Что день грядущий нам готовит? Или У трех нянек дитя без глаза

Пятница, 18 августа 2006, 16:36

Продолжение. Первую часть читайте здесь.

Исходя из сходства схем Газпрома для Европы и Украины, можно спрогнозировать появление новых компаний-посредников, а также компаний-партнеров Газпрома на рынке Украины. Это является угрозой энергетической стабильности, так как приведет к контролю энергетического рынка Украины Газпромом.

В связи с этим нужно максимально упростить схему прохождения газа от производителей к потребителям, обеспечить невозможность возникновения дополнительных компаний-посредников, а при условии прихода на рынок других компаний нужно усилить государственный надзор как за учредительным капиталом этих компаний, их партнерскими связями, так и за непосредственной деятельностью в Украине; сделать более жестким антимонопольное законодательство, уменьшив возможные для одной компании максимальные объемы продаж газа на рынок.

С другой стороны, нужно заинтересовать (в том числе и неформальными способами) потенциального партнера Газпрома в партнерстве с Украиной, переориентировать их интересы в сторону выгоды для Украины.

"Дорожная карта" для газовой сферы

Украина уже имеет собственную "Энергетическую стратегию", разработанную до 2030 года. Тем не менее по большей мере она предусматривает общие направления работы. Для конкретизации действий власти и улучшения ситуации на газовом рынке страны, в рамках реализации общей энергетической стратегии государства целесообразно разработать "Дорожную карту" первоочередных действий в газовой сфере.

Целью этого документа является распланировать, как выйти на стратегически важные шаги государства. Такая необходимость обусловлена слишком тесным сотрудничеством с Россией и продолжительностью возможных преобразований. Для системного видения энергетического развития государства, контроля безопасности и эффективного управления газовой сферой и необходимо создание такого документа.

Впрочем, следует отметить, что каждый из предложенных ниже шагов, которые может предусматривать этот документ, непременно обусловит резкую реакцию России и соответствующее повышение цены на газ. В связи с этим надо помнить, что цены на газ все равно невозможно удержать на настоящем уровне без значительных потерь для Украины – за это Газпром требует полномочий на управление газотранспортной системой. Не в этом, так в следующем году. И в момент, когда Киев меньше всего будет ждать и будет наименее готов.

В любом случае, повышение цен непредотвратимо, и пример Беларуси об этом красноречиво свидетельствует. Перспектива такого повышения учтена и в "Энергетической стратегии", правда, в пятилетний срок. Основная проблема с повышением цен в том, что оно произойдет прежде запланированного срока. Но этому можно и нужно противодействовать путем удачной игры (или противо-игры) на цене за транзит русского газа, дипломатическим путем (в частности, в рамках "асимметрических мероприятий"), а также усилением позиций Украины путем одновременной диверсификации поставщиков газа.

Прыжок цен на русский газ не будет критическим для Украины, если выполнять все пункты "дорожной карты" скоординировано друг с другом, переводя таким образом Газпром с позиции лидера на позицию рядового игрока на газовом рынке Украины и ликвидируя его преимущества.

Среди составляющих "Дорожной карты" могли бы быть такие:

1. Ликвидация РосУкрЭнерго и исключение возможности допущения других компаний-посредников на рынок страны. При этом совместно с русской стороной (с использованием соответствующих аргументов, в том числе асимметричных) может быть согласован график постепенного повышения цены на газ.

2. Осуществление просмотра принципов заключения договоров на закупку газа; отказ от заключения таких договоров на долгосрочный период с нефиксированными ценами. При этом существует опасность "сепаратных переговоров". Некоторые области или отдельные предприятия могут обратиться к закупкам более дешевого газа напрямую у субъектов хозяйствования России (как это старается сделать АРК). Впрочем, решение здесь простое: поскольку такая деятельность прямо противоречит закону, ее прекращение – дело правоохранительных органов, и никакое игнорирование в таких случаях недопустимо.

3. Диверсификация газового рынка, нахождение альтернативных поставщиков газа. Среди таких вариантов можно рассмотреть переговоры с Туркменистаном относительно поставок газа. Ситуация, при которой Туркменистан полностью зависит от России, является опасной и невыгодной для самого Туркменистана; это будет заставлять его искать новые рынки сбыта газа. Этот процесс усложнит то, что туркменский газ транспортируется русским газопроводом. Существует, впрочем, возможность транспортировки этого газа через Иран и дальше по газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум, а потом – через Черное море в сжиженном виде, или же через перспективный газопровод Nabucco, строительство которого планируется завершить в 2008 году.

Подобные переговоры уже велись президентом Ющенко в 2005 году, однако не вызвали энтузиазма у Сапармурата Ниязова. Трудности с Туркменистаном возникают прежде всего из-за задолженности Украины по поставкам промышленных товаров. Итак, начинать диалог о партнерстве нужно именно с ликвидации этих задолженностей, чем сейчас и занимается Украина. И, вопреки этому, нужно также найти интересные для Туркменбаши темы. Это является одной из первостепенных дипломатических задач Украины на сегодня – построить партнерские отношения Украины с Туркменистаном таким образом, чтобы заинтересовать его (общими проектами) в стратегическом партнерстве с Украиной и вести прямой диалог относительно поставок газа без посредничества России.

По другому варианту, можно присоединиться к Польше в ее закупках норвежского газа. Украина могла бы принять участие в построении необходимой для Польши соответствующей инфраструктуры, в особенности трубопровода из Норвегии, который сама Польша профинансировать не в состоянии, получив некоторые льготы в транспортировке газа по ее территории.

4. Объявление тендера на доступ на украинский рынок других поставщиков газа на конкурентных условиях. Допуск компаний к тендеру может базироваться на указанных выше принципах. Это, скорее всего, наткнется на крепкие административные преграды, связанные с частной заинтересованностью чиновников в нынешнем положении вещей. Соответственно, нужна реорганизация структуры управления газовой сферой для того, чтобы прорвать эти "пробки".

5. Создание консорциума Украины, Польши, Белоруссии, а также других стран, которые желают присоединиться, с общей целью диверсификации газового рынка. Это разрешит путем увеличения совокупного капитала активно действовать на газовом рынке, получить льготы на транспортировку газа по территориям стран-участниц.

И вместе с тем, для успешного построения внешних взаимоотношений прежде всего нужно найти общий язык внутри страны, определить общую линию и придерживаться ее.

Во-первых, государству нужна собственная, государственная политика, и она не может быть предметом торгов на внутриполитической арене.

Во-вторых, партнерские взаимоотношения предусматривают равноправные и прежде всего честные отношения. Они могут быть достигнуты после выполнения первоочередных пунктов "дорожной карты".

И, все-таки, первостепенной остается проблема времени – нужна консолидированная и конструктивная работа всех ветвей власти. Пусть эти действия будут непопулярными. Тем не менее, лишь они могут остановить этот "механизм замедленного действия" и, в конце концов, позволить Украине вести диалог на равных и сделать отечественный рынок газа предметом регулирования украинского правительства, а не рычагом влияния русского соседа. А пока – время идет...

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде