Витя-Контрасигнация
Проделки Виктора Януковича у Брюсселе, что положили конец несмелым надеждам приверженцев евроатлантической интеграции на то, что НАТО предоставит План действий для получения членства стране, в которой главой правительства стал человек, обвиняющийся в фальсификации выборов, кажутся в самом деле детскими шалостями в сравнении с технологиями захвата власти внутри страны.
На данный момент такой опасной технологией является попытка узурпации права президента издавать указы и распоряжения для выполнение своих конституционных полномочий.
О том, что Януковичу надоело выслушивать нотации президента, уже писали в "УП" и других изданиях. Однако, похоже на то, что раздражение начинает воплощаться в политических и совсем не конституционных формах.
К быстрым шагам команду Януковича очевидно подтолкнули заявления Бориса Тарасюка и Анатолия Гриценко о том, что мысли или решении премьер-министра ничего не весят сравнительно с решением, принятым Советом национальной безопасности и обороны и воплощенным в соответствующем указе президента.
Возможно, в этот момент Янукович припомнил, как в феврале 2003 года его "опустил" Леонид Кучма в конфликте с тогдашним председателем "Нефтегаза Украины", нынешним министром топлива и энергетики Юрием Бойко. Прецедент был создан указом президента от 28.02.2003 №178/2003, согласно которому было упразднено постановление КМУ "Вопрос НАК "Нефтегаз Украины" от 18.01.2003 №46.
Постановление предусматривало передачу Минтопливэнерго, а по сути – группе Гайдука-Ермилова – полномочий по управлению государственными корпоративными правами "Нефтегаза Украины".
Было это сделано без уведомления Кучмы, который в это время путешествовал по дружесвенным странам Ближнего Востока. Сразу по возвращении президент поставил "донецких" на место и под страхом увольнения запретил Януковичу прибегать к самодеятельности.
Чтобы не допустить повторения ситуации с Ющенко, в информационном пространстве началась превентивная атака на президента, цель которой – отрицать его право давать приказы правительству. Более того, "донецкие" надеются.
На пресс-конференции 20 сентября вице-премьер-министр по гуманитарным вопросам Дмитрий Табачник заявил о том, что проект закона "О Кабинете министров" содержит норму о контрассигнации премьер-министром Украины отдельных актов президента.
При этом Табачник ссылался на часть четвертую статьи 106 Конституции, которая предусматривает скрепление подписями премьер-министра Украины актов президента при: назначении и увольнении глав дипломатических представительств Украины, введении в действие решений Совета национальной безопасности и обороны Украины, введения чрезвычайного состояния в Украине или отдельной местности; образовании судов.
Еще одним интересным моментом для непосторонних наблюдателей может быть тот факт, что о существовании такой новеллы в проекте закона "О Кабинете министров" впервые сообщило "Зеркало недели".
Для президентской вертикали это был "желтый свет": нужно было выходить и формировать общественное мнение. Теперь придется думать, как в очередной раз отреагировать на информационно-юридическую атаку со стороны конкурирующего центра власти.
Очередным этапом атаки стало обнародованние информации о возвращении Секретариатом Кабинета министров ряда указов президента, вышедших в августе-сентябре этого года.
Итак, состоянием на 14.00 21 сентября, Кабинет министров, по словам первого заместителя министра Кабинета Министров Украины – руководителя правового управления Александра Лавриновича, в Секретариат вернут три указа относительно назначений и увольнений послов и четыре – относительно изменений количественного состава судов и ликвидации одного воинского суда.
Заметим, что интервью Лавриновича УНИАНу, и вообще – действия Секретариата Кабинета министров могут быть не больше, чем очередной провокацией, направленной на выяснение способности президентского окружения держать удар, способности, в частности, Секретариата оперативно анализировать и реагировать на "нештатную" ситуацию.
Очевидно, команда Януковича хочет, чтобы команда Ющенко расценила действия Кабмина как "предпоследнее китайское предупреждение" накануне оглашения решения РНБОУ по ситуации в Крыму и оборонительному бюджету.
Тем не менее, сами того не подозревая, советники Януковича толкнули своего шефа на очень тонкий лед. Никакого права контрассигнации актов президента у премьер-министра нет, по крайней мере, согласно действующему законодательству Украины. Очевидно, к сожалению или к счастью, рядом с ними не было такого тонкого знатока юриспруденции, как Виктор Медведчук.
Ну а как же часть четвертая статьи 106 Конституции? А с ней все обстоит благополучно. Как и все в порядке с действующими Законами Украины, которые определяют порядок принятия решений СНБОУ, введения чрезвычайного положения и создание и ликвидацию судов.
Итак, все по порядку. СНБОУ является коллегиальным органом в сфере национальной безопасности, в состав которого также входят и премьер-министр. В соответствии с действующей редакцией закона "О Совете национальной безопасности и обороны Украины" от 05.03.1998 №183/98-ВР, определяется порядок функционирования этого органа.
Согласно статье п.4 Ст.12 Закона, члены СНБОУ имеют возможность только "высказывать в случае необходимости свою собственную мысль относительно проектов решений СНБОУ".
В статье 10 "Решения СНБОУ" нет ни одного слова о том, что скреплением или не скреплением своей подписью премьер-министр может приостановить действие решения СНБОУ.
Если эта норма отсутствует, то значит, что премьер-министр имеет не полномочие, а конституционную обязанность скреплять решение Совета. Тем более, что решения утверждаются только двумя третями от состава РНБОУ.
Разумеется, закон принимался под Кучму, тем не менее, это никак не влияет на его действие. Президент действительно может давать директивы правительству напрямую. Если кому-то из членов правительства это не нравится, у них есть право подать в отставку.
Похожая ситуация с введением чрезвычайного состояния. Действующая редакция закона "О правовом режиме чрезвычайного положения" от 16.03.2000 № 1550-III также не предусматривает применения контрольной процедуры контрассигнации со стороны премьер-министра в случае принятием президентом указа о введении чрезвычайного состояния. Достаточно перечитать статьи 5 и 6 этого закона.
Единственная функция, которую имеет Кабинет министров, это внесения президенту предложения о введении чрезвычайного положении в случае "возникновения в особенности тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера" (ч.4 ст.5).
Что же касается случаев внедрения ЧП в случае осуществления терактов, межнациональных конфликтов, массового перехода границы с территориями соседних государств, возникновения массовых безпорядков и (внимание, советники премьер-министра!) попыток захвата государственной власти или изменения конституционного порядка, президент единолично, по предложению СНБОУ дает соответствующий указ. Лишь Верховная Рада на протяжении двух дней имеет полномочия утвердить или отклонить его.
В конце концов, что касается порядка образования и ликвидации судов, то, согласно действующей редакции закона "О судоустройстве Украины" от 07.02.2002 №3018-III, премьер-министр даже не упоминается как субъект – участник принятия соответствующих решений, в отличие от министра юстиции и гловы Верховного суда (ст.20).
Единственная загвоздка получается с назначением глав диппредставительств Украины. Действительно, соответственно положениям ст. 13 закона "О дипломатической службе", указы президента по этим вопросам скрепляются подписями премьер-министра и министра иностранных дел Украины.
Тем не менее именно, норма закона "О дипломатической службе", по сравнению с другими упомянутыми законами, подтверждает тезис о том, что премьер-министр только там может найти для себя дополнительные рычаги влияния, где для этого есть правовые зацепки. А так – извините.
Из всего этого вытекает, что на данный момент Виктор Янукович не может приостанавливать или возвращать указы президента по своему усмотрению. Сначала придется вносить изменения в соответствующие законы, так как Конституционный суд, при всем желании "донецких", этого делать не может. И даже принятия соответствующих изменений очевидно будет заблокировано ожидаемым вето президента.
Так что в этой ситуации можно посоветовать "донецким" перестать играть в слишком сложные для реализации игры, а команде президента – не апеллировать сразу к Конституционному суду, а созвать СНБОУ и возвращать премьера и его Секретариат в конституционные рамки пока не поздно.