Язык как динамит

Пятница, 29 сентября 2006, 11:49
Избирательные кампании последних лет вернули в Украину общественную конфронтацию образца конца 80-х – начала 90-х лет минувшие столетия.

С подачи внешних сил в предвыборную политическую риторику были вброшены спекулятивные темы геополитических ориентаций Украины, второго государственного языка, которые свелись в представлении критической массы избирателей к противоборству двух моделей развития, двух общественно-политических проектов.

Фактически, речь шла о взаимное противоборстве "двух Украин", "оранжевой" и "бело-голубой", одна из которых должна непременно выиграть, а другая – потерпеть поражение и раствориться в первой.

Эти деструктивные, с точки зрения создания нации и развития государства, темы разрешали разным политикам достигать максимального электорального эффекта на расширении и углублении этого политического конфликта как основной линии своих избирательных стратегий.

Мобилизация электората по данному принципу по советам политтехнологов и с ведома самых политиков запустила в действие механизм противостояния двух территорий, двух экономик, двух языков, двух геополитических ориентиров и, в конце концов, двух систем ценностей.

Это не что иное, как механизм саморазрушения нации. Нам объявлена война-стратегия, система нашей национальной консолидации отброшена на 15 лет назад.

Действующие политики вследствие собственной некомпетентности и отсутствия надлежащего государственным деятелям патриотизма не усматривают в этом угрозы для Украины, так как слишком проникаются угрозами для собственного доступа к рынку власти.

Такая ситуация является угрожающей как для украинского государства, так и для украинской демократии.

Во-первых, внутренний раскол ослабляет позиции государства на международной арене и приводит к уменьшению отпорной силы государства при посягательстве на наши национальные интересы.

Во-вторых, внутренний конфликт также несет в себе системные угрозы национальной безопасности, тормозит социально-экономическое развитие страны и составляет препятствие консолидации нации.

Языковая ситуация и статус

Уникальность языковой ситуации в Украине до последнего времени состоит в фантастической языковой толерантности населения.

По крайней мере в Киеве очень часто наблюдается двуязычный диалог – когда на вопрос на украинском языке отвечают по-русски и наоборот.

И дело здесь не в "невоспитанности" собеседников, ведь это никого не приводит в негодование, априори предполагается, что собеседник понимает оба языка. Отчасти это обусловлено ментальными особенностями украинства и историческими предпосылками, а отчасти внутренней структурой украинского общества.

Украиноязычные украинцы, русскоязычные украинцы и русскоязычные россияне количественно составляют соразмерные массивы, что обуславливает фактическое внутреннее равновесие. Благодаря этому треугольнику у нас нет противоречия и конкурентного противостояния двух разноязычных общин.

Но Украина является двуязычной страной по факту. Причем, наше двуязычие носит неформальный, но реальный характер.

Языковая ситуация в Украине очень отличается, например, от Латвии, где владение языком коренного населения является одним из критериев получения гражданства.

Русскоязычным гражданам Украины живется намного комфортнее в языковом плане. Ведь славянские языки значительно более близки друг другу, чем литовский, латышский или эстонская с русским.

Поэтому практически все граждане Украины по крайней мере понимают и русскую и украинскую речь, а абсолютное большинство при желании также пристойно овладевают обеими.

Больше того, знание русского для нас является несомненным конкурентным преимуществом. Неплохо было бы также знать и английский, но это, наверное, в будущем...

А пока что не все так идеально. Как украиноязычного украинца меня часто коробили сделанные в агрессивной форме замечания относительно необходимости говорить "государственным" языком.

То есть, вместо тактичной просьбы к собеседнику перейти на украинский, как более адекватной конкретной ситуации и обществу, подчеркивался государственный статус украинского языка.

Так будто по-краински можно говорить не добровольно и с удовольствием, а лишь по принуждению... То есть в общение людей невольно вмешивалось государство, которое принято воспринимать как аппарат насилия.

Естественно, что такие выпады некомпетентных "патриотов", которым не хватает аргументов, порождают стихийных оппонентов, которые в таком диалоге отыскивают свои аргументы.

Программное требование ряда политических сил относительно предоставления русскому языку статуса государственного – это уже политический аргумент, симметричный ответ.

Тем временем, всем гражданам Украины, и тем, что отдает предпочтение в бытовом общении украинскому, и тем, которые обходятся русским или любым другим, критически необходимо осознать, что обострение противоречий в языковом вопросе – это прямой путь к кризису национальной идентичности.

Кризис национальной идентичности

Когда политики говорят о необходимости объединить нацию, они забывают объяснить, каким способом это возможно сделать. Ведь нация – это не просто совокупность граждан, это органичная целосность.

Итак, объединить ее можно лишь через добровольное присоединение отдельных личностей к ядру нации путем собственного самоосознания и восприятия данной национальной идентичности.

Символическим и критически необходимым шагом к формированию второй (альтернативной) национальной идентичности в Украине может стать борьба за русский язык, как второй государственный.

Борьба за второй государственный язык в условиях тлеющего политического конфликта – это путь к осознанию себя как другой, альтернативной украинской, этнической нации, русскоязычной нации Юго-Востока.

Два альтернативных ядра одной политической нации неизбежно вступят в конкурентные взаимоотношения, порождая психологическую атмосферу нетерпимости языково-этнических групп по латвийской модели.

С той лишь разницей, что обе общины будут составлять граждане с одинаковым правовым статусом.

По известному выражению, Россия заканчивается там, где заканчивается русский язык. Недавние комментарии "языково озабоченного" МИД Российской Федерации относительно "притеснений" русского языка на Ивано-ФРанковщине лишь подтверждают отождествление Москвой русского языка и своих национальных интересов.

Итак, как и в странах Балтии, "русскоязычная нация" Украины получит мощную стратегическую поддержку со стороны Российской Федерации, для которой русский язык, русское православие являются геокультурным, а, следовательно, и геополитическим ресурсом.

У "русскоязычной нации" в условиях Украины, в зависимости от уровня пассионарности, может быть две жизненных стратегии:

* подчинять себе уже существующую украинскую нацию по белорусской модели, то есть становиться уже третьей Россией (Россия, Бело-Россия и Ново-Россия) с неминуемой языково-культурной изоляцией украиноязычных граждан на Западной Украине и сельской местности Центра).

* принимать второе русское гражданство на формально не русской территории (как в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии) с целью оторвать эту территорию от Украины и влиться в Российскую Федерацию (что будет означать фактическую потерю территории).

Развитие политического процесса в Украине в таком направлении создаст ситуацию "управляемого конфликта", источник решения которого будет у группы международных посредников, ведущую роль в которой будет отыгрывать страна "управляемой демократии" - Российская Федерация.

Таким образом, массовое владение украинцами русским языком из нашего преимущества превратится в геополитический ресурс соседнего государства, с которой Украина находится и будет находиться в конкурентных отношениях.

Нейтрализация угроз

Сегодня ясно, что для противодействия тренду национальной деструкции невозможно применять резкие силовые действия, которые могут привести лишь к конфронтации полярных точек зрения и обострения общественного противостояния.

Для преодоления системного общественного кризиса необходимо применить долгосрочную стратегию, базирующуюся на политической выдержке и общественной толерантности.

Процесс национального примирения будет требовать также определенных жертв на ресурсном, организационном и смысловом уровнях.

Противодействие сценария национальной деструкции может включать в себя следующие шаги:

1. объявление цены национального примирения – политическая и историческая амнистия, мораторий (до конца избирательного цикла) на просмотр статуса языков, изменение приоритетов внешней интеграции, сохранение общественного мира и общественного покоя, неуклонного экономического развития, гарантия личных прав и свобод всех без исключения граждан Украины, а также перспектива интеграции в "золотой миллиард".

2. формирование новой партийно-политической матрицы Украины на основе изменения сущности политического представительства. Партии должны представлять интересы социальных групп, а не территорий.

3. рационализация политики через осознанный выбор вместо эмоционального, интересы избирателей вместо электоральных симпатий, партийные идеологии и ценности вместо единоличных вождей.

Владимир Горбач, политический аналитик, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде