Постигнет ли инвесторов "Элита-Центра" судьба вкладчиков трастов ?
Уже больше недели под стенами Киевской городской государственной администрации длятся протесты инвесторов, обманутых в афере группы компаний "Элита-Центр".
Протестующие говорят, что они доведены до отчаяния: прошло уже полгода, а надежда получить квартиры, за которые были заплачены реальные и часто последние деньги, остается все такой же призрачной.
В 1995 году так же под стенами дома правительства и Верховной Рады начинали отстаивать свои конституционные права вкладчики обманутых трастов.
На примере одного из 120 трастов, могу констатировать факт: почти все вкладчики ДТ "Гермес-Финанс Украина", которые обратились в суд за защитой своих конституционных прав, получили возмещение.
Те, кто ждал, пока дело решит милиция, получили как всегда...
Уголовное дело ДТ "Гермес-Финанс Украина" было закрыто в 2001 году ГУ ВБЗОЗ г. Киева. Меня лично смущает тот факт, что прошло 10 лет и снова история мошенничеств повторяется...
Работа двух комиссий - сначала Комиссии по проверке фактов, изложенных в СМИ относительно деятельности "Элита-Центра" на рынке жилья, созданной 14 февраля 2006 по распоряжению бывшего мэра Александра Омельченко, а потом Комиссии по решению вопроса обеспечения жильем под председательством заместителя уже нынешнего мэра Виталия Журавского - не приблизила к решению проблемы.
Как заявил городской глава Леонид Черновецкий на заседании комиссии по "Элита-Центру" 18 июля 2006, начало строительства жилья тормозит МВД, которое не предоставляет подтвержденные списки пострадавших. После того же, как они будут получены, по словам мэра, КМДА поможет тем, кто вложил последнее.
А может ли вообще власть решить этот вопрос, существует ли правовой механизм компенсации пострадавшим вложенного средства? А может прав был Валерий Пустовойтенко, который в феврале 2006 года говорил, что "сегодня в Украине не существует механизма защиты инвесторов"?
Ответ на этот вопрос надо начать с констатации простого факта: власть обязана защищать конституционные права граждан, которые выступили инвесторами жилья для собственных потребностей, поскольку именно такая функция положена на нее Конституцией Украины.
П. 1 ст. 8 Конституции: "Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу. Законы и прочие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответсвовать ей".
П. 2 ст. 3 Конституции: "Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства".
Ст. 47 Конституции: "Каждый имеет право на жилье. Государство создает условия, при которых каждый гражданин будет иметь возможность построить жилье, приобрести его в собственность или взять в аренду".
П. 2 ст. 19 Конституции: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в границах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины".
П. 2 ст. 8 Конституции: "Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется".
Ст. 55 Конституции: "Права и свободы человека и гражданина ограждаются судом. Каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц".
Ст. 56 Конституции: "Каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненной незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий".
Ст. 68 Конституции: "Каждый обязан неуклонно придерживаться Конституции Украины и законов Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей. Незнание законов не освобождает от юридической ответственности".
Другими словами, Конституцией Украины определено, что государство отвечает перед гражданином Украины за свою деятельность.
Однако, за полгода ни предыдущее правительство Юрия Еханурова, ни действующая Киевская городская власть не были в состоянии разработать механизм возмещения убытков гражданам Украины, которых надули организации, которые входили в ГИБК "Элита-Центр".
Конституцией Украины четко определено, кто отвечает за соблюдение прав и свобод граждан на территории Украины.
Ст. 102 Конституции Украины определено, что: "Президент Украины является гарантом … соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина".
Ст. 104 Конституции Украины в тексте присяги Президента Украины определено, что: " Я...…,Президент …обязываюсь отстаивать права и свободы граждан…"...
Ст. 116 Конституции Украины определено, что: "Кабинет Министров Украины п. 1 - обеспечивает выполнения Конституции и законов Украины, актов Президента Украины; п. 2 - принимает меры относительно обеспечения прав и свобод человека и гражданина; п. 3 - обеспечивает проведение инвестиционной политики...".
Украина сегодня имеет всю необходимую правовую базу для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Украины. Проблема состоит в том, что нормативно-правовые акты игнорируются чиновниками на всех уровнях. И лучшим примером этого является ситуация, в которую попали инвесторы, обманутые компаниями, которые входили в ГИБК "Элита-Центр".
И прокуратура, и милиция, и Национальный банк Украины, и Государственное агентство по инвестициям и инновациям, и Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины, которые непосредственно должны были обеспечить защиту конституционных прав граждан-инвесторов, в рамках предоставленных им полномочий, эти полномочия проигнорировали.
Ст. 1 Закона Украины "О прокуратуре" определено, что: "Прокурорский надзор за соблюдением и правильным применением законов Кабинетом Министров, министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, органами государственного и хозяйственного управления и контроля ... местными советами, их исполнительными органами, ... общественными организациями, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, подчиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами".
Ст. 2 Закона Украины "О милиции" определено, что: "Основными задачами милиции является: обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав и свобод, законных интересов...".
Как член комиссии, я считаю, что именно бездеятельность председателя комиссии при КМДА Виталия Журавского стала причиной противостояния между надутыми инвесторами и Киевской властью, что выплеснулось в палаточный городок перед стенами дома мэрии.
Впрочем, имея опыт решения проблем надутых вкладчиков "Гермес-Финанс Украина" и работая в Комиссии по "Элита-Центру" при КМДА, могу с уверенностью заявить, что механизм компенсации потерь пострадавшим существует. При чем этот механизм не требует ни деления инвесторов на бедных и богатых, ни привлечения средств из городского бюджета.
Но в то же время внедрение этого механизма является несколько более сложным, чем разбивка палаток перед стенами КМДА, и требует от инвесторов незаурядного терпения, способности самоорганизовываться, понимать и отстаивать свои права.
Что необходимо сделать инициативной группе инвесторов, чтобы исправить ситуацию?
1. Срочно приобщить к решению проблемы Уполномоченного Верховной Рады по правам человека Карпачову Н.И., поскольку это явление приобрело системный характер на территории Украины.
2. Войти в правовое поле. Для этого необходимо собрать 1001 подпись членов территориальной общины г. Киева, которые понесли урон от деятельности организаций, которые входили в ГИБК "Элита-Центр", и внести свои предложения на ближайшую сессию Киеврады.
Документ может содержать кроме предложенного механизма решения проблемы, обращение к депутатам Киеврады, которое будет призывать их обратиться с предложением к их коллегам с ВРУ относительно принятия соответствующего Постановления ВРУ, что создаст правовое поле для решения указанной проблемы.
3. Все обманутые инвесторы должны подать в суд исковые заявления, чтобы получить статус лица, которое понесло урон, от организаций что входили в ГІБК "Элита-Центр", по месту нахождения организаций, в которые инвесторы вносили средство (инвестиции с целью получения жилья).
4. По месту нахождения земельных участков на которые планировалось строительство жилья для инвесторов, инвесторам необходимо создать 10 жилищно-строительных кооперативов путем государственной регистрации.
5. В судебном порядке вменить в обязанность Киеврады разорвать договоры аренды с лицами, на которые были оформлены договоры аренды земельных участков, где планировалось строительство жилья для инвесторов, и передать их решением Киеврады 10 жилищно-строительным кооперативам.
6. Разработать технико-экономическое обоснование соответственно внесенным средствам инвесторов. На их основании разработать бизнес план относительно строительства жилья для обманутых инвесторов, а также определить необходимость в дополнительном выделении земельных участков с целью покрытия указанных затрат.
7. Ускорить работу рабочих групп, созданных КМДА, для получения соответствующих разрешений на осуществление строительства.
8. Провести конкурс среди строительно-финансовых объединений, которые смогут взять решение этого вопроса "под ключ", то есть, чтобы обманутые инвесторы получили реальные кв. м жилья, за которое они заплатили.
9. Генеральным заказчиком строительства жилья должны выступить 10 Жилищно-строительных кооперативов с целью обеспечения контроля за строительством.
10. Рабочие группы при КМДА должны разработать и внедрить механизм получения временного жилья инвесторами, которые остались "на улице" в результате этой аферы.
11. Провести совместное совещание рабочей группы Комиссии по решению вопроса обеспечения жильем инвесторов, которые понесли урон вследствии деятельности группы инвестиционно-строительных компаний "Элита-Центр" с МВД Украины и Генпрокуратурой Украины по вопросу обеспечения выполнения Указа Президента Украины от 03.03.2006г. № 185/2006.
12. Провести совместное совещание рабочей группы Комиссии с представителями НБУ, коммерческих банков, которые осуществляли кредитование инвесторов группы компаний "Элита-Центр" с целью выработки механизма конституционной защиты последних.
А также, обманутым инвесторам, чтобы избежать судьбы вкладчиков трастов, я бы рекомендовал сделать следующее:
1. На этом этапе действовать исключительно в правовом поле и не провоцировать власть на противостояние.
2. Заслушать отчет каждого представителя, который входил и входит в состав инициативной группы от обманутых инвесторов, и определить, что каждый сделал в пользу всех инвесторов.
Возможно, сильным шагом было бы объединение обманутых инвесторов в единую общественную организацию, основой которой может стать "Правозащита". Это необходимо для более четкой самоорганизации для защиты своих конституционных прав.
Олег Галенко, председатель ГО "Координационный центр"
Читайте также:
МВД составило список потерпевших от аферы "Элита-центр" – Луценко
50 вкладчиков "Элита-центра" требуют у власти построить им жилье
В Киеве раскрыли ще одну "Элита-центр"
В Киеве завалилась строительная "пирамида". Потерпевшие— тысячи инвесторов