Владелец смертельного бизнеса

Игорь Луценко, для УП — Понедельник, 14 августа 2006, 13:33

В несчастливую дату, 13 августа, на шахте "Суходольская-Восточная" произошла трагедия. В 7:33, вероятно взрывом газа или пылевой смеси, было разрушено вентиляционное сооружение. По совпадению, пострадавших было тоже 13, шестеро из них погибли.

Тем не менее это было не единственное стечение обстоятельств в тот день.

Триумф, которого не было

Воскресенье, 13 августа 2006-го, должно было стать одним из ярких эпизодов триумфа Рината Ахметова в его борьбе за земное счастье.

Во-первых, Ахметов в тот день собирался помпезно отпраздновать 70-летие своего любимого детища – футбольного клуба "Шахтер". Наверное, тяжело вообразить что-то, что занимает в душе богатейшего человека Украины больше места, чем этот футбольный клуб – на него он тратит десятки миллионов долларов ежегодно. И потому юбилей "Шахтера" – это минимум праздник регионального масштаба в Донецкой области.

Во-вторых, по сообщению "Коммерсанта-Украина", утром собственник наибольшей в Украине частной корпорации – "Систэм Кепитэл Менеджмент" (СКМ) – сделал заявление об одном из важнейших шагов в своей жизни. Он сообщил, что первичный выпуск акций (Initial Public Offer, IPO) компании "Метинвест-Холдинг", горно-металлургической "жемчужины" в составе СКМ, возможен уже в текущем году.

Значение этого события простирается далеко за границы Донбасса и даже Украины.

Выпуск акций в свободную продажу одной из наибольших финансово-промышленных групп (ФПГ) Украины – это событие почти мирового масштаба. До того ни одна из отечественных ФПГ не отваживалась сделать это.

Такой шаг, прежде всего, требует совсем других стандартов работы: прежде всего, значительно большей открытости информации о бизнесе компании, ее финансовых потоках, о правах собственности и т.п. – на порядок большей открытости, чем к которой привыкли отечественные большие предприниматели. Поэтому не удивительно, что все они уже который год говорят о ІРО, но так никто и не отважился.

Основная причина этого – инвесторам, которые купят акции, нужно показывать более или менее реальную прибыль, реальные доходы. Нужно отказаться от некоторых схем избежания налогообложения. В конце концов, нужно просто "засветить" реальных собственников, показать структуру акционерного капитала.

Ни Индустриальный Союз Донбасса, ни "Интерпайп", ни "Приват" к этому еще не готовы. Они считают лучшим отсиживаться за анонимностью офшоров, прятать прибыли от налогообложения.

Но Ахметов, наверное, решил и здесь стать самым первым. Показать, что количество его денег в конце концов перешло в качество, что ему уже нечего бояться.

В-третьих, в тот же день Виктор Янукович, ставленник Ахметова во власти, провозгласил заявление, по странному совпадению приятное для спонсора своей партии. Он рассказал о намерении инициировать продажу шахт, которые занимаются добычей коксующегося угля, украинским металлургическим холдингам.

"Наибольший эффект будет, если собственниками шахт станут металлургические холдинги. И обязательно, чтобы в этой цепочке были коксохимические заводы", - сказал Виктор Янукович.

Премьер также говорил о возможностях создания вертикально интегрированных холдинговых компаний, которые имели бы замкнутый цикл и собственные торговые дома.

Трагическое совпадение, но собственником шахты "Суходольская-Восточная" (входящей, кстати, в холдинг "Краснодонуголь", который добывает самый коксующийся уголь) является именно металлургический, вертикально интегрированный холдинг "Метинвест" Рината Ахметова. О ІРО которого за несколько часов после аварии на шахте говорил собственник СКМ, если верить "Коммерсанту". Холдинг, который имеет и замкнутый цикл, и собственную сбытовую компанию.

Любители конспирологии могут подумать о природе связи между этими событиями – все выглядит так, будто Ахметову захотели испортить праздник. Тем не менее истинная причина трагедии состоит несколько в ином. Дело в потом, что новейшие украинские компании пока что не провозгласили наибольшей ценностью человеческую жизнь, а не прибыль. И потому трудное наследство, которое досталось им от советской системы, может стать преградой для успешного вхождения в элиту мирового бизнеса.

Погибшие за капитал

Так, если брать статистику, на угольных шахтах Украины за 2005 год травмировано около 8 тыс. шахтеров (7768), из них смертельно - 157 лиц, в том числе 27 шахтеров умерли от сердечно-сосудистых заболеваний. При этом на шахтах, подчиненных Минуглепрому Украины, погиб 131 человек против 173 в прошлом году. В целом смертельный травматизм снизился на 43 случая (157 против 200) или на 21,5% в сравнении с 2004 годом.

На фоне этого положительного тренда частная компания "Краснодонуголь" Рината Ахметова называется в аналитической записке профильного департамента министерства по чрезвычайным ситуациям среди тех, в которых подмечено наибольшее возрастание смертельного травматизма в Украине: в 2005-м там погибло 6 человек (втрое больше по сравнению с 2003-м). За 5 месяцев 2006-го травматизм на "Краснодонугле", по сообщению МНС, продолжил возрастать. С учетом недавней трагедии, он возрастет еще больше.

Напомним, что 2005 и 2006-й года – период, когда "Краснодонуголь" находился под управлением СКМ.

Снова приходится говорить о совпадениях, но за период, когда СКМ была хозяйкой на угольных шахтах "Краснодонугля", предприятие попало в процесс банкротства, которое стало шоком для рыночных аналитиков – об этом "УП" уже писала.

Напомним, что 22 июня относительно "Краснодонугля" была начата процедура банкротства в хозяйственном суде Луганска. Эксперты были удивлены таким ходом событий, поскольку предприятие, по их подсчетам, может быть сверхприбыльным, благодаря благоприятной рыночной конъюнктуре.

Вместе с тем под руководством СКМ убытки лишь возрастали - на фоне повышения доходов. А потом произошло банкротство.

К сожалению, "УП" так и не получила объяснений этого факта от СКМ.

Историческая справка. "Краснодонуголь" был куплен Ахметовым в три этапа. Пока предприятие было государственным, с ним активно работала лояльная к Ринату Ахметову компания "АРС". Она продавала уголь и поставляла "Краснодонуглю" оснащение. За этот период долги предприятия на момент продажи его контрольного пакета достигли 637 млн. 246 тыс. грн. (не исключено, что львиная часть этих долгов принадлежала "особым" структурам).

Далее, 60% акций предприятия было продано за 770 млн. грн. – цифра лишь на 100 млн. больше  объема долгов. То есть, фактически "Краснодонуголь" был приватизирован за сумму, соразмерную с объемом задолженности.

Операция по продаже предприятия была осуществлена Михаилом Чечетовым, тогдашним главой Фонда госимущества (и настоящим депутатом в партии Рината Ахметова) за неделю до пресловутого второго тура президентских выборов-2004. Схема продажи "Краснодонугля" была очень похожа с "Криворожсталью" – были дополнительные условия конкурса, которые отстраняли возможность открытой конкуренции за пакет акций.

На последнем этапе - продажи остальных 40% - тоже был скандал. Акции были реализованы по распоряжению Юлии Тимошенко, тогдашнего премьера, при демонстративной критике этого шага Валентиной Семенюк (главы ФДМУ).

Тяжело говорить о том, существует ли связь между внешней финансовой неуспеваемостью "Краснодонугля" и возрастанием смертельного травматизма на шахтах этого предприятия.

Скорее всего, нет. Тем не менее это не означает, что здесь не над чем подумать.

Например, следует поразмышлять о приоритетах инвестирования отечественного бизнеса. Все ведущие западные корпорации, которые работают в угольной области, уделяют большое внимание безопасности работы – о их инвестициях в эту сферу можно прочитать на их сайтах или годовых отчетах в соответствующих розделах. (Кстати, на сайте СКМ, ИСД И "Интерпайп" такого специального раздела нет). Отечественный же бизнес очень любит футбол.

Недавно "Шахтер", по сообщениям СМИ, начал переговоры с одним из наилучших игроков Италии, футбольной страны номер один сейчас. Также клуб Ахметова не против привлечь других недешевых форвардов. "Да, мы действительно сделали вполне конкретное предложение киевскому "Динамо" насчет прямой покупки форварда сборной Украины Артема Милевского. За форварда сборной Украины мы можем заплатит солидную сумму ", - говорит генеральный директор "Шахтера" Сергей Палкин в интервью газете "Мегаспорт".