Язык как динамит
С подачи внешних сил в предвыборную политическую риторику были вброшены спекулятивные темы геополитических ориентаций Украины, второго государственного языка, которые свелись в представлении критической массы избирателей к противоборству двух моделей развития, двух общественно-политических проектов.
Фактически, речь шла о взаимное противоборстве "двух Украин", "оранжевой" и "бело-голубой", одна из которых должна непременно выиграть, а другая – потерпеть поражение и раствориться в первой.
Эти деструктивные, с точки зрения создания нации и развития государства, темы разрешали разным политикам достигать максимального электорального эффекта на расширении и углублении этого политического конфликта как основной линии своих избирательных стратегий.
Мобилизация электората по данному принципу по советам политтехнологов и с ведома самых политиков запустила в действие механизм противостояния двух территорий, двух экономик, двух языков, двух геополитических ориентиров и, в конце концов, двух систем ценностей.
Это не что иное, как механизм саморазрушения нации. Нам объявлена война-стратегия, система нашей национальной консолидации отброшена на 15 лет назад.
Действующие политики вследствие собственной некомпетентности и отсутствия надлежащего государственным деятелям патриотизма не усматривают в этом угрозы для Украины, так как слишком проникаются угрозами для собственного доступа к рынку власти.
Такая ситуация является угрожающей как для украинского государства, так и для украинской демократии.
Во-первых, внутренний раскол ослабляет позиции государства на международной арене и приводит к уменьшению отпорной силы государства при посягательстве на наши национальные интересы.
Во-вторых, внутренний конфликт также несет в себе системные угрозы национальной безопасности, тормозит социально-экономическое развитие страны и составляет препятствие консолидации нации.
Языковая ситуация и статус
Уникальность языковой ситуации в Украине до последнего времени состоит в фантастической языковой толерантности населения.
По крайней мере в Киеве очень часто наблюдается двуязычный диалог – когда на вопрос на украинском языке отвечают по-русски и наоборот.
И дело здесь не в "невоспитанности" собеседников, ведь это никого не приводит в негодование, априори предполагается, что собеседник понимает оба языка. Отчасти это обусловлено ментальными особенностями украинства и историческими предпосылками, а отчасти внутренней структурой украинского общества.
Украиноязычные украинцы, русскоязычные украинцы и русскоязычные россияне количественно составляют соразмерные массивы, что обуславливает фактическое внутреннее равновесие. Благодаря этому треугольнику у нас нет противоречия и конкурентного противостояния двух разноязычных общин.
Но Украина является двуязычной страной по факту. Причем, наше двуязычие носит неформальный, но реальный характер.
Языковая ситуация в Украине очень отличается, например, от Латвии, где владение языком коренного населения является одним из критериев получения гражданства.
Русскоязычным гражданам Украины живется намного комфортнее в языковом плане. Ведь славянские языки значительно более близки друг другу, чем литовский, латышский или эстонская с русским.
Поэтому практически все граждане Украины по крайней мере понимают и русскую и украинскую речь, а абсолютное большинство при желании также пристойно овладевают обеими.
Больше того, знание русского для нас является несомненным конкурентным преимуществом. Неплохо было бы также знать и английский, но это, наверное, в будущем...
А пока что не все так идеально. Как украиноязычного украинца меня часто коробили сделанные в агрессивной форме замечания относительно необходимости говорить "государственным" языком.
То есть, вместо тактичной просьбы к собеседнику перейти на украинский, как более адекватной конкретной ситуации и обществу, подчеркивался государственный статус украинского языка.
Так будто по-краински можно говорить не добровольно и с удовольствием, а лишь по принуждению... То есть в общение людей невольно вмешивалось государство, которое принято воспринимать как аппарат насилия.
Естественно, что такие выпады некомпетентных "патриотов", которым не хватает аргументов, порождают стихийных оппонентов, которые в таком диалоге отыскивают свои аргументы.
Программное требование ряда политических сил относительно предоставления русскому языку статуса государственного – это уже политический аргумент, симметричный ответ.
Тем временем, всем гражданам Украины, и тем, что отдает предпочтение в бытовом общении украинскому, и тем, которые обходятся русским или любым другим, критически необходимо осознать, что обострение противоречий в языковом вопросе – это прямой путь к кризису национальной идентичности.
Кризис национальной идентичности
Когда политики говорят о необходимости объединить нацию, они забывают объяснить, каким способом это возможно сделать. Ведь нация – это не просто совокупность граждан, это органичная целосность.
Итак, объединить ее можно лишь через добровольное присоединение отдельных личностей к ядру нации путем собственного самоосознания и восприятия данной национальной идентичности.
Символическим и критически необходимым шагом к формированию второй (альтернативной) национальной идентичности в Украине может стать борьба за русский язык, как второй государственный.
Борьба за второй государственный язык в условиях тлеющего политического конфликта – это путь к осознанию себя как другой, альтернативной украинской, этнической нации, русскоязычной нации Юго-Востока.
Два альтернативных ядра одной политической нации неизбежно вступят в конкурентные взаимоотношения, порождая психологическую атмосферу нетерпимости языково-этнических групп по латвийской модели.
С той лишь разницей, что обе общины будут составлять граждане с одинаковым правовым статусом.
По известному выражению, Россия заканчивается там, где заканчивается русский язык. Недавние комментарии "языково озабоченного" МИД Российской Федерации относительно "притеснений" русского языка на Ивано-ФРанковщине лишь подтверждают отождествление Москвой русского языка и своих национальных интересов.
Итак, как и в странах Балтии, "русскоязычная нация" Украины получит мощную стратегическую поддержку со стороны Российской Федерации, для которой русский язык, русское православие являются геокультурным, а, следовательно, и геополитическим ресурсом.
У "русскоязычной нации" в условиях Украины, в зависимости от уровня пассионарности, может быть две жизненных стратегии:
* подчинять себе уже существующую украинскую нацию по белорусской модели, то есть становиться уже третьей Россией (Россия, Бело-Россия и Ново-Россия) с неминуемой языково-культурной изоляцией украиноязычных граждан на Западной Украине и сельской местности Центра).
* принимать второе русское гражданство на формально не русской территории (как в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии) с целью оторвать эту территорию от Украины и влиться в Российскую Федерацию (что будет означать фактическую потерю территории).
Развитие политического процесса в Украине в таком направлении создаст ситуацию "управляемого конфликта", источник решения которого будет у группы международных посредников, ведущую роль в которой будет отыгрывать страна "управляемой демократии" - Российская Федерация.
Таким образом, массовое владение украинцами русским языком из нашего преимущества превратится в геополитический ресурс соседнего государства, с которой Украина находится и будет находиться в конкурентных отношениях.
Нейтрализация угроз
Сегодня ясно, что для противодействия тренду национальной деструкции невозможно применять резкие силовые действия, которые могут привести лишь к конфронтации полярных точек зрения и обострения общественного противостояния.
Для преодоления системного общественного кризиса необходимо применить долгосрочную стратегию, базирующуюся на политической выдержке и общественной толерантности.
Процесс национального примирения будет требовать также определенных жертв на ресурсном, организационном и смысловом уровнях.
Противодействие сценария национальной деструкции может включать в себя следующие шаги:
1. объявление цены национального примирения – политическая и историческая амнистия, мораторий (до конца избирательного цикла) на просмотр статуса языков, изменение приоритетов внешней интеграции, сохранение общественного мира и общественного покоя, неуклонного экономического развития, гарантия личных прав и свобод всех без исключения граждан Украины, а также перспектива интеграции в "золотой миллиард".
2. формирование новой партийно-политической матрицы Украины на основе изменения сущности политического представительства. Партии должны представлять интересы социальных групп, а не территорий.
3. рационализация политики через осознанный выбор вместо эмоционального, интересы избирателей вместо электоральных симпатий, партийные идеологии и ценности вместо единоличных вождей.
Владимир Горбач, политический аналитик, для УП