Судить и наказывать украинских должностных лиц могут только США
Девять лет заключения и 10 миллионов долларов штрафа. Так закончилось расследование и суд над бывшим украинским премьер-министром Павлом Лазаренко, которое началось семь лет тому.
Тогда Лазаренко прибыл в США в поисках политического убежища. Наиболее комичным в вынесении приговора Лазаренко американским судом выглядит то, что этого никогда бы не произошло в Украине, где депутат всегда был и сейчас остается над законом.
Если бы Лазаренко остался в Украине или был выдан Украине Соединенными Штатами, его бы никогда не осудила прокуратура, и тем более, против него никогда бы не открыли судебного дела.
На кассетах, незаконно записанных майором Николаем Мельниченком в кабинете президента Леонида Кучмы, в 2000 году Кучма разговаривает о Лазаренко с тогдашним прокурором Михаилом Потебенько.
Кучма предлагает попросить США выдать Лазаренко Украине. Потебенько возразил, назвав это не очень удачной идеей, поскольку принудить Лазаренко свидетельствовать в суде означало бы впутать в дело и Кучму, и других должностных лиц.
А, как известно, занимая должность премьер-министра в 1996-1997 годах, Лазаренко получил от президента Кучмы две государственные медали.
Ни один из членов правительства Кучмы не был наказан за злоупотребление служебным положением, нарушения избирательного законодательства или расправы над журналистами и политическими оппонентами.
Их наказание является еще более маловероятным сейчас, когда эти же должностные лица являются народными депутатами и имеют депутатский иммунитет.
Чиновники эпохи Кучмы даже не подозревали, что Ющенко, прийдя к власти, будет настолько милосердным и толерантным к их преступлениям.
Вместе с тем, преувеличенные опасения, связанные с победой Ющенко на выборах, заставили некоторых государственных мужей, в частности министра транспорта Георгия Кирпу, покончить жизнь самоубийством.
Значительному количеству членов правительства эпохи Кучмы никто не препятствовал убежать в соседнюю Россию, где русская власть приняла их как политических союзников. Но как те чиновники времен Кучмы, которые убежали в авторитарную Россию, так и те, которые остаются в демократической Украине, - все избежали уголовной ответственности.
В прошлом году донецкий олигарх и депутат Партии регионов Ринат Ахметов спрятался в Монако, опасаясь открытия судебного дела и расследований, которые развернули относительно него.
Министр внутренних дел Юрий Луценко обвинил Ахметова в причастности к серии убийств конца 1980-х. Но уже в прошлом месяце Секретариат президента включил имя Ахметова в список самых влиятельных украинцев и наградил донецкого олигарха государственной медалью.
Единственным должностным лицом, который искал "политического приюта" в США, а не в России, был бывший губернатор Сумской области Щербань.
Кроме Лазаренко, среди бывших государственных мужей Кучмы, которые, вероятно, злоупотребляли служебным положением, Щербань единственный, кто может быть привлечен к ответственности и осужден в суде.
На День независимости Украины президент Ющенко заявил, что общество стремится к равенству всех граждан Украины перед законом. Тем не менее, Ющенко справедливо отметил, что "мы пока не достигли этого".
Украинская власть отчаянно борется за преобразование Украины в правовое государство.
Тем не менее в 2004 году, последнем году правления Кучмы, в соответствии с опросом фонда "Демократические инициативы", 76 % украинцев считали, что равенство всех перед законом в Украине не будет достигнуто.
За два года президентства Ющенко этот показатель уменьшился лишь до 75 %.
73% и 75 % украинцев соответственно считают, что если иметь деньги или находиться при власти, то можно избегнуть правосудия.
Другими словами, инертность администрации Ющенко в вопросах наказания бывших должностных лиц Кучмы заставляет украинцев считать, что в Украине не существует верховенства права.
Как говорится в украинском анекдоте, если ты украл качан капусты, то ты можешь загреметь в тюрьму. Но если ты украл миллионы – баллотируйся в парламент, и даже если у тебя есть криминальное поршлое, президент все равно пригласит тебя подписать универсал и сформировать правительство.
Украинскому прогрессу на пути к правовому государству препятствуют пять унаследованных администрацией Ющенко недостатков и разногласий.
Во-первых, "новые" правящие элиты не прибыли откуда-то извне. Президент Ющенко верой-правдой служил президенту Кучме с 1994 по 2001, и они оба публично осудили антикучмовские протесты в феврале 2001 года.
Как показали события после Померанцевой революции, правящие элиты Украины защищают друг друга от уголовной ответственности. Конечно, президент Ющенко дал распоряжение провести расследование по обвинению в коррупции, выдвинутые тогдашним главой Секретариата президента Александром Зинченко относительно бизнес-союзников президента.
Но, с другой стороны, Ющенко заявил, что заранее знает: никаких доказательств не найдут. Такой комментарий президента стал своеобразным сигналом для прокуратуры не находить доказательств.
В сентябре 2005 года президент Ющенко и лидер оппозиции Виктор Янукович подписали меморандум, согласно которому Партия регионов должна была голосовать за кандидатуру Юрия Єханурова на должность премьер-министра.
В Меморандуме президент Ющенко пообещал дать амнистию тем, кто поднимал выборы, и возвратить неприкосновенность депутатам местных органов власти.
Таким образом, Лазаренко оказался единым украинским депутатом, чью депутатскую неприкосновенность было упразднено парламентом. Требование Кучмы отменить неприкосновенность Тимошенко парламент отклонил.
Во-вторых, нет политической воли на то, чтобы рассматривать дела чиновников в Украине. Лишь США смогли осудить одного украинского политика.
Сергей Кивалов, председатель Центральной избирательной комиссии в 2004 году, - его обвиняли в нарушениях избирательного законодательства и фальсификации результатов выборов, а сейчас он является депутатом от Партии регионов.
Его не привлекли к уголовной ответственности, и он остается деканом одной из самых престижных Юридических академий Украины, в Одессе. Сейчас он возглавляет парламентский комитет по вопросам правосудия.
В-третьих, администрация Ющенко всегда расходилась в вопросах отношения к прошлому.
Юлия Тимошенко верит, что она отстаивает идеалы Помаранчевой революции, поддерживая открытие уголовных дел относительно преступников поры Кучмы, в частности призывая расследовать приватизационные дела минувших лет.
Вместе с тем президент Ющенко и "Наша Украина" не соглашаются с подходом Тимошенко.
В обращении к парламенту в день избрания премьер-министром Виктора Януковича Ющенко указал: "Не следует искать проблемы в прошлом. Это единственный выход из данной ситуации".
А председатель президентского Секретариата Олег Рибачук назвал взаимные обвинения Ющенко и Януковича во время выборов 2004 года "просто асимметрическими", "импульсивными" и "грязными ".
Без сомнения, Украине необходимо примирение между непримиримыми политическими группами и регионами, разделенными на два лагеря после выборов 2004 года. Но достойно ли это примирения того, чтобы жертвовать фундаментальными принципами правового государства, а именно – равенством всех перед законом?
В-четвертых, в прошлом месяце президент Ющенко торжественно открыл памятник бывшему лидеру народного Руха Вячеславу Чорновилу. Было возобновлено расследование обстоятельств гибели Чорновила в подозрительной, по мнению многих, автоаварии в марте 1999 года.
Если возобновленное расследование докажет, что смерть Чорновила не была "несчастным случаем", будет ли искать администрация Ющенко главных организаторов этого преступления? Это очень сомнительно, учитывая то, как велось расследования убийства журналиста Георгия Гонгадзе в 2000 году.
Лишь три милиционера среднего ранга были осуждены. Организаторы убийства Гонгадзе никогда не подпадали под следствие, некоторым из них разрешили остаться в политике даже после их отставки, другим разрешили убежать из Украины, а кое-кто даже не был застрахован от убийства.
В-пятых, администрация Ющенко, которая торжественно клялась придерживаться Конституции и верховенства права, также не всегда придерживается закона.
Неконституционными были президентские декреты начала 2005 года, изданные с целью расширить полномочия Национального совета по вопросам безопасности и обороны, так, чтобы она стала постоянным противовесом правительству Тимошенко.
Закон, принятый 4 августа и в тот же день подписанный президентом Ющенко, который препятствует Конституционному Суду пересматривать конституционную реформу, является нелегитимным.
По крайней мере так считает американский судья Богдан Фуртей, который продолжительное время был советником International Republican Institute. По его мнению, президент Ющенко не имеет права узурпировать власть Конституционного Суда.
Министр юстиции и член "Нашей Украины" Роман Зварич проигнорировал конечный срок, когда надо было сложить свои депутатские полномочия. А именно министр юстиции, как никто другой, должен быть для общества образцом законопослушия.
По возвращении Януковича в правительство, в котором преобладают чиновники времен Кучмы, Украинская революция находится на раздорожье.
Украина или медленно будет двигаться демократическим путем или же возвратится к застою времен Кучмы.
Верховенство права есть краеугольным камнем демократии, поэтому сегодняшний день требует радикальных институционных и культурных преобразований.
Dr. Taras Kuzio is a Senior Fellow at the German Marshal Fund of the USA (GMFUSA) and a Professor at the Institute for European, Russian and Eurasian Studies, George Washington University where he teaches on contemporary Ukraine.