Бюджетная опасность

Четверг, 28 сентября 2006, 14:49
В представленном проекте государственного бюджета заложено по крайней мере три угрозы национальной безопасности страны.

Во-первых, пытаясь ослабить президента, правительство через бюджет начинает давить на местную исполнительную власть и силовые органы.

Во-вторых, подрывается экономическая безопасность страны. С одной стороны, бюджет сокращает даже незначительные имеющиеся стимулы для обновления оснащения.

В итоге - изношенная экономика станет еще более изношенной. С другой - государство рискует потерять контроль над предприятиями, стратегически важными для страны.

В-третьих, вместо усиления энергетической безопасности страны, правительство взялось за перекройку финансовых потоков в топливно-энергетическом секторе.

В частности, не исключено, что изменения в системе рентных платежей, которые могут снизить инвестиции в добычу энергоносителей, осуществлены под энергетические "прожекты" одной политической силы.

1. Война против президента за госадминистрации и силовиков – риск для национальной безопасности

Первый вывод, который напрашивается после детального изучения законопроекта: если госбюджет будет принят в таком виде, он значительно усилит административное влияние правительства Януковича в его борьбе с президентом.

Во-первых, когда писали бюджет, правительство вспомнило, что местные госадминистрации являются частью исполнительной власти. Конечно, чтобы полностью поставить под контроль "местных князей", правительству необходимо внести изменения в Конституцию.

Но 300 голосов нет, и, по причине нынешней политики Кабмина "нагибай и властвуй", "регионалам" не следует в ближайшее время рассчитывать на конституционное большинство в парламенте.

В то же время чиновника контролирует не только тот, кто его назначает и увольняет, но и тот, кто его финансирует, кто контролирует финансово-хозяйственную деятельность его ведомства.

И если по действующей ст. 47 закона "О местных государственных администрациях", "маленькие" и "большие" губернаторы могут в рамках выделенных ассигнований сами отпределять предельную численность кадрового состава администрации, ее фонд оплаты труда, то в представленном проекте бюджета сразу три нормы (п.56 ст.76, ч.1 ст.97 и ст.98) передают это право наверх – в Кабмин.

То есть, фактически правительство хочет получить право непосредственно вмешиваться в финансовую и хозяйственную деятельность всех областных, районных и городских (Киева и Севастополя) госадминистраций.

Понятно, что такие изменения укрепят влияние правительства Януковича на региональную власть. Но сделают ли они местные госадминистрации более дееспособными? Едва ли.

Во-вторых, правительство продолжило начатую еще два года назад "децентрализацию" силовых органов.

В частности, напомним, что в начале марта 2004 года, в рамках конституционной реформы Кучмы-Медведчука, Верховная Рада приняла изменения в закон относительно местной милиции.

Эти поправки предоставляют возможность местным советам создавать собственные милицейские подразделения по согласованию с МВД, причем назначение и увольнение начальников таких подразделений должно быть обязательно согласовано с соответствующим советом.

Два года подряд - 2005 и 2006 - действие этого закона приостанавливали законами о бюджете. На этот раз правительство планирует ввести закон в действие - ст.139 законопроекта.

Предложенные законом процедуры назначения и увольнения руководителей существенно уменьшат влияние руководства МВД на целые подразделения местных управлений милиции.

В Украине возникнет около тысячи "вооруженных формирований", которые будут зависеть не столько от государственной власти, сколько от партий или коалиций партий, которые контролируют местный совет.

А это уже угрожает не только ослаблением президентского влияния на регионы, но и вообще национальной безопасности страны.

Еще одно "ноу-хау" правительства – сокращение социальных выплат силовикам – дошло даже до приостановления действия нормы, которая гарантирует помощь семьям погибших и покалеченных при исполнении служебных обязанностей работников.

Правительство хочет также приостановить нормы законов, которые дают возможность президенту определять стандарты социальной помощи работникам СБУ, Генпрокуратуры, других силовых органов. Опять-таки, с точки зрения национальной безопасности и борьбы с коррупцией, эти планы являются опасными.

2. Война против бизнеса: инвестиции и инновации – избранным, стратегические предприятия – себе

Основной лозунг главного автора проекта госбюджета первого вице-премьера Николая Азарова: стимулировать инвестиционную и инновационную деятельность в украинской экономике.

Действительно, для страны, где 60% основных фондов физически изношены, а более чем 90% – морально устаревшие, это очень актуальные слова.

В то же время, как видно из ст.9 законопроекта, при таком бюджете инвестиции и инновации смогут реализовать далеко не все.

Рядом с пунктами о восстановлении льгот для свободных экономических зон можно найти п.11 ст.9, который существенно ухудшает условия инвестирования в обновление производственных мощностей.

Сейчас действует пункт закона "О налогообложении прибыли предприятий", согласно которому средства на ремонт производственных мощностей или, скажем, здания организации, могут быть отнесены к валовым затратам (то есть это уменьшает сумму, которая облагается налогом на прибыль), которые не превышают 10% окончательной стоимости ВСЕХ основных фондов.

Таким образом, если на балансе предприятия есть здание, у него не возникнет проблем с обновлением компьютера или офисной техники и отнесением израсходованных средств на валовые затраты.

Что же предлагают члены правительства? Рассчитывать упомянутые 10% по каждой амортизационной группе в отдельности.

То есть сумма, которую можно освободить от обложения налогом на прибыль, уменьшается существенно. В особенности это касается ремонта и обновления фондов по ІІ-IV амортизационных группах - средства производства, автомобили, компьютеры, офисная техника.

Таким образом, снижаются стимулы для инвестиций в обновление основных фондов.

Особого внимания требуют 11 и 12 приложения к проекту бюджета на 2007 год. В первом приложении приведены  479 предприятий, которые должны быть приватизированы в 2007 году, во втором – 48 предприятий, которые вычеркиваются из перечня объектов, которые не подлежат приватизации.

Взгляните на эти списки. Кроме сахарных заводов и АТП, в них можно найти очень интересные объекты. Например, "Харківметробуд" и "Дніпрометробуд". Или, скажем, трест "Південатоменергобуд" - предприятие, которое в свое время строило Чернобыльскую АЭС.

Или ОАО "Кварцсамоцвіти", которое владеет уникальными волынскими месторождениями самоцветов, габбро и лабродитов и на протяжении последних 4 лет методически загоняется в банкротство.

Или Опытно-экспериментальный завод №20 гражданской авиации – киевское предприятие, которое специализируется не только на изготовлении бортовой техники для самолетов, но и на спецоборудовании для магистральных газопроводов. Причем, учитывая расположение этого и многих других объектов, покупателя может интересовать не только сам завод, а территория в центре Киева.

Автору удалось насчитать не менее 20 объектов в приложении №11 и 9 объектов в приложении №12, которые само же правительство Януковича специальным постановлением признало предприятиями, которые являются важными для национальной безопасности Украины. Это произошло как раз накануне третьего тура президентских выборов.

Итак, согласно содержанию того постановления правительства Януковича, запрещалось приватизировать "Сумихімпром", донецкий "Точмаш", ровенский "Газотрон", Львовский локомотиворемонтный и Киевский "Транссигнал". А теперь все эти предприятия, согласно приложениям к законопроекту о бюджете, этим же правительством Януковича выставляются на продажу.

То есть, это значит, что подход правительства Януковича "до безобразия прост": мы уходим из власти – стараемся приостановить приватизацию стратегических предприятий, возвращаемся к власти – принимаем противоположное решение.

Тем более, что согласно украинскому приватизационному законодательству, при приватизации каждого предприятия можно предьявить такие требования к покупателям, что большинство ненужных конкурентов автоматически отпадет - вспомните, как приватизировали НЗФ.

3. Правительство против бюджета – сомнительные доходы, нескромные расходы, новые схемы заработка

Очевидно, что бюджетными расходами правительство старается, во-первых, выполнить свои предвыборные обещания. Например, финансирование министерства угольной промышленности "нарастили" до 5 млрд. грн!

И, во-вторых, использовать бюджетное финансирование как рычаг влияния на министерства, подконтрольные президенту. Их финансирование или сокращается (как например в МИД – на 40 млн. грн.), или увеличивается, по сравнению с динамикой прошлых лет, очень незначительно (минобороны – возрасло на 280 млн. грн.).

Еще один показатель – кардинальные изменения в рентной политике. Причем, система сбора рентных платежей существенно меняется именно в отрасли добычи природного газа.

Если раньше система зависела от глубины добычи, то теперь существенные льготы предоставляются именно для добычи газа из морского шельфа (на суше 50 грн. с 1 тыс. кубометров, на шельфе – 10 грн.).

Действительно, затраты на добычу из шельфа, как правило, в 8-9 раз выше, чем на суше. Но на нефть почему-то "морские льготы" не распространяются.

Прибавим к этому недавнее заявление министра по охране природной окружающей среды Василия Джарти, что, мол, компания Vanco International допускает серьезные нарушения при разработке газовых месторождений на Прикерченській газоносному участку.

А еще – заявление министра топлива и энергетики Юрия Бойко о необходимости "ориентироваться на выдачу лицензий на разработку шельфа компаниям, которые поставляют энергоресурсы населению" - то есть на дочерние компании НАК "Нефтегаз".

А еще – увольнение бывшего зятя Кучмы Игоря Франчука с "Чорноморнафтогазу" – единственной государственной компании, которая управляет уже действующими газовыми месторождениями на шельфе.

Возможно, это все – части одной мозаики.

Может, с помощью разных механизмов, в том числе бюджета, создается "режим наибольшего содействия" одной государственной компании, которая будет заниматься на льготных условиях добычей газа?

А, может, все это делается для того, чтобы сверхприбыль оседала в карманах тех должностных лиц, которые эту компанию контролируют?

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде