Бюджет развития тени
Если учесть, что в восточную Европу газ продается по 250 долларов за тыс. куб. м, то реэкспорт может дать посредникам свыше 300 гривен за каждую тысячу кубов газа.
Расчет следующий. 95 долларов за тыс. куб. м - это цена газа на восточной границе Украины. 16 долларов за тыс. куб. м - это стоимость транспортирования к западной границе (если взять тариф установленный для русского газа в 1,6 долл. за тыс. кубометров на 100 км газопровода и учесть, что расстояние транспортирования составляет не больше 1000 км). Итак, валовой доход составит 139 долларов, или 702 гривны за тыс. куб. м, или 702 миллиона гривен за каждый миллиард кубов реекспортованого газа.
Кому же планируется отдать эти 700 гривен за тысячу кубов? Дело в том, что экспортная таможенная пошлина на газ установлена бюджетом-2007 лишь в 400 грн за тыс.куб. м, статья 6. Следовательно, 400 гривен пойдут государству, а фирме-посреднику достанется 300 гривен за тысячу кубов.
Еще более выгодным будет экспорт украинского газа собственной добычи. Стоимость газа как товара отпущенного добывающим предприятием сегодня составляет 254 гривны за тыс. куб. м. Средний расчетный тариф на транспортирование газа по магистральным трубопроводам установлен в 31,95 грн. за 1 тыс. куб. м.
Таким образом, при продаже на экспорт по 250 долл. (1263 грн) общий доход составит 977 грн, из которого, согласно проекту бюджета, 400 грн достанется государству, а 577 гривен - фирме-посреднику. Это в 7 раз превысит прибыль самых газодобытчиков, которая составляет около 80 гривен на тысяче кубов (см. таблицу).
Состав розничной цены газа для населения по тарифам установленными 1.07.06 и рентной платой согласно проекту бюджета на 2007 год, грн.
с НДС | без НДС | |
Цена на газ для населения | 444 | 370 |
Доход посредников | 30,6 | 25,5 |
Расчетный средний тариф на снабжение региональными предприятиями | 24,6 | 20,5 |
Общий тариф на транспортирование магистральным трубопроводом | 84 | 70 |
Цены газа как товара (без транспорта) | 304,8 | 254 |
Рентная плата за газ предложенная на 2007 год | 50 | |
Цена производителя без рентной платы, цена с буровой скважины | 204 | |
Прибыль производителя | 80 | |
Себестоимость добычи | 124 |
По данными НКРЭ и Минэкономики
Интересно, что проект закона о бюджете-2007 требует, чтобы газ украинского производства обязательно продавался только одной фирме – "непосредственно субъекту, уполномоченному Кабинетом Министров Украины" – на формирование ресурса "для потребностей населения". При этом правительство следит, чтобы газ не продавали "в других целях" и пугает нарушителей "семикратным размером рентной платы", см. статью 4.
Возникает вопрос: зачем "формировать ресурс" дешевого газа якобы для населения, если население дешевого газа уже не понюхает? Янукович с Азаровым откровенно пользуются властными полномочиями для обеспечения обогащения "непосредственно субъектов, уполномоченных Кабмином".
Для того, чтобы выгоды от операций с газом достались не олигархам, а народу, необходимо экспортную таможенную пошлину на за газ собственной добычи установить в 900 грн за тыс.куб.м., а не в 400; а таможенную пошлину на реэкспорт иностранного газа – в 650 грн.
На каждый миллиард куб. м. экспорта это принесет дополнительных поступлений в бюджет в 500 и 250 миллионов гривен соответственно.
Борьба за таможенную пошлину и ренту фактически является борьбой против ограбления Украины.
Владимир Рябошлик, Заместитель Министра экономики в отставке
"УП" обратилась за комментариями в НАК "Нефтегаз Украины", чьи интересы непосредственно задевает предлагаемое повышение экспортной таможенной пошлины. Константин Бородин, спикер компании, прислал развернутое обоснование позиции НАКа по этому поводу:
"Господин Рябошлик строит свои тезисы на оценке экспорта газа из Украины в 2005 году в объеме 5 млрд. куб м. Тем не менее, именно во время работы господина Рябошлика на должности заместителя Министра экономики тогдашнее Правительство своим постановлением ввело запрет на экспорт газа с территории Украины (Распоряжение КМУ №218-р от 24.06.2005). Следует заметить, что движущей силой этого решения было само Министерство Экономики.
Последствием правительственного запрета на экспорт газа стала потеря позиций НАКа на внешних рынках. Вместо запланированных 5 миллиардов кубометров, компания в 2005 году поставила на экспорт только 2,3 млрд. куб. м., что привело к сокращению экспортной выручки Компании в объеме 600 млн. долл.
Экспортные доходы НАК "Нефтегаз Украины" традиционно направлялись на компенсацию потерь Компании от снабжения населения газом по цене ниже себестоимости его добычи. Запрет на экспорт газа опосредствованно привел к необходимости повысить тарифы на газ для населения Украины.
Распоряжение КМУ, которое запрещает Компании экспортировать газ, до сих пор не упразднено. Вследствие этого "объемы вывоза газа", которые "неизвестны" Владимиру Рябошлику, в текущем году составят около 8 млн. куб. м, что в 625 раз меньше, чем планировалось в 2005 году.
В конце концов, экспорт газа с территории Украины в 2007 году, о "правильном налогообложении которого" рассуждает господин Рябошлик, является невозможным в принципе, причем по ряду причин.
Во-первых, пункт 4 Соглашения от 4 января 2006 г. между НАК "Нефтегаз Украины", ОАО "Газпром" и компанией "РосУкрЭнерго" предусматривает формирование "годового товарного баланса газа компании "РосУкрЕнерго" исключительно для последующей реализации на внутреннем рынке Украины без права его реэкспорта".
Во-вторых, ресурсов газа собственной добычи (который соответственно постановлению КМУ №1729 поставляется исключительно населению) в холодные месяцы не хватает даже для обеспечения этой категорий потребителей. Учитывая это, экспорт украинского газа сегодня является невозможным.
В-третьих, межправительственное соглашение "О дополнительных мерах по обеспечению транзита русского природного газа на территории Украины" от 4 октября 2000 года (премьер-министр – В.Ющенко, вице-премьер-министр по ТЭК – Ю.Тимошенко) прямо запрещает НАК "Нефтегаз Украины" осуществлять экспорт газа в объемах, превышающих 1 млрд. кум. г без согласования с ОАО "Газпром".
Предложенное В. Рябошликом увеличение рентной платы на добычу газа приведет лишь к дальнейшему ухудшению состояния отечественных добывающих предприятий, которые в течение последних семи лет несли многомиллионные убытки на операциях по продаже газа населению по фиксированным ценам."