Лебедь, Рак и Щука украинской власти
После бушующего июля наступил сонный август. Утомленные политики полетели к теплым морям, чиновники борются за портфели, некоторые министры сжигают архивы, а политтехнологи разрабатывают планы жизни после Универсала.
Чего мы можем ожидать от основных политических штабов уже с начала осени?
Украинская политика персонифицирована, как и любая другая, и потому реальное влияние на ситуацию могут иметь планы команд трех основных политических игроков сегодняшней Украины: Януковича, Тимошенко и Ющенко.
Все они требуют ре-брендинга в связи с новыми политическими условиями, которые настали еще более неожиданно, чем украинская зима.
Наиболее сильными выглядят позиции Януковича.
Рассмотрим его как Рака, не только потому, что многие считают его курс шагом назад, а хотя бы из-за знака Зодиака.
Основной месседж Януковича для элитных групп – "отныне все вопросы решаются здесь". Группа уже сейчас активно расставляет кадры, не согласовывая это ни с кем, заполняет собой все ниши в экономике, политике, информационном пространстве, получая если не контрольные, то хотя бы блокирующие пакеты влияний.
Несколько иной месседж будет направлен на избирателей, которые не голосовали за Партию регионов или даже активно ее не воспринимают. Они услышат что-то вроде "Я хороший и совсем не страшный".
Можем ожидать ослабления позиций по русскому языку, оценках Майдана, федерализму – для внутреннего обычного потребителя, демонстрацию открытости и прозрачности правительства, введения настоящих или мнимых атрибутов демократии в деятельность Кабмина.
Самого Януковича будут позиционировать как "премьера для всех украинцев", "объединителя нации", "заботливого отца всех маленьких украинцев".
Похожее послание направлено на Запад, и мы его почувствуем уже во время первых визитов премьера в Брюссель и Вашингтон – "Я другой, я изменился".
Многовекторность во внешней политике вплоть до положительных оценок НАТО, отрицание приватизации газотранспортной системы, или еще более радикальные вещи должны окончательно переключить внимание Запада от прошлых проблем с демократией на будущие светлые перспективы.
Отмена конституционной реформы явным образом невыгодна Януковичу, и поэтому не будет осуществлена.
Продолжение реформы вплоть до проведения выборов президента в парламенте может пока подождать, и поэтому тема для него будет просто заморожена.
Серьезным вызовом для Януковича станут экономические проблемы, рост цен, возможная девальвация гривны.
Задачей пиарщиков станет, с одной стороны, свалить большую часть вины на просчеты прошлого правительства, и в то же время разделить ответственность за текущие нелады не только с верными союзниками СПУ и КПУ, но и лично с президентом и "Нашей Украиной".
Реальной угрозой и постоянным раздражителем для Януковича станет оппозиция в лице Тимошенко.
Уровень угрозы будет измеряться глубиной непримиримости оппозиции. В Украине власть и оппозиция всегда находили аргументы для того, чтобы власть была не слишком преступной, а оппозиция – конструктивной и удовлетворенной.
Отладка отношений и заключение неформальных соглашений станет одним из первых задач для обеих команд. К тотальной войне на уничтожение уже с осени не готовы ни те, ни другие, и поэтому кейсы с компроматом и деньгами не будут открыты, и топор войны не будет выкопан.
Для Януковича важно найти рычаги влияния на Тимошенко, и не такие грубые, как возбуждение дел против Турчинова и Кожемякина, но более тонкие и действенные, и они будут найдены. Иначе войну сможет остановить лишь физическое устранение лидера БЮТ.
В общем, подписание Универсала должно было стать восстановлением схемы круговой поруки между основными властными группировками.
Система чудесно действовала во времена Кучмы, когда, находясь во власти, можно было хоть опиумный мак гектарами сажать, хоть радиоактивные отходы в страну нелегально завозить, но нельзя было нарушать правила игры, выходить за рамки в критике власти или подрывать ее основы.
Именно поэтому к подписанию Универсала старались привлечь и оппозицию, и ведущих общественных деятелей. Ведь только несистемная оппозиция, свободные СМИ и сильное гражданское общество могут стать помехой роста коррупции до угрожающего уровня.
Пока что Универсал подписали не все, и он не стал гарантией неприкосновенности капиталов и кучминых олигархов, и оранжевых рейдеров.
Будем надеяться, что хотя бы не возвратятся старые схемы дешевой приватизации или окон на границе, и в новых условиях игроки будут зарабатывать деньги "белыми" и "серыми", но не "черными" схемами...
Самой лучшей средой для этого являются конфликтные ситуации, в которых можно выгодно подавать себя и строить популистские заключения.
БЮТ реально оценивает ситуацию и не может делать ставки на массовые уличные акции, и потому будет лишь пугать их угрозой. Ставка может быть сделана на политические блиц-криги и скандальные раскрытия действий преступной власти.
Основной капитал Тимошенко – ее рейтинг, и его будут поддерживать и наращивать.
Можно ожидать маленьких победных кампаний ставленников БЮТ на возможных выборах мэров Чернигова, Полтавы, Кировограда, попыток импичмента и требований проведения новых выборов городского главы Киева (с выдвижением ну очень серьезного кандидата), появлений Юлии Владимировны во всех конфликтных ситуациях.
Важным является не сам факт получения контроля над креслом городского главы, а публичная громкая победа, показательная демонстрация силы владелицы высочайшего рейтинга.
Антикоррупционные скандалы будут иметь определенную границу, скажем, нельзя сейчас ожидать слива деталей о главном секрете полишинеля в стране – относительно основных получателей средств "РосУкрЭнерго".
Импичмент президента для БЮТ сейчас невыгоден, так как и.о. президента становится действующий спикер, а сам БЮТ не готов к победной войне всеукраинского масштаба. Поэтому можно прогнозировать осенью плавное сползание БЮТ к конструктивной оппозиции, работы теневого правительства, сайта "Идеальная страна", и накопления сил для борьбы.
Тимошенко будет собирать под свои знамена всех оппозиционеров кроме, возможно, Витренко: принципиальных депутатов СПУ и "Нашей Украины", изгнанных из власти командой Януковича новейших богачей, вечных революционеров, международных искателей приключений типа Березовского и еще многих красивых и разных личностей и организаций.
Основной капитал Ющенко – популярность, поддержка народа, имидж "честные руки и принципы превыше всего" – потяряны бесповоротно.
Тем не менее есть еще остатки кредита доверия избирателей западных регионов, есть еще урезанные, однако существенные полномочия, и есть потребность элит иметь "крышу" не от Януковича.
Стратагемы Ющенко – постоянный преферанс с Януковичем, замыкать на себе Запад, не замечать Тимошенко.
Угроза отмены конституционной реформы из-за решения соответствующего суда, контроль правительства изнутри через "своих" министров, переведение вины за просчеты правительства исключительно на Януковича, влияние на кадровую политику в ОДА и РДА – должны стать козырями в игре президента с премьером.
В этом можно и нужно найти массу союзников. Янукович не может дать хлебные места всем тем, кто стремится их получить, и останется большое количество неудовлетворенных.
Кое-кто не сможет получить свою часть власти из-за личных или политических конфликтов с регионалами. Но эти люди не готовы направляться под знамена Тимошенко, так как боятся и не желают рисковать быть в оппозиции. Они желают делать свой бизнес и требуют политической крыши.
Именно для них должна открыть дверь приемная президента, который может помочь многим и не просить за это много. Иначе даже проекты художественного Арсенала и восстановления Батурина некому будет финансировать – просто срам.
Осенние переговоры о вступлении "Нашей Украины" в большинство развалят этот блок без шансов на восстановление, и Ющенко нужны будут новые политические проекты. Национал-демократическая ниша остается его полем, но это не больше 5% рынка, и ее еще надо объединить. С такой задачей мог бы идеально управиться Юрий Костенко.
А для изымания рейтинга у Тимошенко необходимо оккупировать антикоррупционную нишу. "Антикриминальный выбор" Луценко должен стать проектом Ющенко, личность Юрия Витальевича вызовет лишь положительные эмоции у избирателей, и именно вокруг него нужно строить новый политический проект в этой перспективной нише.
Команда Януковича на эту нишу еще долго претендовать не сможет и что-то выращивать там не будет.
Другая ниша – "молодые либеральные реформаторы", уже готова под Яценюка с возможным добавлением Катеринчука, Ляпиной и т.п.
Ниша не является настолько популярной в народе, опыт Тигипко и Богословской является поучительным, тем не менее, она привлекательна для Запада и для собственной интеллигенции.
Для раскрутки таких проектов нужны ресурсы.
Организационными штабами могут стать соответственно секретариат президента и РНБО.
Оба требуют реформ и кадровых чисток, так как не справились с политическими вызовами прошлого периода.
Необходимо создание ежедневно действующего координационного штаба высокого уровня, привлечение дополнительных политтехнологичных мозгов и ресурсов.
Не исключено, что придется даже платить на первых этапах из собственного кармана, но вполне реально наладить механизмы финансирования из старых (остатки бюджетов МЧС и других квотных ресурсных баз), и новых (которые прийдут под "крышу") источников.
Ющенко еще имеет шанс закрепить за собой контакты с Западом, переведя русский вектор на Януковича. Для этого необходимы молниеносные визиты в Брюссель и Вашингтон: свои лично или доверенных лиц – но до визитов Януковича.
Именно Ющенко, или Тарасюк, как минимум, должен объяснить Европе и США, что такое новая коалиция, почему это произошло, и заверить в личной роли Ющенко в гарантиях для Запада.
МИД также должен сорганизовать серию визитов мировых политиков в Киев именно к Ющенко. Приезд Буша, который откладывался из-за отсутствия правительства, значительно усилит позиции Ющенко внутри страны при правильной его организации.
Возможность пригласить соответствующих гостей на празднование годовщины Независимости провалена, как всегда. Тем не менее шансы еще есть. Как всегда.
С таким подходом и козырями Ющенко может претендовать на политическую жизнь после 2009 года, а Украина – на перспективу не просто двухпартийной системы, а несколько более сложной и интерестной политической жизни.
Более мелкие политические группы в таком треугольнике будут либо строить для себя отделенные ниши в кадрах и бизнесе, строить равноотстоящие отношения с основными политическими игроками, либо попадать в орбиту одного из них.
Интересы и возможные планы Лебедя – президента, Рака-премьера и оппозиционной Щуки являются разными, и поэтому Украина может застрять на месте в такой упряжке.
Тем не менее, баланс политических сил может стать и предохранителем узурпации власти, при условии дальнейшего развития свободных СМИ и гражданского общества.
Игорь Попов, председатель Комитета избирателей Украины