Как "Регионы" будут возвращать свои расходы
Не прошло еще и месяца с того момента, как Виктор Янукович занял должность премьер-министра, как самый влиятельный депутат фракции Партии регионов Ринат Ахметов начал собирать дивиденды с вложенных в парламентские выборы и создание коалиции средств.
Непосредственными творцами системы возвращения политических инвестиций Ахметова стали премьер-министр Украины Виктор Янукович и Министр угольной промышленности Сергей Тулуб, которые 22 августа на коллегии Минуглепрома объявили ближайшие планы правительства относительно реформирования угольной области.
Предложенные ими методы "улучшения" знакомы украинским угольщикам до боли: увеличения бюджетного субсидирования, реструктуризация Министерства, создание всяких фондов и т.д.
Деньги – в шахту
Правительство решило вливать больше денег налогоплательщиков в "черную дыру" отечественной экономики - угольпром. Сергей Тулуб заявил, что будет добиваться увеличения государственного финансирования угольной промышленности в 2007 г. больше, чем в полтора раза – с 4,27 млрд. грн. до 6,8 млрд. грн.
Это означает, что вся страна, все граждане, которые платят налоги, станут в полтора раза больше платить "дань" шахтерам, точнее, руководителям угледобывающих предприятий.
По словам министра угольной промышленности, государство должно увеличить свои затраты главным образом по двум статьям: на частичное покрытие различия между ценой продажи и себестоимостью угля до 2,3 млрд. грн. (в 2006 году – 1,61 млрд. грн.), и на техническое переоснащение шахт до 1,8 млрд. грн. (в 2006 году – 1,61 млрд. грн.).
Можно было бы только порадоваться за донецких и луганских шахтеров, но к сожалению – дополнительные деньги достанутся, вероятно, совсем не им, а спонсорам Партии регионов.
Ведь это установленный исторической наукой и заверенный многочисленными отчетами Счетной палаты и КРУ факт – что государственные деньги в поддержку добычи угля испаряются, не оставляя никакого следа (кроме как на частных счетах).
Некоторые эксперты считают, что в нынешнем правительстве, не смотря ни на что, влияние могущественного Хозяина Донбасса не такое большое. Но если посмотреть, кому больше пользы принесет увеличение государственных дотаций по этим статьям - самим шахтам или Ринату Леонидовичу - то чаша весов все-таки склоняется в сторону второго.
Взять хотя бы закупку оборудования для государственных шахт. В последние года эти предприятия фактически не имели никакой альтернативы среди поставщиков оборудования. Львиную часть рынка заняло ООО "Торгово-промышленная компания "Укруглемаш", подконтрольная бизнес-структурам Рината Ахметова.
По данным Антимонопольного комитета Украины, пользуясь положением монополиста, "Укруглемаш" выставлял необоснованно завышенные цены на оборудование. Причем в соглашениях на снабжение одного и того же оборудования на разные предприятия могли фигурировать совсем разные цены, в одних чуть ли не по себестоимости, в других - с весомыми надбавками.
Последние, по данным проверки АМКУ, появлялись из-за того, что прежде чем прийти к конечному потребителю, товар проходил через цепочку разных посредников. В марте нынешнего года Антимонопольный комитет обвинил компанию в злоупотреблениях монопольным положением на рынке
Однако, все санкции против "Укруглемаша" свелись к штрафу в 90 тыс. грн. Причем лидирующего положения на рынке компания Рината Леонидовича совсем не утратила.
8 августа в этом году уже по возвращении Виктора Федоровича ко власти, в Минуглепроме объявили победителей большого тендера на снабжение оборудования для государственных шахт.
По результатам торгов, 61% государственного заказа, то есть 192 млн. с 311 млн. грн. достались Дружковскому и Горливскому машиностроительным заводам, а также ОАО "Донецкгормаш", которые входят все в тот же "Укруглемаш".
Не тяжело догадаться, что Ринат Ахметов мягко говоря, не пострадает от увеличения государственных субсидий на техническое переоснащение шахт в следующем году.
Помогает сохранить монопольное положение бывших поставщиков и то обстоятельство, что система их отбора как и раньше не является довольно прозрачной.
"Значительная часть участников тендеров – это не производители, а все те же перекупщики, как "Укруглемаш", который был фактически монополистом на этом рынке. Отчисления государства на эту статью затрат также увеличатся, о чем недавно сказал сам Сергей Тулуб", - считает директор энергетических программ Центр им. Разумкова Владимир Сапрыкин.
В доказательство того, что тендер нисколько не прибавил прозрачности в сфере закупки оборудования для государственных шахт, говорит и то обстоятельство, что при существующей системе с "Укруглемашем" не могут соревноваться и довольно сильные конкуренты, которые зарекомендовали себя как в СНГ, так и за границей.
Среди них можно назвать Ясиноватский машиностроительный завод, который является одним из самых больших в СНГ. Это предприятие поставляет шахтное оборудование в Россию, Казахстан, Венгрию и другие страны. Однако, нынешняя ситуация с госзакупками в той сфере, судя по всему не разрешит в ближайшем будущем сломать монополию "Укруглемаша".
Субсидируемая дыра
Можно было бы стерпеть непрозрачную систему распределения денег в поддержку шахт, если бы от этого золотого дождя была какая-то реальная польза. Однако больше денег не означает больше угля, а иногда и наоборот.
Так, по данным проверок КРУ за 2002-2004 г., когда Министром топлива и энергетики был тот же Сергей Тулуб, дотации на их переоснащение особого эффекта не принесли. За этот период с 107,6 млн. грн., которые угольные предприятия использовали не по целевому назначению, почти половина, 53,3 млн. грн., приходится на программу капитального строительства и технического переоснащения. Довольно часто оборудование, которое покупали шахты, так никогда и не использовалось, а в некоторых случаях его даже не монтировали.
Мало эффекта для оздоровления области принесли и дотации на покрытие различия между ценой продажи и себестоимостью угля.
По данным Счетной палаты, с 2001 г. по июль 2005 г. из госбюджета на покрытие различия между ценой продажи и себестоимостью угля было направлено около 3,6 млрд. грн., но при этом добыча угля не увеличилась.
Вместо этого в 2001-2004 г. добыча сократилась на 3,2 млн. т, а зольность угля, который добывается, повысилась с 22,9% до 23,9%.
Только в 2004 г. и в первом полугодии 2005 г., с 1 млрд. 267 млн. грн. государственных дотаций на компенсацию различия между ценой продажи угля и его себестоимостью, 94,4% были использованы неэффективно. То есть, почти все.
Определяя объем господдержки на 2005 г. Минтопэнерго завысило потребность угольщиков в государственной помощи на 186,8 млн. грн. Как констатировали проверки, министерство делало расчеты на основе цифр, в которых были завышенные плановые объемы добычи угля, занижена плановая цена на него, в себестоимость включались затраты на обеспечение определенных категорий населения углем, а по данным проверки ГлавКРУ, и административные затраты (последние к себестоимости продукции не имеют отношения).
Кроме того, объемы господдержки постоянно корректировались, причем в качестве основы брались не отчетные показатели прошлого периода, а те, которые ожидали получить в будущем. В результате в 1-м полугодии 2005 г. 29,7 млн. грн. господдержки были распределены между предприятиями непропорционально суммам их убытков.
Вообще вся система господдержки оказывала содействие тому, что госбюджет стал чем-то наподобие дойной коровы для области. Как обозначено в отчетах КРУ, угольные предприятия, были уверены в том, что получат господдержку, и не проявляли заботу о том, чтобы увеличивать добычу, снижать себестоимость угля и выходить на уровень рентабельности.
Так, государственные предприятия "Сниженантрацит", "Макиевуголь", "Первомайскуголь", "Лисичанскуголь" за 2002-2004 г. получили дотации на сумму 466 млн. грн., но при этом добыча угля по сравнению с 2002 г. сократилась приблизительно в полтора раза, себестоимость одной тонны угля выросла более чем в два раза.
По мнению большинства экспертов, такие тенденции могут сохраниться и сегодня, если только правительство не подкрепит госфинансирование действительной реформой.
"В нынешней ситуации одними бюджетными дотациями не обойтись. Если государственные субсидии не будут вписываться в четкую экономическую программу, то бюджетные затраты с каждым годом будут увеличиваться, а область - приходить в упадок", - считает Александр Рябченко, директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций.
Структуризация воровства
Впрочем, бюджетные дотации - это не единственное, что собирается делать правительство. Виктор Янукович заявил, что в ближайшее время Минугольпром в очередной раз будет превращен в государственный холдинг. Иначе говоря, будет реанимирован ГАК "Уголь Украины".
По словам главы правительства превратив министерство в вертикально интегрированную холдинговую компанию, будет легче увеличить добычу угля и привлечь необходимые области инвестиции.
Однако, как считает директор энергетических программ Центра им. Разумкова Владимир Сапрыкин, "сегодня прежде всего надо говорить о том, как продолжить реструктуризацию угольной области, и какие экономические механизмы использовать. А структурные преобразования, которые происходят в угольной области едва не каждый год, сами по себе ничего не дадут без четкой экономической программы".
Как считают некоторые специалисты, не подкрепленная реформами реструктуризация Минуглепрома вместо того, чтобы оздоровить область, может оказывать содействие созданию новой угольной монополии.
"Думаю, вполне может сложиться ситуация, когда политическая сила, которая сумела подобрать под себя угольный госхолдинг, будет контролировать все потоки угля в стране, снабжение оборудования на шахты, финансовые потоки области и т.п., - считает глава Независимого профсоюза горняков Михаил Волинец. - Естественно, что такая монополия не принесет ничего хорошего угольной области".
Например, силам, заинтересованным в контроле над областью теперь по всем вопросам надо будет договариваться лишь с главой "Угля Украины".
А потребность решать вопросы такого рода может появиться уже совсем в скором времени. На той же коллегии в Минугольпроме Виктор Янукович заявил, что в рамках реформы 75% шахт, которые добывают коксующийся уголь, в скором времени будут отданы на приватизацию. Среди главных претендентов на их покупку специалисты называют и подконтрольный все тому же Ринату Ахметову "Метинвест холдинг".