС - Исакча- Варна".

Третий любимый вопрос Гайдука – это развитие проекта Одесс-Броды.

В отличие от него, нынешний министр топлива и энергетики считает Одесса-Броды малоперспективним проектом. Поэтому можно ожидать критики со стороны Совбеза на недостаточные усилия Минтопэнерго по поводу реализации проекта неафтепровода.

В общем, приход Гайдука поднимет общий тонус интеллектуальной жизни в правительственных сферах. Виталий Анатольевич – большой ценитель сферы идеального, он даже имеет свой небольшой исследовательский центр – Фонд поддержки прогрессивных реформ.

Конечно, этот центр на 90% работает на обслуживание политических и пиаровских потребностей, тем не менее помогает своему спонсору поддерживать высокий уровень владения риторикой в сфере национальных интересов.

Поэтому мало кто из нынешнего полуграмотного правительства сможет открыто дискутировать по этим вопросам с Гайдуком.

Таким образом, Ющенко, понимая, что у нынешнего Кабмина есть много возможностей, но нет стратегии развития страны, привлек к бою тяжелуу артиллерию. Цель назначения Гайдука – получить преимущество в сфере стратегических инициатив, с целью получения интеллектуального преимущества над соперником.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде