Просто диктат

Понедельник, 11 сентября 2006, 11:05
Накануне очередного этапа коалиционирования лидер фракции СПУ в парламенте Цушко сообщил общественности, причем в нескольких эфирах, то есть не случайно и не для "красного словца", что "Наша Украина" нужна широкой коалиции для того, чтобы не допустить диктата одной фракции над другими.

Теперь уже в заявлении господина Цушко ни единым словом не говорится о "золотой акции". Наоборот, о диктате. Конечно же, Партии регионов.

Забыто, что именно в случае отсутствия четвертой фракции "диктат" кого бы то ни было из членов антикризисной коалиции невозможен.

Ведь при первой же попытке Партии регионов осуществить давление на партнеров те же социалисты или коммунисты могут просто выйти из коалиции - и все, нет диктата.

Конечно, это в случае, если на тот момент будет бездействовать иммунитет правительства, полученный благодаря одобрению его программы в парламенте.

Вместе с тем присутствие в коалиции "Нашей Украины", наоборот, повышает вероятность общего диктата двух больших фракций по отношению к двум маленьким, причем как при наличии правительственного иммунитета, так и при его отсутствии.

Но, главное, в условиях так называемой "широкой коалиции" диктат Партии регионов лишь возрастает, ведь только ее выход из коалиции разрушит такой большой альянс.

Нет, если по Конституции, и если действительно речь идет о коалиции и ее выгоде для всех участников в пределах закона - господин Цушко неправ.

Очень удивительно также, что лидер фракции СПУ допустил, мягко говоря, некорректные высказывания в адрес партнеров по коалиции во время, когда так необходимо единство. Но при этом не сообщил ни одного факта давления ПР на социалистов в уже существующей коалиции.

Это ли господин Цушко имел в виду - что у "регионального" начальника "Укрзализныци" есть претензии к социалисту-министру образования относительно льгот для студентов и детей?

Так ведь начальником над всем транспортом у нас тоже социалист. Что, Рудьковский с Николаенко не поделят детские льготы?

Может, господин Цушко хотел бы с помощью "Нашей Украины" защитить от "диктата" ПР самого Рудьковского, например, в вопросе о направлении движения из Молдовы через Приднестровье или мимо него в Россию?

Но ведь в правительстве и так есть министр иностранных дел Тарасюк, который в свое время активно лоббировал молдавскую сторону в этом деле, - разве недостаточно? И если уже президентского авторитета для этого международного вопроса недостаточно – чем же здесь поможет участие в коалиции "Нашей Украины"?

В то же время Партия регионов демонстрирует всяческую лояльность к другому высокопоставленному лицу из СПУ - спикеру Морозу.

В частности, вице-премьер по энергетическим вопросам Клюев взялся защищать в суде спикера-социалиста от обвинений в подкупе со стороны члена БЮТ Ляшко.

Понятно, что господин Клюев защищает и себя, поскольку обвинение касалось его личных усилий в этом направлении. Но в таких случаях обычно действует каждый за себя.

А здесь... Нет, должностные обязанности ни к чему, тем более, что господин Клюев по решению правительства стал куратором связей в парламенте с фракцией не социалистов, а БЮТа.

Да и сам Мороз сообщил лишь о своем согласии подписать иск против какого-то неназванного им журналиста за обвинение в подкупе, а не о собственной инициативе судиться. Наверное, речь идет об одном и том же деле, просто имени журналиста Мороз не назвал, чтобы не иметь встречного иска, так как сам обвинил того во вранье.

Но в общем, если бы не господин Клюев, такого иска от Мороза, очевидно, и не было бы... Разве что одни обиды на "желтую печать".

Итак, со стороны "регионов" – одна только забота о партнерах.

Даже больше: в эфире 5 канала член ПР Сивкович сообщил, что правительство Януковича установило: Служба внешней разведки сделала записи приблизительно 100 часов телефонных разговоров всех народных депутатов, кроме фракции БЮТ, на протяжении трех месяцев после выборов.

На вопрос, есть ли в тех записях фрагмент о подкупе Мороза или СПУ, Сивкович не ответил.

Но фактически дал понять: если господин Ляшко намеревается сделать достоянием гласности записи, которые подтверждают подкуп Мороза, то он или подставит всю Службу, или своего "агента" в ней.

И то это – для внутреннего употребления. А так, на массу, - оригиналов записей уже никто не получит, как не получила Генпрокуратура, о чем и заявил ее глава Медведько...

Итак, теперь уже и господин Сивкович дал понять, что СПУ находится в зоне особой заботы Партии регионов, и обидеть ее не даст никому.

Так о каком же диктате говорит господин Цушко?

И, собственно, он говорит о том, что господину Морозу, а с ним и всей фракции СПУ, теперь посчастливилось побыть в шкуре Кучмы и его окружения во время первого и главного "кассетного скандала". Хотя этот, энный "кассетный скандал" намного проще. Зато и управлять его "жертвой" легче.

Вряд ли ПР так уж заботится о Кучме, даже, возможно, наоборот.

Но поскольку СПУ сделала достоянием гласности намерение в очередную годовщину исчезновения и убийства Гонгадзе с помощью господина Мельниченко и статуса Мороза немного повлиять на кадровые вопросы в ГПУ, - а ничего другого от таких публичных сенсаций ждать не приходится, да и Мороз сделал соответствующие намеки, - то реакция пошла немедленно.

Разборки с БЮТом в данном случае имеют для Партии регионов меньшее значение, поскольку он в оппозиции и больших неприятностей не обещает. В особенности, имея меньше, чем 150 депутатов, а значит, не имея возможности даже самостоятельно инициировать следственные комиссии...

Да и сама ГПУ нужна Партии регионов, надо думать, не столько для надоедливой игры компроматов, сколько просто для того, чтобы сажать тех, кто будет мешать.

Но на этом фоне тем более удивительным выглядит то, как господин Цушко приглашает "Нашу Украину" в коалицию с ПР, как будто уже выполняя ее приказ, а не придерживаясь когда-то декларированных интересов своей партии в вопросе о деле Гонгадзе.

С давних пор известно, что "Наша Украина" не принадлежит к настоящим борцам с Кучмой в деле Гонгадзе и первом "кассетном скандале", до сих пор действуют и негласные, и неюридические "гарантии" для Кучмы со стороны Ющенко. Но в качестве оппозиции "Наша Украина" была способна хотя бы видимо поддерживать эту тему.

В составе коалиции же, тем более, когда речь опять идет о торге относительно Генпрокурора, она станет (и уже есть) заложницей торгов по другим должностям, то есть, меньше всего будет оказывать содействие социалистам в их "поисках правды".

Тем более что в приглашении Морозом Мельниченко именно сейчас кое-кто из "нашеукраинцев" мог увидеть желание спикера снова приоткрыть "ящик Пандоры" и пошантажировать президента и его окружение на фоне разговоров об импичменте или изменений в Конституцию.

А здесь еще "возбудитель" Луценко с делом об убийстве полковника УБОПа Ерохина. Министр так искренне бьется за раскрытие этого дела, что с каждым разом открывает новые и новые тайны следствия, которые не столько доказывают причастность к заказу этого дела кого-то из депутатов, сколько опровергают вражеские слухи о причастности к сомнительным связям самого Луценко.

Между прочим, после первого интервью министра, где он перевел ответственность за знакомство с Ерохиным на своего первого заместителя Бондаренко, тот умер от сердечного приступа. Конечно, "после" не означает "вследствие". Но после этого был первый случай, когда Верховная Рада по предложению спикера почтила смерть заместителя министра минутой молчания...

То, что и после этого Луценко не прекратил роль "возбудителя", причем, конечно, не столько активности следственных действий прокуратуры, сколько своего популистского рейтинга, совсем не свидетельствует о добрых намерениях этого персонажа.

Разве что он как специалист широкого профиля теперь претендует на должность Генпрокурора. Ну, тогда все неприятности господина Мороза с диктатом ПР – от него, от бывшего "любимца партии"...

А если нет - это он уже стоит на рельсах будущих выборов и не может сойти с них, как когда-то стояли на них сброшенные потом "кассетным скандалом" бывший его предшественник Кравченко и нынешний "личный друг" Деркач.

Итак, сам по себе Луценко явялется хотя и не "возбудителем", но симптомом – нового избирательного процесса.

Таким же симптомом, как и еще один министр по квоте президента – Зварыч, который ценой нарушения Конституции относительно совместительства и соответствующей критики в свой адрес, при этом приговаривая всякие слова относительно расширения коалиции, фактически дает понять, что коалиция может так и не состояться.

Таким образом, очевидно, дает об этом знать Партии регионов и другим коалициантам никто иной, как сам Ющенко.

Дальнейшая "коалициада" – его последнее средство удержать разрушительные процессы в Украине, которые начнутся после окончательного установления правительства Януковича.

Это его, президента, единственный способ осуществлять свой шантаж и отвечать на встречный шантаж со стороны так называемых партнеров. Других средств, в частности, преданных силовиков или выгодных внешнеэкономических решений, у гаранта нет.

Правда, после того, как корпорация господина Ахметова получила от россиян эксклюзивный контракт на поставки газа, и тем самым лично Ахметов фактически вышел из коалиции, оставив своих конкурентов с НАКом и его проблемами, этот последний рычаг давления у президента также фактически исчезает.

Настоящий диктат мы, наверное, увидим, когда пугать других развалом любой коалиции начнет именно Партия регионов. Имея свое правительство, админресурс, деньги и газ, она охотно может поставить эксперимент относительно выносливости украинского электората.

Почему о такой простой перспективе не позаботились социалисты, когда ломали оранжевую коалицию и бежали к Партии регионов, - уже не имеет значения.

Имеет значение, пригодится ли их опыт, и какой именно, "Нашей Украине".

  • Ирина Погорелова, "Политические хроники", специально для "УП"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде