Гипотетичность коалициады-2. Начало сезона:умножение разногласий и сущностей.
Одной из осей, вокруг которой будут разворачиваться политические события, могут оказаться не только традиционные вопросы ускорения и логического завершения бюджетного процесса, текущей законотворческой деятельности, но и развитие и легитимация взаимоотношений между правительством, президентом и ВР.
То есть установление легитимных "правил игры" путем разработки и согласования законов, которые не принимались годами, - о Кабинете министров и Секретариате президента.
Этот процесс будет происходить на фоне перманентного политического перепозиционирования и появления новых договоренностей между ПРУ и "НУ".
Нынешний политсезон будет также обозначен становлением оппозиции и распространением ее влияния на деятельность всех ветвей власти в Украине.
"Бютовцы", коллеги "нашеукраинцев" по бывшей оранжевой команде, пророчат быстрый раскол "НУ" и во что бы то ни стало стараются играть оппозиционную роль, причем и относительно "НУ", даже на местном уровне.
Процесс в самом парламенте тоже традиционно может представлять интерес для тех, кому все это еще до сих пор не надоело. Возможным, но в довольно вялом исполнении, оказывается и сценарий коалициади-2.
Ведь этот процесс по своему смыслу и значению сегодня артикулирован, хотя и достаточно расплывчато. Так же, как и нынешний формат той же "антикризисной коалиции", которая и выдвинула премьером Украины Януковича.
По крайней мере, так выходит в интерпретации "Нашей Украины", которая сегодня продолжает дискуссии относительно степени присоединения к коалиции, которая выдвинула нового-старого премьера.
Ведь длятся переговоры о новой, условно говоря, "широкой" коалиции.
Здесь можно увидеть сложность позиционирования представителей "Нашей Украины", в частности, нечеткость их видения формата будущей коалиции, механизмов принятия и блокирования решений, что и разрешает высказывать сомнения относительно ее жизнеспособности.
Часть блока "Наша Украина" поддерживает то ли подписание нового соглашения, то ли присоединение к уже существующей.
Тем не менее, судя по отдельным заявлениям, в блоке длятся дискуссии об основах создания новой коалиции, то есть ее новом формате. "Я думаю, что на самом деле никакого присоединения не будет. Будет сформулирована какая-то общая мысль в конце дискуссии, и фракция будет вести какую-то свою линию", - отмечает в связи с этим депутат Ляпина.
По ее информации, ряд партий, которые входят в блок "Наша Украина", сформулировали собственные условия относительно вступления в такой коалиции. Главнейшее из этих условий - переформатирование "антикризисной коалиции", а не присоединение к уже существующему ее формату.
Серьезным препятствием для вступления блока "Наша Украина" в широкую коалицию является также присутствие в ней Коммунистической партии.
Председатель Руха и министр иностранных дел Борис Тарасюк относительно участия этой партии в "широкой коалиции" сказал так: "...моя мысль такая, что подавляющее большинство руховцев выступает за вхождение в эту коалицию, поскольку они думают не только об идеалах Руха, не только о демократии, верховенстве права, они думают также и о будущем нашего государства, его целостности. А этого можно достичь через объединение всех политических сил, в том числе и бывших оппонентов".
Однако сценарии по примеру коалициады-2 являются рискованными для представителей "Партии регионов", ведь снова очертится перспектива бесконечных переговоров.
ПРУ было бы невыгодно терять "страховые голоса" коммунистов и социалистов. Следовательно, формат сотрудничества этих достаточно антагонистических сил в ВР искать все-таки придется.
Риски для ПРУ здесь очевидные.
Гипотетический обновленный коалиционный формат, образованный не путем присоединения "НУ" к антикризисникам, но путем формирования новой структуры, может предусматривать заключение нового коалиционного соглашения и новые кадровые пертурбации внутри правительства.
Опять-таки, в светлой теории может снова возникнуть парадоксальный вопрос о кандидатуре премьера, которую, исходя из обновленной Конституции, может подавать президенту уже новая коалиция.
Если коалиция явится в новом формате, то логичным также будет выглядеть согласование ее программных целей и задач с программой правительственной деятельности, которую сегодня разрабатывает Кабмин, определение действенных регламентных механизмов сотрудничества в традиционном треугольнике украинской власти.
А сегодня вызревают еще и новые проблемы и очерчиваются новые законодательно-политические позиционирования и предметы баталий.
Во время своего выступления в день избрания премьером Янукович более чем ритуально отозвался о роли президента в новом формате взаимоотношений правительственной и президентской, а также и парламентской команд: "Что мы с вами способны сделать? Мы с вами способны сделать тот механизм сотрудничества правительства и парламента, которого не хватало практически на протяжении всех лет независимости. Именно этот механизм дает новая Конституция - когда правительство вместе с парламентом, вместе с президентом имеют единственную программу развития страны. Когда правительством принимаются и готовятся взвешенные решения. Парламент принимает соответствующие законы. Президент имеет место главы государства в соответствии с Конституцией и объединяет этот процесс".
Но свою позицию относительно трехстороннего сотрудничества ему так и не удалось изложить. Однако ее практическая реализация будет наблюдаться буквально сегодня.
Кстати, если говорить о контекстах распределения рычагов и влияний и об Универсале, то здесь также возникают вопросы относительно имплементации его положений в реальные документы, начиная с новейшей программы деятельности правительства и завершая рядом законов о развитии Конституции.
Довольно показательные примеры дает живая политическая практика, в частности, деятельность политических игроков.
Например, в тексте Универсала было попутно сказано о необходимости поиска механизмов сотрудничества правительства и президента. В частности, речь шла о "реформировании структур исполнительной власти и невозможности политизации государственной службы через принятие в первую очередь законов "О Кабинете Министров Украины" и "О государственной службе".
Из логики документа все-таки вытекало, что такая нормообразующая работа должна была бы лечь на секретариат и президента как субъекта законодательной инициативы.
Нынешнее правительство, как уже демонстрирует текущая политическая практика, действует принципиально по-другому.
Например, первый вице-премьер Азаров, поддав критике работу секретариата относительно разработки законопроекта о Кабинете министров, высказал намерение положить эту задачу на правительство.
У Николая Яновича вызвали "определенное удивление" "заявления Олега Рыбачука относительно того, что в секретариате готовится какой-то свой законопроект о правительстве", поскольку "с учетом существующих изменений в Конституции, которые вошли в силу, логичнее было бы поручить функции разработки этого законопроекта самому правительству".
Первый вице-премьер планирует доработать соответствующий законопроект практически через неделю.
Более того, "пробным шаром", который точно попал в лузу, стали утвержденные изменения во временный регламент правительства.
Отныне решения правительства будут считаться принятыми, если за них проголосовали больше половины от общего состава членов Кабмина.
Прежде заседание правительства считалось правомочным, если в нем принимали участие не меньше двух третей членов правительства, а решение правительства считалось принятым, если за него проголосовало большинство членов Кабинета министров, присутствующих на заседании.
Одновременно из временного регламента изъят пункт, согласно которому президент имел право на отмену нормативных актов правительства. Вместо него в регламенте появился новый пункт, который предусматривает право президента приостанавливать действие нормативных актов правительства, если они являются неконституционными, с одновременным обращением к Конституционному Суду.
Кроме того, из регламента изъяты положения о выполнении правительством поручений президента. Итак, поручения президента теперь должны кануть в политическую Лету.
При складывающихся условиях президент будет вынужден искать и обустраивать новые площадки, которые разрешали бы ему взыскивать легитимное политическое влияние. В частности, постепенно могут усиливаться позиции СНБОУ как конституционного органа, ведь его решения, в соответствии с Основным Законом, вводятся в действие указами президента.
Те же самые "универсальные" программные основы охватывают и языковую политику.
Хотя после получения Януковичем должности премьера "парад языково-региональних суверенитетов" будто бы прекратился, однако заявления нового правительства и самого Виктора Федоровича свидетельствуют о продолжении попыток реализации политики, направленной на предоставление русскому языку статуса государственного.
В частности, на днях был распространен пресс-релиз Кабмина о проекте программы деятельности правительства, где есть и пункт о закреплении государственного статуса русского языка. Вместе с тем в тексте Универсала национального единства говорится совсем о другом.
Итак, в политикуме и обществе будут длиться дискуссии относительно языковой и экономической политики.
В сфере внешней политики актуальными сюжетами будут оставаться вопрос украино-российских отношений, энергетической сферы, евроатлантической интеграции, курса в ЕС то ли в ЕЭП и, возможно, новые форматы переосмысления специфической "многовекторности" времен президентства Кучмы.
Но один из основных вопросов надвигающегося сезона - с каким результатом удастся высшему руководству решить проблему сотрудничества правительства, главы государства и парламента, "опираясь на установленную Конституцией организацию государственной власти..., создание сбалансированной системы "сдерживаний и противовесов" между президентом, Верховной Радой и Кабинетом Министров..."