ТЭК отдали "донецким"
Самое главное экономическое следствие прихода правительства – это изменение схемы управления "скелетом" экономики, топливо-энергетическим комплексом.
Иметь контроль над ТЭК – реальная и вполне органическая потребность донецкой финансово-промышленной группировки.
Моральный и материальный комфорт для Рината Ахметова и его меньших "побратимов" возможен только при условии, когда ниточки управления энергетической политикой государства находятся в их руках. Это не менее чем традиционный вид построения донецкого бизнеса.
В первую очередь, энергия – это тот едва ли не самый главный фактор, который влияет на конкурентоспособность продукции предприятий Востока на мировом рынке.
Во вторых, ахметовская Систем Кепител Менеджмент (СКМ) и прочие корпорации Востока Украины очень чутки к любым резким движениям в чрезвычайно сложном и непрозрачном механизме регулирования энергетики. Им пришлось несладко тогда, когда ко власти пришли "оранжевые" энергетики Плачков и Ко.
Таким образом, в среднестрочном периоде для Ахметова главной задачей было обеспечить стабильные и прогнозируемые условия работы для своих компаний. Пойдет ли он дальше –начнет ли конвертировать полученное влияние в непосредственное создание новых механизмов "доения" государства – пока что утверждать рано.
Следует понимать реальные потребности Ахметова. В частности, не следует верить сказочкам о том, что его компания несмотря ни на что добивается низких цен на энергоносители. С определенной долей оптимизма можно говорить о том, что интеллект советников Ахметова по крайней мере в этом вопросе преобладает над традиционной жадностью быстрой наживы.
Ахметову сейчас нужна стабильность – и даже не столько стабильность цен на энергоносители, а скорее стабильность их поставок. Это означает, например, следующее – любые резкие ценовые прыжки стоимости газа недопустимы, но трижды недопустимыми являются перебои в снабжении газа.
Вред от "газовых войн" гораздо более угрожающий для стоимости активов СКМ, чем, скажем, постепенное повышение цены "голубого топлива". Поэтому, скорее всего, к Ахметову уже донесли важный меседж – что выигрышной стратегией является борьба за стабильность поставок, а не за низкую цену энергоресурсов.
Итак, в контексте обеспечения стабильности бизнеса перед Ахметовым и его командой стоит триединая задача: обеспечить прогнозируемые бизнес-условия в электроэнергетике, в сфере снабжения газа и в угольной промышленности.
1. Электроэнергетика.
Как известно, в составе СКМ есть структурная составная – энергетическая компания ДТЕК. Одна из "интереснейших" ее частей – генерирующая компания "Востокэнерго" – по сообщениям украинской печати, раньше была подконтрольной Андрею Клюеву, который ныне стал вице-премьером по вопросам топливо-энергетического комплекса.
Ныне братья Андрей и Сергей Клюевы, по сообщениям СМИ, причастны к ряду больших предприятий – ВАТТ "Укрподшипник", ЗАО Сервис-Инвест" – владеет энергораспределительными сетями, ВАТТ "Донбаскабель" и др.
Логично было бы предположить, что сейчас Клюев, как человек, который знает потребности энергетического бизнеса Ахметова, будет лоббировать по возможности более благоприятные условия для функционирования ДТЕК. Вообще, на должность куратора ТЭКа в целом и электроэнергетической области в частности Клюев подходит едва ли не лучше всех.
Раньше он длительное время возглавлял профильный комитет Совета. После того, как Виталий Гайдук, совладелец "Индустриального Союза Донбасса", ушел с должности вице-премьера по вопросам ТЭК в прошлом правительстве Януковича, Клюев занял это место (при этом "забыв" исполнить закон и уволиться с предыдущей работы).
Тем не менее для того, чтобы полностью получить контроль над электроэнергетической частью украинского ТЭК, Клюеву и его подчиненным надо будет преодолеть сопротивление нескольких влиятельных финансово-политических групп, которые сейчас имеют существенные позиции в энергетике.
Наибольший антагонизм можно ожидать в отношениях с группами экс-министра по вопросам ТЭК Ивана Плачкова и его зама Юрия Продана, которым раньше была почти монопольно подконтрольна политика государства в регулировании рынка электроэнергетики.
Эти функционеры сделали то, что в государственном управлении делать нельзя – руководили и независимым регулирующим органом, и госструктурами, и самими предприятиями. Им приписывали влияние на Нацкомиссию по регулировании рынка электроэнергии, и на НАК "Энергетическая компания Украины".
Их политика вызвала тихое, но ощутимое недовольство частных производителей электроэнергии, среди которых компании Ахметова являются безоговорочными лидерами.
Понятно, что сейчас погода поменяется. Тем не менее, более интенсивная война Клюева с "киевскими" (так называют группу Плачкова-Продана, поскольку раньше они работали в компании "Киевэнерго") может начаться, если Клюев будет стараться получить контроль над государственными активами в электроэнергетике – прежде всего, это НАК "ЕКУ" и ее дочерние предприятия.
В этом контексте возможно также столкновение интересов с группой Гайдука, которая годами контролировала экспорт электроэнергии на Запад, и которую киевская группа в значительной мере с этого сегмента потеснила.
Кроме "киевских" потенциально конфликтной зоной является "Энергоатом", который традиционно считают вотчиной нашеукраинца Николая Мартиненко.
Будут ли стараться смещать Юрия Недашковского, нынешнего президента НАЕК "Энергоатом" – пока что сказать тяжело, все зависит от неформальных договоренностей Януковича и Ющенко. Вполне возможно, что пока что статус-кво сохранят.
2. Газ
Нефтегазовую область, наиболее скандальную и денежную, в новом правительстве будет курировать Юрий Бойко – лицо, которое раньше было политически и хозяйственно дистанциировано от "донецких". Возможно, именно благодаря опыту работы в газовой сфере "регионалы" сделали его министром топлива и энергетики. Этот человек запомнился массам прежде всего как руководитель НАК "Нефтегаз Украины", поскольку имидж его как политика так и не был сформирован из-за откровенной слабости политической кампании.
Следует отметить ограниченное количество профессионалов в Украине, которые вообще могут работать на высочайших должностях в сфере управления газовыми соглашениями. Поэтому не удивительно, что пригласили Бойко – именно он был архитектором тех довольно запутанных схем поставок газа в Украину, которые, с одной стороны, связывали и с международным криминалитетом, и с семьей Кучмы, а с другой – которые давали и до сих пор дают Украине на самом деле самый дешевый газ в Европе.
Тем не менее, все эти обвинения отошли на задний план, когда оранжевая власть создала систему газового обеспечения государства, которую сейчас подвергают критике едва ли не с большей силой.
Понятно, что "регионалы" ставят перед Бойко прежде всего задачу обеспечения стабильности газовых договоренностей. Его отношения с Туркменбаши, россиянами и Фирташем однозначно лучше, чем у Ивченко и (скорее всего) Болкисева, настоящего руководителя НАК "Нефтегаз Украины".
Фактор неформальных связей здесь играет выдающуюся роль. Так, в свое время Бойко договорился о ликвидации задолженности перед туркменами и "Газпромом" (всего на сумму больше 1,7 млрд. долларов), и при этом финансовое состояние НАКа не пострадало.
Впрочем, почти очевидным является тот факт, что в газовой сфере Ющенко сохранил систему двоевластия – НАКа и Минтопэнерго. Руководитель "Нефтегаза" Александр Болкисев считается человеком Плачкова (хотя вполне возможна и его замена, и тогда все будет зависеть от персоналии нового председателя правления компании).
Кроме того, на НАК сохраняет определенное влияние еще одна "оранжевая" группа - Алексей Ивченко и его коллеги. Именно с этими людьми Бойко будет конкурировать за контроль за нефтегазовой областью.
Следует отметить, что "оранжевая" часть руководителей ТЭК во главе с Болкисевым сейчас активно эксплуатирует идею создания газового консорциума. Возможно, Болкисев таким образом надеялся получить поддержку «Газпрома» в случае прихода ко власти «донецких».
И хотя сегодня о Болкисеве можно говорить уже в прошедшем времени, тем не менее не факт, что идея не понравилась россиянам. Трудно сказать, согласится ли на нее Бойко, который раньше был против передачи газотранспортной системы «Газпрома».
Дискуссия, возможно, проляжет в следующей плоскости – кого привлекать в консорциум, и кто может формировать его структуру – Президент или Кабмин. Соответственно, автором кабминовской модели будет именно Бойко.
Также, Бойко является идеологическим противником частных газотрейдеров. Изменил ли он свои взгляды за время пребывания в политической безвестности – будет видно по его шагам относительно либерализации внутреннего рынка газа.
3. Уголь
Сергей Тулуб, новый министр угольной промышленности, является признанным специалистом в угольной области и считается фигурой достаточно самостоятельной в политическом плане. Свою карьеру он сделал именно в горной области.
И тот период, когда он работал президентом "Энергоатома", вполне можно считать недоразумением в его биографии. Хотя, ему удалось решить сложную задачу – было достроено два энергоблока на Ровенской и Хмельницкой АЭС, не смотрясь на трудность с финансированием.
Как известно, угольная область получает от государства большое количество дотаций. Собственно, именно механизм распределения дотаций и является тем, что хотели бы "регионалы" получить под свой контроль.
К сожалению, в большинстве случаев деньги, которые выделяются на помощь закрытию шахт, используются не по назначению.
Проблема с Тулубом, да и вообще с руководителями старого образца, состоит в том, что они неспособны на радикальные шаги по реформированию угольной области. К сожалению, министр угольной промышленности будет всегда лоббистом по возможности больших государственных расходов на дотации шахтерам.
В целом, следует отметить безоговорочный профессионализм нынешнего состава правительства – по крайней мере, его топливно-энергетического блока. Оставив за рамками коррупционную репутацию некоторых персоналий, возможно это наиболее профессиональная его часть вообще за всю историю независимости.
При этом все фигуры отличаются от главной – Януковича – тем, что не являются управляемыми свыше "болванчиками". Клюев, Бойко, Тулуб всегда имели большую ступень политической и материальной независимости.
Это дает возможность надеяться, что их личные амбиции сыграют в пользу простым гражданам, и политика нового правительства, направлена на защиту интересов большого бизнеса, нанесет минимальный вред гражданам.