Универсал национального единства: первые шаги к ревизии
В этом году состоялось знаковое событие: президент Украины Виктор Ющенко всем политическим силам страны предложил новую качественную политику – политику национального единства и примирения.
Результатом этого стало подписание Универсала национального единства, в котором парламентские политические силы, в результате сложных переговоров и поисков компромисса, пришли к согласию относительно наиболее противоречивых вопросов внешнего и внутреннего развития Украины.
Вместе с тем, современная политическая практика показывает, что позиции лидера и представителей Партии регионов кардинально противоречат основным положениям Универсала. Об этом более детально поговорим ниже.
Первое: языковая проблема
Пункт 12 Универсала национального единства провозглашает: "Всестороннее развитие и функционирование украинского языка как государственного и языка официального общения во всех сферах общественной жизни по всей территории Украины – как основы самоидентификации народа и государства. Гарантирование каждому гражданину свободного использования во всех жизненных потребностях русского или другого родного языка соответственно Конституции Украины и Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств".
Под этими словами стоит и подпись лидера Партии регионов.
Но не успели высохнуть чернила на этом документе, как Виктор Янукович во время своего летнего рабочего визита в Сочи (Россия) заявил, что только отсутствие конституционного большинства в парламенте является препятствием для предоставления русскому языку статуса второго государственного.
Так когда премьер-министр высказывал свою позицию искренне: когда подписывал Универсал, или когда потом озвучил свою позицию в России?
Вдобавок, хочу напомнить представителям Партии регионов, что порядок использования языков национальных меньшинств, определенный Конституцией, соответствует международным конвенциям по защите прав человека.
Второе: вопрос вступления Украины в НАТО
В пункте 27 Универсала отмечается: "Взаимовыгодное сотрудничество с НАТО в соответствии с Законом Украины "Об основах национальной безопасности Украины" (в редакции, действующей на дату подписания этого Универсала).
Решение вопроса относительно вступления в НАТО по результатам референдума, который проводится после выполнения Украиной всех необходимых для этого процедур".
Недавно автор уже детально анализировал последние заявления Виктора Янукович о неподаче Украиной заявки на присоединение к Плану действий относительно обретения членства в НАТО.
При этом сознательно обошли вопрос соответствия этих заявлений Универсалу национального единства.
В частности, в Универсале есть ссылка на выполнение Украиной всех необходимых процедур для получения членства в НАТО. И только после этого возможным будет проведение референдума по НАТО.
Такие процедуры сформулированы в Плане действий относительно членства в НАТО (ПДЧ).
Премьер-министр абсолютно алогично аргументировал свою позицию: мол, сначала референдум, а потом ПДЧ.
Логика Универсала является абсолютно противоположной: выполняем процедуры, информируем население, потом выясняем мнение граждан. Кстати, хочу подчеркнуть, что присоединение к ПДЧ не означает автоматического вступления в НАТО.
Третье: Бюджет и социальная политика
В пункте 15 Универсала национального единства утверждено: "Повышение благосостояния граждан Украины, борьба с бедностью средствами эффективной и адресной социальной защиты, гарантирование достойной оплаты работы и справедливого пенсионного обеспечения".
Напомним основной избирательный лозунг Партии регионов - "Покращення Вашого життя вже сьогодні".
Известно, что правительство Еханурова обеспечило цену на газ 95 долларов за тысячу кубометров до конца этого года. А как улучшит положение наших граждан правительство Виктора Януковича?
Сейчас оптимисты говорят о цене 130-135 долларов, а пессимисты называют цифру в 160 долларов на следующий год.
Вот такое улучшение жизни граждан, которые ощутимо скажется на их карманах.
Возможно, улучшение своей жизни действительно ощутят отдельные граждане отдельных регионов. Но очень отдельные – владельцев больших предприятий, которым почему-то в Донецкой области возмещают НДС в таких размерах и внепланово, что и не снилось предпринимателям из менее привилегированных областей.
Антисоциальную направленность деятельности Партии регионов и правительства Януковича отображает и проект бюджета на 2007 год, который ощутимо урезает социальные гарантии, предложенные в программе Виктора Ющенко "Десять шагов навстречу людям".
В частности, поставлено под сомнение получение материальной помощи при рождении ребенка, предложено ограничение пенсий для работающих пенсионеров.
Проект бюджета-2007, фактически, ликвидирует систему упрощенного налогообложения. Это пагубно отразится на малом и среднем бизнесе, поскольку они снова столкнутся с чиновничьей волокитой и коррупцией.
Четвертое: кадровые увольнения
За первый месяц своей деятельности из высших органов исполнительной власти правительством Виктора Януковича по политическим мотивам было уволено около сорока должностных лиц - заместителей министров, заместителей председателей комитетов, начальников управлений, директоров фондов и т.п.
Главной их виной была причастность к оранжевому лагерю. Новооприделенные на те должности, как правило, были людьми из одного региона.
Последние попытки увольнения губернаторов, угрозы относительно увольнения министра юстиции Романа Зварича, главная вина которого состоит в стремлении обеспечить правовую чистоту правительственных действий - это ничто иное, как попытки "выпихнуть" из власти представителей других политических сил.
Понятно, что все эти проблемы ставят под сомнение выполнение Универсала национального единства, да и сам коалиционный процесс.
Думаю, что они будут детально проанализированы на заседании совета политической Партии "Народный Союз Наша Украина" и на заседании парламентской фракции "Наша Украина", которые состоятся на следующей неделе.
Игорь Жданов, член Совета Партии "Народный Союз Наша Украина"