Иван Франко – социал-демократ?
По случаю празднования юбилея Ивана Франко лидер Социал-демократической партии Украины (объединенной), бывший глава администрации президента Кучмы Виктор Медведчук выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что именно Каменщик был соучредителем одной из первых украинских партий, а именно Русско-украинской радикальной партии, кроме того, по его инициативе львовская молодежь основала Социал-демократическую партию Галиции и Буковины.
"Таким образом, – утверждает Медведчук, – есть все основания считать, что основателем социал-демократии в Украине был Иван Франко".
Это далеко не первый случай, когда лидер одной из социал-демократических или социалистических партий современной Украины считает необходимым заявить, что Иван Франко является фактически "патроном" его партии или объединения.
В частности, в свое время Франко "своим" называли лидер Социалистической партии Александр Мороз, глава прогрессивных социалистов Наталия Ветренко, другие деятели отечественного политикума.
Не тяжело понять, почему, собственно, Ивана Франко доморощенные социалисты и социал-демократы стараются сделать своим "основателем", "идеологом", "вдохновителем" и т.п..
Во-первых, Каменяр – гигантская, мирового масштаба фигура. Идентификация политической силы с его именем – это серьезный политический дивиденд.
Во-вторых, Иван Франко на самом деле основательно и всесторонне изучал теорию и практику социализма, оставил немало работ относительно его генезиса, тогдашнего состояния и перспектив.
При этом следует заметить, что ведущие франкознатоки советуют всем, кто интересуется "социалистическими" и "социал-демократическими" взглядами Франко, обратиться к его поздним произведениям, которые были написаны уже авторитетным научным работником и известным общественным и политическим деятелем.
Прислушаемся и мы к советам ученых. Но сначала несколько слов о статье Ивана Франко, которая увидела мир в 1887 году и имеет выразительное название "Социализм и социал-демократизм".
В основу статьи положен анализ брошюры известного тогдашнего исследователя социализма Черкезова, где тот резко подвергает критике разные социалистические идеи, доказывает антинаучность социализма, его историческую бесперспективность.
В указанной статье Каменяр высказывает свое отношение к работе Черкесова: "Во всяком случае, когда приведенные в брошюре цифры и цитаты из писаний социал-демократических не высосаны из пальца, а правдивы..., то ею нанесен социал-демократизму тяжелый удар. Такие удары от людей благосклонных социализму идут теперь все чаще, и нам кажется это проявлением весьма полезным: правдивый социализм, идея будущего братства человеческого может только выиграть на том, если люди избавятся от иллюзий и ошибочных доктрин".
Более четко относительно социал-демократизма Франко высказывался позже, когда как следует выучил и исследовал все его аспекты. В 1899 году в своей работе "Народники и марксисты" он так обосновывает популярность идей социал-демократизма: "Немецкий социал-демократизм, привитый на русский грунт работами Плеханова, Струве, Туган-Барановского и др., получил себе много приверженцев среди молодежи и даже среди образованной общины, которой он импонирует знаниям будущего, простотой в отношении и решении самых сложных вопросов, догматичностью тезисов, будто научной фразеологией... Это характерное явление, что именно во время, когда этот марксовский социал-демократизм с точки зрения на свои научные основы, и с точки зрения на свою политику аки партия в Европе близок к банкротству, он приобретает себе самых гарячих приверженцев в России среди русской молодежи".
В связи с этим Франко высказывает глубокое сожаление, что подобные идеи охватывают украинскую молодежь: "Очень грустно, что на эту доктрину ловится в значительной части украинская молодежь, хотя социал-демократизм становится вражеским как против всяких обязанностей общественного самосознания и децентрализации, так и против национального украинского движения с той точки зрения является для украинства гораздо худшим врагом, чем русское самодержавие и русская цензура. Так как когда самодержавное давление является давлением физической силы, и так сказать, вяжет руки, то социал-демократизм ворует души, напаивает их пустыми и фальшивыми доктринами и отворачивает от работы на родной почве". Из приведенной цитаты очевидно, что Франко считал социал-демократизм вредной и даже вражеской относительно украинского дела теорией и практикой.
Более того, Каменяр считал, что не случайно "социал-демократическая доктрина пользуется далеко большими ласками цензуры, чем украинское движение: она издает много книжек, издает своими органами такие толстые ежемесячники (сначала "Новое слово", теперь "Научное обозрение" и "Начало"), а украинство не может оборонить себя и развивать свои взгляды соответствующим способом".
Другими словами, Франко подчеркивал коварность социал-демократии, которая идею социальной справедливости почему-то всегда использует в борьбе с национально-освободительным движением.
Или после этих слов нынешние деятели из социал-демократического лагеря и в дальнейшем будут считать Ивана Франко своим идейным отцом?
Если так, то еще одна цитата. В 1907 году Каменяр остро реагирует на одну из публикаций в социал-демократическом переодическом издании "Вільна Україна".
В частности, в газете "Совет" появляется его статья "Обзор украинской литературы в 1906 году", где Франко недвусмысленно делает акцент на общественной вредности социал-демократизма.
По его мнению, вредность взглядов социал-демократов состоит в том, "что они не представили себе хорошо своего национального характера, не ощутили того, что они сначала украинцы, а потом социал-демократы".
"А потом, – пишет Франко, – социал-демократы, трактовали это украинство как формальную концепцию, а не как натуральное выражение своей души, и потому не сумели вложить в свою публицистику души и захватить ею более широкие массы читателей".
Понятно, что эта статья не может претендовать на глубокую студию, посвященную вопросам влияния на Ивана Франко идей социализма и социал-демократизма. Тем не менее приведенные факты свидетельствуют, что современные апологеты идеи социальной демократии очень ошибаются, когда на свой щит поднимают фигуру "вечного революционера" – Ивана Франко.