Бюджет Азарова: смертельный выстрел по либерализованной экономике
Проект госбюджета, подготовленный Азаровым, а также брюссельские заявления Януковича начали новый виток экономической и политической борьбы между двумя лагерями, которые исповедуют противоположные экономические и политические курсы развития страны.
В Украине за последние полтора года сменилось три правительства, и после парламентских выборов 2006 года формируется третья коалиция. С учетом того, что в прошлом году в Верховной Раде де-факто существовали две коалиции (до Меморандума и после), а с начала 2006 года – не было ни одной, то за неполных два года будем иметь 5 коалиций и в придачу – период политической анархии!
На смену правительства большого капитала Януковича образца 2004 года пришел лево-центристское правительство Тимошенко (в котором, правда, одна лишь премьер-министр представляла собственную политическую силу), которое через семь месяцев сменило право-либеральное правительство Єханурова, и снова, через год – снова правительство Януковича образца 2006 года, который представляет один и тот же олигархический капитал, и который по своей сути должен быть очень либеральным для "своих" и не очень – для всех остальных.
Такая катавасия с правительствами и коалициями, а следовательно, с политическими и экономическими курсами страны, не может быть фактором постоянного экономического развития Украины. Но лучше никуда не идти, чем идти в неправильном направлении.
Первое, что бросается в глаза в бюджете на 2007 год, это то, что возрастание ВВП прогнозируют на уровне 6,5%, а возрастание доходов госбюджета – на 14%. То есть следует ожидать, что почти 12 миллиардов гривен будут привлечены в бюджет не за счет возрастания экономики Украины, а сугубо за счет увеличения фискального давления на предприятия.
Причем отнюдь не на государственные предприятия (так как в Украине даже государственные монополии, включая Нафтогаз и Укрзалізницю, являются убыточными), ни на большие предприятия, которые належат олигархам.
Азаров, как автор бюджета-2007, чудесно знает, как обеспечить сбор налогов в нужном объеме.
Поэтому: представители малого и среднего бизнеса, готовьтесь! Как минимум с начала 2007 года налоговая больше не будет принимать налоговые декларации с убытками, а, скорее всего, снова, как в 2004 году, для всех обычных предприятий будет установлен заданный уровень рентабельности от 1% и выше.
Либеральное правительство Еханурова, который за год своей работы минимально вмешивался в экономику, чем на фоне "естественного" возрастания экономики за семь месяцев 2006 года на уровне 5,5% за год обеспечил возрастание реальных доходов населения в тот же период на уровне 20%.
Подобная ситуация наблюдалась и весь 2005 год: на фоне официального возрастания ВВП на уровне 2,5%, реальные доходы населения выросли на 20,1%. Кстати, розничный товарооборот в 2005 году вырос практически на такой же показатель – 21,8% (среди стран СНГ, где большее возрастание продемонстрировал лишь Туркменистан – 26,1%).
Очевидно, что в 2005 и первой половине 2006 года состоялась определенная детентзация доходов и государства, и населения. Государства – за счет детенизации доходов предприятий, прежде всего больших, населения – за счет увеличения уровня официальных зарплат, пенсий и социальных выплат.
Оба правительства и Тимошенко, и Еханурова в своей деятельности исповедовали режим наибольшего содействия малому и среднему бизнесу, а бремя налоговой нагрузки направили на большие предприятия, в том числе и государственные.
Инвестирование в экономику Украины происходило, в основном, через увеличение доходов и затрат населения, то есть на сугубо капиталистических либеральных принципах "невидимой руки".
За полтора года работы оранжевых правительств малый и средний бизнес глотнули немного свежего воздуха. В Киеве и многих регионах уровень вымогательства среди представителей власти значительно уменьшился. То есть чиновники продолжали брать взятки, но, в основному, как вознаграждение за определенный "сервис", а не в виде прямых угроз организовать "неприятности".
Вместе с тем за полтора года померанцевой власти практически ничего не изменилось на Донбассе: предприниматели как платили за криминальную или чиновничью крошу, так и продолжают платить.
Итак, за пятнадцать лет независимости и за время деятельности 13-ти правительств, можно сделать вывод: для экономики Украины, инвестиционного и предпринимательского климата лучше либерального правительства с политикой минимального вмешательства в экономику ничего пока что не было.
При этом политика Нацбанка должна носить профессиональный и максимально независимый от правительства характер. В таком случае именно Нацбанк несет ответственность и регулирует макроэкономические показатели через свои рычаги кредитно-денежной политики, а правительство больше опекается микроэкономическими показателями.
Что и происходило де-факто при правительствах Тимошенко и Еханурова, и что правительство Януковича будет стараться сломать.
Уже сейчас ясно, что Универсал не стал цементирующим фактором широкой коалиции, и что по крайней мере половина депутатов-нашеукраинцев в нее не войдут.
Экономическая война между оранжево-белыми либералами и сине-красными тоталитарниками уже практически началась. Собственно, не прекращалась и политическая, не считая знаменитейшие Меморандум и Универсал.
Сейчас происходит процесс определенной, так сказать, инвентаризации сил обеих лагерей. На стороне президента и Тимошенко: Нацбанк, РНБО, секретариат президента, пока что большинство председателей областных госадминистраций, силовые министерства и СБУ, около 200 штыков в Верховной Раде, но растерянный и деморализованный электорат.
На стороне Януковича: около 240 членов "антикризисной коалиции" в ВР, экономический и энергетический блоки правительства, инициатива и деньги, Россия, ФСБ и их агенты в Украине практически во всех властных коридорах. А еще Мороз и мобилизированный и агрессивный электорат.
Ющенко и Янукович хотели бы вести окопный характер войны (так как по крайней мере они находятся в очень комфортных окопах). Но ни коммунисты, ни, в особенности, Тимошенко не дадут законсервировать страну до 2009 года. В атаку Тимошенко пойдет при первой же благоприятной возможности.
Не считаясь с тем, что политическая и экономическая инициатива пока что принадлежит лагерю Януковича, время работает на противоположный лагерь, учитывая фактор зимы в политике, рост цен на газ, бензин и коммунальные тарифы.
Для того, чтобы окончательно закрепиться у власти, новоизбранному правительству нужны очевидные успехи, как экономические, так и социальные. Судя по проекту бюджета-2007, социальных успехов ожидать не следует, скорее наоборот. Относительно экономических, то Азаров возлагает надежду на существенное возрастание ВВП, как следствие значительных государственных инвестиций, которые заложены в проект бюджета на следующий год.
Но во-первых, результативность таких инвестиций можно будет увидеть не раньше 2008 года. Во-вторых, государство никогда не было и не будет эффективным инвестором, и, как минимум, половина инвестиций будет банально разворована и выведена в офшоры.
Реальный значительный и постоянный долгосрочный прирост экономических показателей в Украине могут дать, во-первых, эффективная земельная реформа, которая запустит в экономическое обращение страны огромный ресурс такого капитала, как земля. И, вдобавок, реформа может в конце концов разбудить спящее украинское село.
Во-вторых, реальное преодоление коррупции и избыточного бюрократизма в разрешительной и регуляторных системах запустит в экономическое обращение огромный ресурс городского и сельского предпринимательства.
В-третьих, реформа налоговой системы с целью реального уменьшения налоговой нагрузки с одновременным процессом легализации доходов.
Кроме реального возрастания ВВП, значительное возрастание экономических показателей в таком случае даст и детенизация экономики, которая всегда направляется к легализации в случае либерализации, правовой и экономической стабилизации.
Ничего подобного в планах правительства Януковича пока что нет и быть не может, так как земельную реформу не дадут провести коммунисты и социалисты. А коррумпированная государственная бюрократия вместе с донецкими деньгами и есть реальной социальной опорой власти типа Кучмы-Януковича.
Итак, после шокирующих событий этого года, которые, казалось, привели к тотальному поражению национально-демократических сил в Украине, туман над Украиной начинает развеиваться, и начинают очерчиваться новые поля экономической и политической борьбы между двумя лагерями, которые исповедуют противоположные экономические и политические курсы развития страны.
Дай Бог, чтобы исторический маятник снова начал движение в направлении, противоположном красно-голубому.
Сергей Сорока, для УП