Постой, тепловоз...

Экономическая Правда — Пятница, 15 сентября 2006, 19:03

Приватизация "Лугансктепловоза", уже во второй раз затягивается. 8 сентября вице-премьер-министр Андрей Клюев, возглавляющий правительственный комитет по вопросам развития отраслей экономики на заседании данного комитета подписал поручение Фонду госимущества "приостановить до 1 декабря 2006 г. проведение конкурса по продаже пакета акций ОАО "ХК "Лугансктепловоз".

Минтранссвязи, Минфину, Минпромполитики, Минъюсту и тому же Фонду было поручено провести работу по уточнению условий продажи ОАО "ХК "Лугансктепловоз" "с учетом потребностей Укрзализныци и украинских предприятий в продукции этого общества".

Социалисты – за приватизацию?

Председатель фонда госимущества Валентина Семенюк в тот же день заявила, что ФГИ не получал поручения от правительства по приостановке конкурса. Зато передала слова того же Клюева, который, дескать, находясь в России с визитом, заявил, что приватизация предприятия не состоится, а на его базе будет создано совместное предприятие.

Семенюк подчеркнула, что такой вариант развития событий является недопустимым, поскольку уже объявлен конкурс на продажу госпакета предприятия и уже поступили конкурсные заявки от потенциальных покупателей, а отмена конкурса может привести к тому, что эти потенциальные покупатели будут требовать штрафных санкций от Украины.

Требовать штрафных санкций или добиваться все-таки проведения аукциона – это уже из разряда фантастики, и маловероятно, что кто-то из потенциальных инвесторов на это пойдет. Но то, что у обоих политиков разный взгляд на происходящее вокруг конкурса − очевидно. По крайней мере, в Фонде продолжают утверждать, что решение комитета не приостановило подготовительные работы по конкурсу. Для этого необходимо соответствующее решение Кабмина.


Справочно. Первая попытка государства продать предприятие закончилась судебной волокитой, которая еще до сих пор тлеет по некоторым судам. В 2001 г. подконтрольная Константину Жеваго компания "АвтоКрАЗ" стала единственным претендентом, который подал заявку на 76% акций завода.

Однако Фонд госимущества признал тогда конкурс несостоявшимся, поскольку государству на момент его проведения принадлежало 36,37% акций самого "АвтоКрАЗа". Такая компания, согласно, приватизационному законодательству не может участвовать в конкурсе. Тем не менее, "АвтоКрАЗ" более пяти лет судится с тем, чтобы доказать, что он и есть победителем конкурса.

Сейчас юристы г-на Жеваго затихли. Поговаривают даже, что Кременчугский автозавод даже подал заявку на новый конкурс, который пройдет в начале октября.


Шеренга претендентов

Как ранее заявляла Семенюк, в списке претендентов значатся немецкий Siemens, польская Kolej, и российский "Трансмашхолдинг". Определенная путаница возникла вокруг еще одного возможного претендента – российской "Северстали". Как говорят неофициальные источники в Фонде, эта компания стала новым фаворитом приватизационной гонки.

Однако ни в "Северсталь-групп", ни в "Северсталь-трансе" наличие такого интереса не только не подтверждают, а наоборот опровергают. "Железнодорожное машиностроение уже не входит в сферу интересов нашей компании", - объясняют в пресс-службе "Северсталь-транса", отмечая, что она сейчас занимается предоставлением исключительно транспортных услуг.

Чуть позже пресс-служба Фонда распространила заявление о том, что ФГИ заключил 8 договоров о конфиденциальности и не собирается раскрывать имена потенциальных претендентов.

Кроме перечисленных компаний, в очередь за "Лугансктепловозом" (заключили договора о конфиденциальности) стали также три приватовских структуры: "Славутич-Капитал", "Марганецкий ГОК" и "Приват-Интертрейдинг". Последняя из них даже подала в Хозяйственный суд г. Киева с требованием отменить конкурс.

Параллельно в Печерский суд г. Киева подал аналогичный иск Сергей Леонов, в прошлом член набсовета Марганецкого ГОКа, глава ревизионной комиссии Стахановского завода ферросплавов.

Вопрос, зачем "Привату" "Лугансктепловоз", мучает сейчас не одного фондового аналитика. Кто-то усматривает, в его действиях давление на другие украинские ФПГ, чтобы те переуступили какие-то другие объекты в обмен на прекращение тяжбы. Однако назвать сколь-либо жизнеспособную версию, объясняющую это предположение, они затрудняются.

Кто-то считает, что "Приват" совместно с группой ТАС собирает железнодорожные активы (Днепровагонмаш, Кременчуцкий сталелитейный, блокирующий пакет Крюковского вагоностроительного), чтобы впоследствии перепродать стратегическому инвестору. А подачу иска объясняют желанием притормозить приватизационный процесс с целью успеть подать полноценную заявку.

Однако рискнем предположить, что "Привату" нужен не столько сам "Лугансктепловоз", сколько приостановка конкурса – раз его проведение так важно для Семенюк. Завод в любом случае, рано или поздно, будет перепродаваться. Днепропетровские бизнесмены имеют давние "добрые" отношения с главой Фонда, которая прошлым летом яростно противилась заходу группы на Никопольский завод ферросплавов.

Пока что "УП" не удалось узнать, какой именно вариант создания СП предлагает Клюев, и какая компания должна стать, по его замыслу, соучредителем этого предприятия. Пресс-секретарь Клюева в четверг отметил, что в настоящее время Андрея Петровича нет на месте, и что он будет только к понедельнику.

Бытует несколько версий, почему "донецкие" решили вдруг притормозить приватизацию "Лугансктепловоза". Первая из них − они сами хотят поучаствовать в конкурсе, однако не успевают оформить необходимые документы. Вторая, с ними не "согласовал" возможность победы российский "Трансмашхолдинг". И третья, противоположная, и только на первый взгляд абсурдная − создание СП лоббируют сами россияне, поскольку опасаются проиграть в конкурсе. Однако получить официальное подтверждение последней версии не удалось.

P.S. Особенного внимания заслуживает тот факт, что госпожа Семенюк, будучи противницей приватизации, в одиночку борется с представителями крупного капитала за возможность продать государственное предприятие в частные руки. Что еще раз показывает, что социализм социалистов – фикция, и что отечественный бизнес садится в чиновничье кресло для того, чтобы потеснить зарубежных и домашних конкурентов.

Справовчно. Холдинговая компания "Лугансктепловоз" выпускает магистральные и маневровые тепловозы, дизель- и электропоезда, трамваи, поворотные круги, запчасти для железнодорожного транспорта, горношахтное оборудование, сельхозтехнику. Во времена СССР завод производил 96% всех магистральных тепловозов страны. Ежегодно предприятие производит около 50 тепловозов в год, (до начала 90-ых − более 1300), количество сотрудников 8,3 тыс. человек (около 30 тыс.). 2005 г. "Лугансктепловоз" завершил с убытками в размере 478 тыс. грн. (в 2004 году прибыль составляла 207 тыс. грн.).