Сценарий розпуска парламента: последствия и перспективы
Доминантой политической ситуации сегодня становится игра президента Ющенко на сохранение евроатлантического внешнеполитического и евро-ценностного внутриполитического курса Украины.
Это та линия, вокруг которой выстраивается принципиальное политическое позиционирование президента и, соответственно, возможные сценарии дальнейшего развития событий.
То есть и вариант роспуска парламента, и вариант переформатирования антикризисной и создания широкой коалиции с участием ПР-НУ-СПУ базируются на приоритетности президентского курса.
Формулировка по НАТО в Универсале закономерно стала камнем преткновения: для Ющенко это едва не единственная платформа позиционирования и гарантия легитимности в глазах западных партнеров и международного сообщества.
В случае сдачи этой позиции он теряет роль гаранта внешнеполитического курса, без этого не имеет смысла даже президентская квота на назначение председателя Министерства иностранных дел и Министерства обороны.
Для Партии регионов электоральной точки зрения данная позиция является рискованной в контексте отсутствия гарантий относительно "не роспуска" ВР.
С другой стороны, на сегодня политический фронт "антироспуск" сейчас сузился до СПУ и персональной позиции Мороза: он получил должность спикера; досрочные выборы для него, скорее всего, станут катастрофой; в ситуации досрочных выборов внутренне-фракционный бизнес не сделает на него политическую ставку.
ПР готова к досрочным выборам, несмотря на то что стратегические козыри - НАТО, федерализация, языковой вопрос - были под угрозой "сдачи" во время переговоров относительно Универсала национального единства. И это может стать объектом острой критики, как со стороны идеологических оппонентов, так и со стороны пока что визуально союзной Регионам Витренко.
БЮТ также не рискует в случае досрочных выборов – возможности получения премьерской должности в нынешнем расписании утрачены, досрочные выборы фактически неизбежно реанимируют премьерскую тему и дадут возможность рассчитывать на некоторое укрепление электоральных позиций блока.
Вообще в условиях фактического пата соотношения сил между президентом с одной стороны, и Коалицией и спикером с другой выглядит как "51/49":
- коалиция состоялась в значительной мере легитимно, формально избрано руководство ВРУ, представлена кандидатура премьера президенту. Коалиция имеет существенную электоральную поддержку.
- президент является модератором коалиционного процесса и премьериады. Соотношение 51/49 является актуальным в данной конкретной ситуации, учитывая ситуативное тактическое преимущество в виде рычага роспуска ВР.
Какими могут быть следствия досрочных выборов, и на что в нынешних условиях может рассчитывать НУ и собственно президент?
"Не подавать премьера и не распускать парламент"
Такая позиция дает президенту выигрыш времени. В условиях отсутствия КС нет инстанции, которая бы могла трактовать такие действия президента как конституционные или неконституционные.
Для коалиции есть одна возможность противодействия – сформировать лояльный по отношению к себе КС и поддать сомнению действия президента.
Другие выходы будут иметь не правовой характер. Однако и президент может влиять на формирование КС – его участие при этом является обязательным, кроме того, он имеет в КС собственную квоту. И вдобавок формирование КС просто невозможно – нет действующего премьера, присутствие которого является обязательным при утверждении судий КС.
"Распустить парламент"
Такой сценарий создает объективные предпосылки для поляризации общества и политикума, и сужения умеренного поля в политике.
Теоретически в случае переформатирования президентского партийного (блочного) проекта президент имеет шансы если не расширить, то хотя бы сохранить собственные электоральные позиции.
Но в такой неуверенной ситуации это не может быть стратегической ставкой, так как фактически ситуация марта-июля 2006 воссоздается, но уже без возможности роспуска ВРУ на протяжении года.
Год парламента без коалиции
В условиях поляризации и возможного расширения позиций БЮТ и ПР, президент вместе с НУ (или "квази-Ну") может получить "стержневую" стабилизационную акцию. Маленькие фракции - СПУ, КПУ - имеют все шансы не попасть в парламент, теоретически сохраняется возможность поднятия избирательного барьера.
Довольно возможной является ситуация, когда основой парламента будут две больших фракции-антагонисты, которые не будут иметь с одной стороны – достаточного количества голосов, с другой – союзников для формирования коалиции.
ПР имеет все шансы усилиться даже до 40%, но это все равно не дает возможности единоличного формирования правительства, а риск того что союзников формата СПУ и КПУ не будет – довольно большой.
То есть, даже имея небольшую фракцию, к примеру, в 45-50 мандатов, президент может маневрировать: блокировать создание одних, неприемлемых коалиционных конфигураций, и моделировать создание других.
Может сложиться ситуация, когда снова именно от НУ будет зависеть коалиционная конъюнктура. Кроме того, даже при условии воспроизведения антикризисной коалиции за президентом остается право вето, преодолеть которое без участия того же БЮТ будет, скорее всего, невозможно.
Все это время будет сохраняться правительство Еханурова, которое будет работать в режиме и.о., и, тем не менее, будет работать в рамках президентского курса. Через год создастся правовая возможность для роспуска нового состава ВР.
Этот год станет годом дискредитации не только парламента, но и парламентско-президентской модели как таковой.
И вполне достоверно, что вместе с проведением новых выборов может стартовать референдум прямого действия относительно изменений к Конституции, или в формате "ревизии", или в формате "продолжения реформы".
Год парламентской безалаберщины – вполне достаточный срок для соответствующей подготовки общественной мысли.
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий