Главный юрист Ющенко: У нас уже существует черновик проекта указа о розпуске парламента
Николай Полуденный сегодня находится в функции Виктора Медведчука – главного юриста Банковой. Но Полуденный может воспринять это сравнение как оскорбление – в свое время он много боролся с информационными заготовками Медведчука, представляя в суде интересы кандидата в президенты Ющенко и его жены.
Сейчас Полуденный – советник Ющенко и руководитель главной службы правовой политики секретариата президента. А еще Полуденный – член рабочей группы по подготовке Универсала национального единства, который скоро уже неделю обсуждается на Банковой.
Это интервью Полуденный дал во вторник около17 часа, когда в розовой комнате возле кабинета президента продолжалась встреча между Ющенко и Януковичем. На момент публикации через четыре часа ничего не изменилось.
Шансов договориться остается все меньше. А в среду настанет день, когда Ющенко нужно утвердить решение – подать кандидатуру Януковича для утверждения премьером или возвратить как неприемлемую назад в парламент.
Все склоняется к тому, что президент изберет второй путь развития событий.
Правовые аргументы Ющенко Полуденный изложил "Украинской правде".
– Расскажите, какие возможные варианты действий президента в нынешней ситуации? Правильно ли мы понимаем, что вторник, 1 августа – последний день переговоров, и среда – день, когда могут быть объявлены досрочные выборы?
– А могут и не быть объявлены...
– Почему?
– Потому, что это право президента, а не обязанность. Юридический анализ дает основания утверждать, что президент может возвратить предложение о назначении Януковича на должность премьер-министра и предложить парламенту определиться по этому поводу.
В зависимости от мотиваций, президент может распустить парламент, а может и не распускать. Может сказать: "Ну, вы определяйтесь, а я наберусь терпения и буду ждать".
– Но что Вам дает возможность утверждать, что президент может возвратить Януковича, а не принять его кандидатуру как данность?
– Системный анализ, если исходить из духа Конституции, а не буквы. Конституция говорит, что коалиция вносит президенту "предложения" относительно кандидатуры премьера. Поскольку слово "предложения" использовано во множественном числе, это значит, что предложений может быть несколько. По крайней мере, больше одного.
– Вы думаете, слово "предложения" – это была помарка при печатании изменений к Конституции или это Медведчук и компания сознательно забивали в законопроект, которым проводили политреформу?
– Мне вообще тяжело говорить, о чем думали родители изменений к Конституции, поскольку противоречий в законе 2222, который стал телом Конституции, довольно много. Поэтому сейчас тяжело определить, был ли это такой замысел, или это была ошибка.
Если исходить с филологической точки зрения, то предложение относительно кандидатуры премьера – это вещь, с которой можно согласиться или которую можно отклонить.
Условно говоря, Вам предлагают кофе с молоком, вносят такое предложение. Вы, если не любите, можете отклонить – а если любите, то согласиться.
Далее следует обратить внимание, что президент имеет 15–дневной срок на внесение кандидатуры премьера. Если бы президент просто был передаточной звеном, то этот срок был бы не нужен.
15 дней для чего-то нужны? Наверное, для того, чтобы президент определился. Иначе нет смысла в этом термине.
Если президент имеет право определиться, то в совокупности с тем, что ему подается "предложение", это означает, что он может или согласиться, или не согласиться.
От предложения кандидатуры премьера, которую вносит коалиция, к представлению кандидатуры в парламент - этого документально оформленного решения президента - очень большое расстояние.
Президент может возвратить кандидатуру премьера. Для этого могут быть не только юридические, но и политические основания.
Так как, если анализировать дальше, надо не забывать часть 2 статьи 102 Конституции, по которой президент является главой государства и является органом, который отвечает за соблюдение Конституции, соблюдение прав и свобод, принципов территориальной целостности, безопасности и тому подобное.
Давайте на минуточку вообразим, что президенту внесли предложение относительно лица, которое, по взглядам главы государства, не является способным обеспечить эти основные позиции, за которые отвечает президент как гарант Конституции. В таком случае президент может отказать внести кандидатуру премьера на политических основаниях.
– Но, если бы отцы-разработчики изменений к Конституции имели это в виду, они бы записали пункт, что "президент имеет право отклонить кандидатуру"!
– Возможно. Но они же не убрали положение части 2 статьи 102 Конституции – "президент Украины является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина".
Также они не убрали положений, по которым президент непосредственно осуществляет и руководит внешней политикой, политикой в сфере безопасности и обороны, вопросами, связанными с пра вами и свободами граждан.
Не убрали, но еще и усилили полномочия президента путем введения норм части 2 статьи 90 Конституции, где увеличено количество оснований для роспуска парламента.
Так что усиление парламента у разработчиков изменений к Конституции ассоциировалось и с усилением возможностей противовеса со стороны президента.
– Скажите тогда, зачем Ющенко говорит в рамках круглого стола, что нужно сбалансировать отношения между президентом и Верховной Радой? Исходя из Ваших слов, у него и так достаточные полномочия.
– Одно дело – усиление, а другое – сбалансирование. Отношения совсем не сбалансированы.
Во-первых, надо устранить противоречие. Во-вторых, надо окончательно определиться - мы хотим президентскую форму правления или парламентскую?
Смешанные формы правления являются уязвимыми, нестойкими. Постоянно возникают коллизии, спор относительно полномочий между разными центрами власти.
Это было и при Кучме, хотя Конституция 1996 года является более сбалансированной. Но и там были противоречия, которые требовали постоянного обращения к Конституционному суду.
Украина может определить для себя –брать ли в чистом виде президентскую модель: русскую, американскую, или более мягкую, французскую?
Или Украине следует взять в чистом виде парламентскую модель? Она более приемлема для Украины с точки зрения истории.
Но проблема в том, что мы не являемся той Украиной, которая развивалась во времена Киевской Руси. Мы – постсоветское государство. У нас власть рассматривают как централизованную, жесткую. Соответственно на президента направляются сетования, что он бездействующий, мягкий...
– Даже вы это признаете!?
– Нет, я этого не признаю, я говорю, какие мысли существуют в обществе...
И этот круглый стол убедил большинство людей, что президент может быть спокойной силой. Его естественным внутренним чувством является склонность к демократии, но это много кому кажется мягкостью.
Более того, он является человеком, который свято старается придерживаться правила pacta sunt servanta. То есть на латинском "договоры должны выполняться".
От этого все проблемы Ющенко.
Он пообещал в 2004 году Тимошенко, что она будет премьером – он это выполнил. Он пообещал публично Морозу, что не будет ничего делать для отмены изменений в Конституцию – он это делал. Он пообещал Януковичу в меморандуме, что подпишет закон о неприкосновенности депутатов местных советов – он это выполнил.
В условиях, когда и Кабинет министров, и Верховный суд, и МВД, и ваш покорный слуга в своих выводах старались убедить президента, что этого нельзя делать.
Вот из-за этого возникают все его проблемы в системе отношений в политике...
– Возможно, наоборот: свидетельством силы Ющенко было бы отсутствие проблем? А не ситуация, когда Ющенко, пообещав что-то, становится заложником обещаний...
– Кто знает заведомо, является ли обещание сделать определенные действия в будущем плохим или, наоборот, точным решением?
– Давайте возвратимся к текущей ситуации. Если смоделировать ситуацию, что Ющенко не подает Януковича, то он возвращает представление с его фамилией назад в парламент?
– Да, он не может это держать у себя.
– И возвратить Януковича назад он может, начиная со 2 августа?
– Да нет, президент может это сделать в любой день. Он мог возвратить и в первый день, когда получил решение коалиции выдвинуть Януковича в премьер-министры. Просто ситуация затянулась из-за переговоров за круглым столом.
– Если Ющенко возвращает Януковича, то президент будет требовать внесения другой кандидатуры?
– Не обязательно. Если президент убедится в том, что и коалиция, которая выдвинула Януковича, не способна сформировать правительство, которое обеспечит возможность реализации политики президента, возможность выполнить президентом функции гаранта территориальной целостности, гаранта независимости, гаранта прав и свобод человека, гаранта Конституции – то Виктор Ющенко может признать этот парламент таким, который не способен сформировать правительство.
Если это так, то, соответственно пункту 2 части 2 статьи 90 Конституции, он может принять решение о досрочном прекращении полномочий парламента.
– Но получит ли Ющенко лучший парламент после новых выборов?
– Возможно, и нет. Но, возможно, и да. Так как тот парламент будет больше отвечать реальной расстановке взглядов в обществе.
– Когда начинаются временные рамки, с которых Ющенко может объявить о роспуске парламента?
– Эти рамки начались с 25 июля.
– То есть он мог это сделать в любой день этой, или даже предыдущей недели?
– Да. Но вы же видите, что президент хочет согласовать позиции и заключить Универсал.
То есть соглашение, которое бы дало возможность гарантировать, что президент будет проводить политику так, как он ее видит, как он видит свой статус главы государства и гаранта Конституции.
– Но коалицианты упрекают, что они не обязаны выполнять программу президента! И по Конституции коалиция не должна выполнять его программу. А именно этого добивается Ющенко подписанием Универсала, который содержит пункты программы президента.
– Сейчас речь идет о двух простых вещах.
Первое – это НАТО. Это – вопрос системы безопасности, то есть политики, за которую непосредственно отвечает президент. Если эта политика будет уничтожена, это означает, что свою конституционную функцию президент не выполнил.
Второй вопрос – это унитарность. В нашей ситуации – это вопросы еще и территориальной целостности.
И третий вопрос, который связан с вопросом федерализма – это вопрос языка. Так как он расслаивает страну.
Это те камни преткновения, на которых все зациклилось. Остальные моменты не вызвали споров.
Так как, когда в пятницу парафировался Универсал, все другие пункты были парафированы. Они были подписаны представителями "Нашей Украины", Партии регионов, коммунистов и социалистов в рабочей группе.
– Как вы думаете, Ющенко согласится на тот вариант отношений с НАТО, изложенный в проекте Универсала, который утром утвердил политсовет Партии регионов?
– Безусловно, не согласится. Там опускается главный вопрос, который лежит в плоскости движения к системе евроатлантической безопасности – это вопрос Плана действий для получения членства в НАТО.
Безусловно, Партии регионов очень сложно. Они якобы обещали своим избирателям, что вступление в НАТО будет по итогам референдума. Но они смешивают эти вещи.
Одно дело – это референдум, а другое дело – выполнение обязательств соответственно закону "Об основах национальной безопасности".
– Но закон можно поменять!
– В том-то и дело! Может быть четкая договоренность относительно присоединения Украины к Плану действий для получения членства – так как для этого нужно решение правительства, которое сформирует коалиция.
– Однако нынешняя коалиция имеет большинство голосов избирателей на этот момент, тогда как Ющенко имел большинство полтора года назад. То есть уже изменились преимущества в обществе...
– Я не думаю, что они изменились. Если из коалиции отминусовать голоса социалистов, которые в 2004 году были на стороне Ющенко, то баланс будет не в пользу коалиции.
– Если снова возвратиться к теме роспуска парламента... По вашим словам, Ющенко уже имеет такое право, начиная с 25 июля. Итак, он и сейчас может тянуть эту ситуацию и не объявлять досрочные выборы?
– Теоретически – да. Но практически, думаю, вряд ли.
Не тяжело предусмотреть, что, оставив парламент в том виде, в котором он есть, при возвращении назад кандидатуры Януковича, это обусловит только дополнительные основания для эскалации напряженности.
Кроме того, Партия регионов прямо заявила, что она не собирается изменять кандидатуру на должность премьера.
Очевидно, если нет политической договоренности по стратегическим вопросам, то было бы логичным, если бы все политические силы признали, что этот парламент не может сформировать правительство, способное обеспечить политику, за которую ответственный президент.
Если это так, то логично было бы возвратить кандидатуру Януковича и утвердить решение о прекращении полномочий Верховной Рады.
– Вы входите в рабочую группу. По Вашим ощущениям, удастся ли договориться относительно универсала?
– Мне в понедельник казалось, что все будто согласованно. По двум пунктам было несколько редакций на рассмотрение президента.
Но во вторник было заявление Партии регионов, что политсовет не может поддержать другой вариант кроме того, который был утвержден на политсовете. А он имеет около десятка пунктов, а может и больше, которые коренным образом изменяют ситуацию.
Так как тот вариант Универсала, который обсуждался, был парафирован рабочей группой без замечаний по всем пунктам, кроме НАТО, языка и федерализма.
У проектов Универсала есть предостережения, что его положения должны лечь в основу коалиционного соглашения. То есть зафиксироваться через официальный политический документ.
Но в проекте, который во вторник утвердила Партия регионов, эту норму убрали, хотя в понедельник они еще были готовы на нее согласиться. Наверное, они бы не хотели, чтобы положения Универсала отразились в конкретном юридическом документе – коалиционном соглашении.
– То есть это игра, кто кого обманет?
– Думаю, таким образом они хотят держать шиш в кармане.
– А кто тогда был на рабочей группе от Партии регионов?
– Был Азаров, Лукаш, на последней рабочей группе также были Кушнарев и Богатырева. Азаров сказал, что тот текст, который они представили накануне, будто утвержден политсоветом. Хотя они даже на нем не настаивали.
А сегодня вдруг заявили, что берут за основу свой текст. По–сути, это является нарушением договоренностей, так как таким образом обсуждение текста Универсала может начаться с начала.
– Если будут объявлены новые выборы, по вашему мнению, они состоятся 1 октября? Или в другой день?
– Это зависит от даты издания указа об объявлении досрочных выборов. На следующий день после подписания такого указа начинается отсчет времени, и отсчитывается 60 дней. Поскольку сроки очень краткие, было бы очень желательно, чтобы 60 день после выдачи указа приходился бы на воскресенье.
Если 60 день будет рабочим днем, то участники избирательных перегонов и ЦВК потеряют несколько дней. Этого важно не допустить. Например, если 60 день припадет на среду, то выборы будут в воскресенье, которое будет перед этой средой. И будет потеряно три дня.
– Провел ли уже Ющенко формальные консультации, которые должны состояться перед роспуском парламента?
– Во вторник он проводил консультации по этому поводу. Может, Симоненко на них не было, но это не означает, что его не пригласят.
– Проходил ли через Вас уже проект указа президента о досрочных выборах? Готов ли такой указ?
– Существует черновик проекта указа. Так как отрабатываются разные варианты, и есть соответствующие черновики решений – проекта указа о роспуске парламента и проекта письма о возвращении назад кандидатуры Януковича.