Янукович или Ющенко – прогноз результатов противостояния
Из автоматического и полуавтоматического стрелкового оружия Кабинет министров лучше всего обстреливать из Мариинского парка напротив.
В этом плане Секретариат президента, который занимает бывший дом киевского штаба округа времен царизма и вместе с тем располагает большей высотой, намного лучше защищен.
Впрочем, если использовать ракеты, то любая точка на властных холмах может попасть под удар.
Такими могли быть последствия двоевластия, если бы мы жили, например, в России, где каждый раз из двух центров власти выживает только один вследствие кровавой бойни, а то и гражданской войны.
Только не в Украине – это не в наших традициях.
Можно не аппелировать к временам полнейшей неразберихи во время гражданской войны, когда одновременно сосуществовали и Скоропадский, и Петлюра, и десяток атаманов, и рабочее правительство в Харькове.
Достаточно припомнить 1993-1994 годы, когда Иван Плющ практически создал параллельный центр руководства государством из парламента, невольно реализовав принцип "Вся власть советам", стараясь образовать вертикаль через председателей советов всех уровней.
Это стало ответом на создание президентской вертикали Леонидом Кравчуком – так называемых представителей президента в области и районе.
Да и это происходило на фоне предоставления чрезвычайных полномочий правительству Кучмы в законодательной сфере.
Много политиков хорошо помнит те времена по собственной практике. Декреты Кабинета министров противоречили указам президента на фоне отсутствия соответствующих законов Верховной Рады.
Именно в это время Борис Ельцин послал танки, требуя роспуска Государственной Думы. Именно тогда Альберт Макашов с несколькими десятками автоматчиков начал – к счастью, неудачный – штурм "Останкино". Но в РФ была лишь угроза образования второго центра власти, а в Украине в те дни их уже существовало целых три. И ни одного выстрела или переворота – темперамент не тот.
Итак, господа украинцы, бояться ничего, не стреляли тогда, не начнут и теперь. Но не менее серьезные последствия противостояния президента и правительства обязательно будут.
Прежде всего, это отразится на экономике. Президент уже сегодня заявляет о своем несогласии с выборочной компенсацией НДС, которая может означать лишь политическую коррупцию правительства.
Оппозиция уже сейчас подвергает критике сокращение финансирования социалки в бюджете 2007 года. Попробуем смоделировать ситуацию.
Не получив достаточных рычагов влияния на коалицию, "Наша Украина" усилит оппозиционный блок БЮТ.
Соответственно, оппозиция окончательно обопрется на возможности президента, как главы государства, который продолжает руководить государственными администрациями в областях и районах.
Правда, превосходство президента, например, для руководителя Луганской администрации теперь довольно сомнительно. Демонстративное невизирование премьером указа президента будет означать для него сигнал к началу тихого саботажа, а то и демонстративного сопротивления.
В поиске естественных союзников в противостоянии с президентом, премьер неизбежно прийдет к необходимости более тесного контакта с председателем Верховной Рады.
Используя свой блестящий тактический талант, который значительно превышает все остальные человеческие качества, Александр Мороз станет ключевым политиком наступающего времени.
Именно он сможет пойти на компромиссы с Ющенко, не рискуя навредить своей популярности среди избирателей. Именно к нему вынужден будет прислушиваться Янукович, не желая потерять ключевого союзника в этой тихой украинской войне.
Основные политические баталии развернутся вокруг возможного возвращения к президентской республике благодаря решению Конституционного Суда. Это будет стимулировать "донецких" взять от жизни за все как можно более короткий срок пребывания у власти.
Со своей стороны, Мороз будет активно стимулировать принятие закона о местном самоуправлении, добиваясь выполнения сверхзадания – проведения выборов председателей местных советов прямым голосованием всех избирателей и создания вертикально-интегрированной системы: "председатель Верховной рады - председатель областного совета – председатель районного совета", которая могла бы составить конкуренцию системе "президент-областная администрация-районная администрация".
А для учета интересов власти Партии регионов, каждый председатель совета может стать председателем исполкома и получить полномочия исполнительной власти, подчиняясь исключительно правительству.
На практике же избрание глав советов голосованиям внизу может означать перенесение горизонтального противостояния в верхнем эшелоне власти в Киеве на межобластной уровень.
Ведь известно, что разные регионы кардинально по-разному проголосовали на парламентских выборах. Дайте реальную власть избранным областным советам, и вскоре раскол страны произойдет неизбежно, если не де-юре, то уж точно де-факто. Но это лишь политическая угроза.
С другой стороны, лоббистские правительственные решения, которые войдут в конфликт с указами президента, (которые будут отражать справедливые требования оппозиции) принесут в экономику реальное смятение.
Чтобы понять, как это бывает, достаточно упомянуть об указе президента Кравчука, который появился, как гром среди ясного неба в апреле 1993 года и согласно которому (вопреки всем законам) в обращение поступило несколько триллионов купонов, что окончательно подорвало курс и так нестабильной украинской денежной единицы.
Не менее парадоксальным было и решение Кабинета министров под руководством Кучмы о внедрении официального курса купоно-карбованца в августе 1993 года.
Благодаря этому сугубо лоббистскому шагу несколько приближенных к власти структур получили право покупать доллары по низкой цене.
В то время как остальной бизнес пользовался намного более высоким курсом Межбанковской биржи.
Результат известный – в некоторых товарных группах за 1993 год цены возросли в 10 000 раз, а вообще инфляция по стране достигла нескольких тысяч процентов.
В итоге, можно прогнозировать, что обстрела Кабинета министров или Секретариата президента в ближайшем году мы не увидим. Однако можем стать свидетелями захватывающей мыльной оперы, а, точнее, политической игры, которая может отвлечь нас от вымывания доходов из наших карманов.