Старая метла по-старому метет

Четверг, 10 августа 2006, 15:34

С возвращением Виктора Януковича ко власти поползли слухи о кардинальном изменении внешней экономической политики государства: отказ от европейской интеграции, откровенную протекционистскую политику и щедрые уступки Российской Федерации.

Как главный аргумент в пользу своих фантазий приводят цитаты Януковича или его ближайшего окружения, интерпретируя сказанное день-неделю-месяц назад на свой, пессимистический лад.

Однако не все так плохо. Можно ожидать, что Янукович и его команда из представителей Партии регионов и "Нашей Украины" останутся верными основным геополитическим приоритетам Виктора Ющенко – вступлению в СОТ, интеграции в ЕС.

При этом, возможно, активизируется сотрудничество в восточном направлении - по линии Украина – ЕЭП. Что касается СОТ, то здесь, вероятно, лишь откажутся от авральных темпов вступления, и будут тщательнее торговаться за интересы украинских производителей.

Тем не менее следует ожидать и негатива – это повышение ставок на импорт. Оно отрицательно повлияет на благосостояние граждан, а также будет стимулировать инфляцию.

СОТ предать невозможно

Так вот, заявление господина Януковича от 8 августа о процессе присоединения Украины к Мировой организации торговли. Как передает Интерфакс, "Кабинет министров может перенести сроки вступления Украины в Мировую организацию торговли в связи с необходимостью проверить соблюдение интересов украинских товаропроизводителей в законопроектах относительно вступления в эту организацию, которые подало в парламент предыдущее правительство".

"Эти вопросы нам обязательно надо будет решить в 2007 году, если не успеем в 2006-м", - сказал Янукович. Эти намерения кое-кто сразу "перевел": "Премьер не хочет вступать в СОТ".

Но почему же не хочет? Преимущества от членства в этой организации очевидны: лучший доступ к мировому рынку, дисциплина во внедрении внутренних реформ, международный арбитраж в решении споров и возможность изменять "правила игры" в мировой торговле. В особенности актуальны эти преимущества для Украины с ее высокой экспортной ориентированностью.

Вряд ли это неизвестно господину Януковичу. Он не будет пересматривать законопроекты с единственной целью – отсрочить вступление Украины в СОТ. Решение выполнить во время вступления программу минимум вместо "догнать и перегнать" – вполне в национальных интересах. При правильной организации и привлечении профессионалов вряд ли изучение законопроектов сильно задержит процесс присоединения, который и без того длится уже тринадцать лет. Все равно требуется время для завершения двухсторонних переговоров с Киргизией и отчета Рабочей группы.

Если же пересмотренные законопроекты еще и учтут интересы украинских заинтересованных сторон, представленных в парламенте (металлургов, сельхозпроизводителей, финансового сектора), то присоединение к СОТ получит больше приверженцев, а голосование законопроектов в Верховной Раде не будет затягиваться, как в прошлом году.

ЕЭП – это не больно. И не вредит ЕС

Вопрос участия Украины в другом межгосударственном объединении актуальный также не первый год. По словам Николая Азарова, "Наш рынок – это рынок ЕЭП. Этот рынок надо отвоевать. Мы потеряли сегодняшние полтора года, мы можем потерять и следующий год, и в результате потеряем емкий мощный рынок, который воспринимает нашу торговлю".

На самом деле, рынки Украина не теряла: в 2005 году экспорт в Беларусь вырос на 60%, Казахстан – 7%, Российскую Федерацию – 27%.

Но, действительно, украинской продукции значительно легче конкурировать на рынках наших восточных соседей. Поэтому мы и заинтересованы в создании зоны свободной торговли.

О более глубокой же интеграции в форме таможенного союза не говорят даже представители Партии регионов. Всем очевидно, что дружба с Россией не стоит согласования с соседями всех таможенных тарифов, отсрочки вступления в СОТ на неопределенный срок и потери возможности создать зону свободной торговли с ЕС.

Правительство не собирается отказываться от евроинтеграции: "ЕС для нас – стратегическая цель, мы декларируем ее. Но на пути к ЕС мы должны пройти целый ряд серьезных этапов, и одним из этих этапов является создание регионального общего рынка. ЕЭП – это не что иное, как региональный общий рынок", - цитируют Азарова в пресс-релизе Партии регионов.

Озабоченность проблемами национального производителя – еще один из задекларированных приоритетов нового правительства. Он состоит из поддержки экспортеров, просмотра таможенных тарифов на импорт и восстановление налоговых льгот в СЕЗах и ТПРах.

Если верить Financial Times, то механизм поддержки экспортеров по словам Азарова - девальвация гривны. Однако он же сказал в интервью газете "Дело", что "экспорт необходимо поддерживать валютной политикой только в тех случаях, когда он остро требует поддержки".

Видно, к тому времени еще не было статистических данных внешней торговли Украины в мае и июне в этом году, когда экспорт товаров увеличился на 11% и 17% соответственно. Конечно, главным двигателем экспорта был резкий рост мировых цен на черные металлы. Поэтому, пока они не уменьшатся, девальвации можно не ждать.

Да и в случае ухудшения внешней конъюнктуры изменение валютного курса – не наилучший способ поддержки украинских экспортеров. Ее мизерный стимулирующий эффект в несколько раз перекроют потери от подорожания импортированных энергоресурсов и потребительских товаров, увеличения внешнего государственного долга и паника на внутреннем валютном рынке.

Через таможню – в карман украинцев

Просмотр Таможенного тарифа с целью защиты национального производителя от импорта, о чем заявляют новые члены правительства – не такое легкое дело. Его целью ставят воспользоваться переходными периодами, выторгованными Украиной в СОТ, поддержать производителей и наполнить бюджет.

Однако, во-первых, в мире импортная таможенная пошлина давно уже не рассматривается как главный способ защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и недоброкачественной продукции. Вместо этого используют высокие национальные стандарты. В таких странах защита национального производителя объединяется с заботой о здоровье потребителя.

Во-вторых, не понятно, каких именно товарных групп будет касаться просмотр тарифов. Увеличение таможенных ставок на продукцию, которая потребляется домохозяйствами (продукты питания, одежда, бытовая электротехника) приведет к подорожанию этих товаров (а за ними – и аналогичных товаров местного производства), что уменьшит реальные доходы населения.

Это также будет мешать цели удерживать инфляцию на низком уровне. В свою очередь, увеличение импортной таможенной пошлины на сырье и полуфабрикаты отрицательно скажется на национальных производителях, защита которых вроде бы провозглашена. Повышение ставок на продукцию инвестиционного спроса будет сдерживать модернизацию украинского производства.

В-третьих, даже в секторах с переходным периодом необходимо установить границу возрастания таможенных тарифов. Иначе на рынке останутся исключительно украинские производители, которых больше не будет стимулировать конкуренция со стороны иностранцев.

Будет стимулироваться и контрабанда, с которой лучше всего все-таки бороться путем улучшения процедур таможенного контроля, чем повышением таможенных ставок. Из-за отсутствия контроля вместо ожидаемого наполнения бюджета объемы уплаты импортной таможенной пошлины могут уменьшиться.

Не следует забывать и о торговых партнерах, которые воспримут повышение таможенных тарифов как крайне недружеский шаг Украины. В ответ они смогут повысить ввозные тарифы на украинскую продукцию без любых санкций – гарантия равного доступа к рынкам всех импортеров и внутренних производителей не распространяется на страны, которые не являются членами СОТ.

В конце концов, последнее. То, чего от правительства Януковича ожидают в первую очередь. Возвращение в полном объеме льгот в границах СЕЗ и ТПР: не очень блестящая идея. Главное – это приведет к уменьшению поступлений в бюджет (по подсчетам ГНА, дополнительные поступления налогов из СЕЗ и ТПР после отмены льгот 2005 года составили 820 млн. грн.).

Другими последствиями станут неравномерное распределение инвестиций, нелегальное проникновение товаров через специальные зоны на сдачу территории, неравные условия ведения бизнеса в разных регионах.

Политика, провозглашенная "защитой интересов национального производителя", может воплотиться в защите экономических интересов отдельных социальных или региональных групп. За счет, в первую очередь, потребителей. Однако членам правительства вряд ли следует жертвовать ради этого благосклонностью избирателей в условиях сегодняшней жесткой политической конкуренции.

Таким образом, в целом новая задекларированная внешнеэкономическая линия правительства регионалов и нашеукраинцев может принести и позитивы, так и негативы для средних граждан и украинских предприятий. В каких пропорциях смешают вред и пользу – будет понятно уже через несколько месяцев.


Екатерина Малюгина - эксперт Международного центра перспективных исследований

 

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде