Бензиновый меморандум "железного властелина"
Бензин – зеркало, в которое приходится смотреть каждому правительству. В этом зеркале видна сущность любой правительственной команды, и, в частности, степень ее популизма.
Виктор Янукович активно взялся за бензиновый рынок. Наверное, этому оказал содействие не только его эмоциональный подъем от получения места премьер-министра, но и нарастающая турбулентность на этом социально важном сегменте экономики.
Проклятие Тимошенко
На рынке топливно-смазочных материалов – снова призрак кризиса. Цены на топливо на розничном рынке Украины стойко держались до середины июля. Однако цена на нефть в мире с каждым днем становилась все выше, и запасы нефтетрейдеров, которые они пополнили по невысоким ценам с начала сезона, высыхали.
В этих условиях традиционное для конца лета оживление спроса на топливо (автотуризм, жатва) привели к тому, что рынок просто "обвалился".
Так, тревожные вести из регионов стали поступать на прошлой неделе. Абсолютными рекордсменами по этим показателям стали Донецк и Крым, где цена, любимого для всех 95-го бензина перевалила за 5 грн.
Однако и в других регионах стоимость бензина на стелах АЗС изо дня в день становилась все больше и больше.
Адекватную причину роста назвать никто не мог. Предыдущий состав министерства топлива и энергетики просто закрывал глаза на возрастающие цены – очевидно, ожидая своей отставки (хотя предпосылки к росту появились намного раньше).
В этих условиях каждая из двух групп игроков - производители топлива и торговцы - стали дружно кивать друг на друга, стараясь перевести ответственность за рост цен на чужие плечи.
Виновных нет
Так, топ-менеджеры и представители флагманов отечественной нефтепереработки - Кременчугского и Лисичанского НПЗ - во всем обвиняют нефтетрейдеров. Мол, последние сами создали ажиотажный спрос и нарочно "подогрели" рынок.
"У нас - сплошные нули и убытки. Все заработки сегодня находятся в рознице. В это время нефтетрейдеры зарабатывают по $100 на тонне нефтепродуктов", - жалуется председатель правления ЗАО "Укртатнефть" (Кременчугский НПЗ, Полтавская обл.) Сергей Глушко.
В то же время, по словам заместителя директора Департамента по рекламе и PR ООО "ТНК-ВР Украина" Ирины Ковальчук, есть план, соответственно которому осуществляется отгрузка, все объемы, которые были заявлены - обеспечиваются.
Однако на рынке сейчас идет увеличение спроса на продукцию - трейдеры хотят купить в три раза больше, чем для них было запланировано производителем, поскольку все ожидают дальнейшего роста цен и хотят купить сегодня дешевле, чтобы потом продать дороже.
"Трейдеры искусственно разогревают рынок и создают спекулятивную волну спроса, не подтвержденного реальным потреблением. При этом ответственность перекладывается на производителя - мол, сделали мало. Но по взмаху волшебной палочки завод не может увеличить объемы за один день на 200 тысяч тонн", - отметила Ковальчук.
В свою очередь, нефтетрейдеры во всем обвиняют мировой рост цен на нефть и "небрежных" переработчиков. Собственники НПЗ, по мнению торговцев, львиную долю своей продукции просто экспортируют, и этим самым создают дефицит на рынке.
Трейдеры бросают в сторону нефтепереработчиков обвинения в намеренном сокращении производства низкооктановых бензинов и появлении дефицита на этот вид топлива.
Заводы этого и не скрывают. Так, генеральный директор "ТНК-ВР Коммерс" Феликс Лунев недавно сообщил, что Лисичанский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ, Луганская обл.) в ближайшее время планирует сократить производство бензина марки А-80 до минимума.
По словам топ-менеджера, предприятие уже сократило производство этого вида продукции с 45 тыс. тонн в месяц до 15 тыс. тонн. Лунев подчеркнул, что такая инициатива компании связана с лучшей экономикой продаж высокооктановых бензинов.
Как утверждают нефтепереработчики, конъюнктура рынка не оказывает содействие их производству. Из-за отмены таможенных пошлин на ввоз нефтепродуктов в Украину в мае 2005 года, намного выгоднее вырабатывать высокооктановые марки – только так можно конкурировать с импортным топливом.
В то же время, эксперты рынка скорее придерживаются точки зрения нефтепеработчиков и считают цену, установленную на стелах АЗС, во многих случаях завышенной.
Эксперты подсчитали, что если пересчитать нынешние цены большого опта в розничные, то с учетом маржи "красная цена" за литр 95-го украинского производства составит 4,35 грн, а импортного 4,71 грн. – отнюдь не нынешние 5 грн.
Меморандумом по голове
В свою очередь, новоиспеченные министр топлива и энергетики Юрий Бойко и премьер-министр Виктор Янукович решили разобраться с этой ситуацией по-своему. Они сели за стол переговоров с наибольшими игроками топливного рынка страны, с целью подписания с ними "Меморандума о согласовании действий между Кабмином и нефтетрейдерами".
Первым шагом к реализации этой идеи стала встреча Бойко с собственниками нефтеперерабатывающих мощностей страны и собственниками 60% автозаправочных станций, в ходе которой был рассмотрен возможный вариант документа и принят ряд "неоднозначных" решений.
Эти решения стали первыми ласточками к грядущим изменениям - административного регулирования. Так, на встрече было принято решение установить предельные цены продажи бензина А-95 на текущую неделю на уровне 4,7 грн/литр, дизельного топлива - 4,10 грн/литр.
"Были проведены расчеты с учетом входной цены на нефть - $475 за тонну, которая на эту декаду практически со всеми законтрактованна, что входит цены на нефтепродукты, и путем проведения расчетов, корректировки и сверки с нефтетрейдерами был подписан протокол совещания у министра топлива и энергетики, соответственно которому на эту неделю предельная цена бензина А-95 устанавливается не выше 4,7 грн/литр, а предельная цена дизельного топлива в рознице - не выше 4,1 грн/литр", - прокомментировал ситуацию Юрий Бойко.
В то же время, в случае отказа от таких предельных цен, проект договоренности предусматривает "силовые" мероприятия: основные поставщики нефтепродуктов Украины прекратят им отгрузку. Вот вам и рыночные методы.
Подписание текста меморандума было запланировано на вечер понедельника, однако было перенесено на пятницу. По официальной версии, якобы из-за неготовности окончательного текста документа.
Однако, как стало известно от одного из участников переговоров, нефтяники понимают, что подписать прийдется в любом случае, однако хотят "выбить" хоть какие-то льготы и преференции, причем каждый для себя.
Хотелось бы напомнить, что подобный опыт работы с нефтяниками у Виктора Федоровича уже был. Так в начале июня 2004 года он, будучи премьер-министром уже подписывал меморандум с нефтяниками, однако обязательства перед ними так и не сдержал.
В частности, соответственно подписанному меморандуму, правительство и нефтяные компании должны были разработать формулу формирования стоимости топлива в Украине в зависимости от мировых цен на нефть. Предполагалось, что в случае снижения цен на нефть, цена на нефтепродукты будет снижаться тоже. Если цена нефти будет возрастать, то правительство будет проводить дополнительные консультации с компаниями для предотвращения ценовых всплесков и сглаживания повышения цен со временем.
Цена на нефть тогда стремительно выросла. Нефтяники проводили активные переговоры с правительством о просмотре существующих и формировании новых цен на нефтепродукты в связи с ростом цен на нефть, однако в правительстве так их и не почувствовали.
Как бы там ни было, несложно предположить, что существующие цены на АЗС продержатся максимум до конца текущей недели.
И скорее всего, ситуация будет развиваться по сценарию, написанному еще в далеком 2004 году все той же командой Виктора Януковича.
Административные методы регулирования похоже все-таки возьмут верх над рыночными, и не исключено, что цена будет той, которую новая команда членов правительства будет считать нужной, несмотря на все внутренние и внешние факторы и тенденции.